Орбан, геи, УЕФА. Как новый венгерский закон вывел на чистую воду чиновников от футбола

Венгерское правительство с потрясающей легкостью наживает себе врагов. То — среди украинских патриотов, то среди европейских ЛГБТ-интернационалистов. Попутно под раздачу попала и УЕФА

Так мог выглядеть стадион "Альянц Арена" в Мюнхене во время матча Евро-2020 между сборными Германии и Венгрии / Getty Images

Пока глава венгерского МИДа Петер Сиярто возмущался тем, что венгерских политиков внесли в базу врагов Украины "Миротворец" и риском, что им "будут мстить", официальный Будапешт приложил немало сил, чтобы увеличить число поводов для мести. Причем не так со стороны украинских националистов, как со стороны европейского ЛГБТИК-интернационала. В котором, разумеется, без украинцев тоже не обошлось: ведь не иначе как именно с этой целью в Украине из геев предусмотрительно сформировали воинское подразделение. Впрочем, шутки в сторону.

Одной рукой защищая право венгров на выражение взглядов касаемо устройства соседних государств, второй Будапешт нанес серьезный удар по праву на другую свободу выражения – причем собственных граждан.

На минувшей неделе парламент Венгрии принял закон, запрещающий распространение в школах контента, который, как утверждается, пропагандирует гомосексуальность и изменение пола.

По мере приближения намеченных на следующий год очередных парламентских выборов премьер Венгрии, соросенок-ренегат Виктор Орбан, проводит все более радикальную политику социальных чисток и закручивая гайки меньшинствам и аутсайдерам.

Его партия Fidesz, продвигающая христианско-консервативную повестку дня, в минувший понедельник сыграла в политические наперстки, включив предложение о запрете бесед по вопросам ЛГБТ, в пользующийся широкой поддержкой законопроект, предусматривающий суровое наказание за педофилию. Это значительно ограничило возможности оппонентам правящей партии голосовать против этой нормы.

Такое шулерство спровоцировало массовый митинг у стен парламента с требованиями не отождествлять уголовное преступление со свободой самовыражения, впрочем, он ожидаемо не возымел эффекта: во вторник депутаты Fidesz подавляющим большинством поддержали закон, а оппозиционным партиям не осталось ничего иного как бойкотировать голосование.

Согласно поправкам, лицам младше 18 лет запрещается показывать контент, поощряющий изменение пола или гомосексуальность. Запрет распространяется также на рекламу. При этом государство определяет перечень организаций, лицензированных для сексуального образования в школах. Таким образом, консервативная революция, начавшаяся с пересмотра правительством Орбана закрепленного в конституции понятия брака (вместо "людей" он трактуется как союз "одного мужчины и одной женщины"), завершилась фактическим принятием кальки с российского закона 2013 года, который запрещает "пропаганду нетрадиционных половых отношений" среди молодежи.

С 2010 года Орбан трижды подряд выигрывал выборы, пользуясь, в частности, разобщенностью оппозиции. Однако теперь его оппоненты впервые смогли объединиться, причем в рейтингах оппозиция стремительно догоняет Fidezs. Так что нынешнее наступление на сексменьшинства, по всей видимости, является частью избирательной стратегии. Впрочем, цена победы для Орбана – если она будет – вполне может оказаться дороже расчетной, учитывая реакцию на принятие закона партнеров по ЕС.

Во вторник на встрече министров четырнадцать государств-членов Союза призвали Еврокомиссию принять меры против Венгрии в связи с недавно принятым законом, запрещающим демонстрировать изображение ЛГБТИК-людей несовершеннолетним. Дания, Германия, Ирландия, Испания, Италия, страны Балтии,

Финляндия, Франция и Швеция присоединились к инициативе стран Бенилюкса и выступили с совместным заявлением, в котором выразили "серьезную озабоченность" поправками, которые "дискриминируют ЛГБТИК и нарушают право на свободу выражения мнений под предлогом защиты детей".

Они также заявили, что новый венгерский закон заслуживает осуждения, поскольку "являет собой вопиющую форму дискриминации по признаку сексуальной ориентации, гендерной идентичности и самовыражения".

"Инклюзия, человеческое достоинство и равенство являются основными ценностями нашего Европейского Союза, и мы не можем идти на компромисс в отношении этих принципов", — заявили страны. Они призвали Комиссию ЕС использовать все имеющиеся в ее распоряжении инструменты для обеспечения полного соблюдения законодательства ЕС.

Как заявила заявила Софи Вильмес министр иностранных дел Бельгии (где в прошлом декабре полиция за нарушение карантина разогнала гей-оргию, среди участников которой погорел соратник Орбана Йожеф Сайер), "Союз, основанный на ценностях, — это не меню à la carte. Мы несем коллективную ответственность за защиту прав всех граждан ЕС, и поэтому мы обязаны высказываться и реагировать, когда эти права и ценности подрываются".

Будапешт, естественно, защищался. "Новый венгерский закон не противоречит европейским законам. "Он гарантирует право родителей принимать решение о сексуальном воспитании своих детей, —написала в Твиттере министр юстиции Венгрии Юдит Варга в ходе встречи, доказывая, что закон не вмешивается в жизнь. взрослых и в этом смысле не является дискриминационным. – Сексуальная пропаганда в отношении наших детей не является европейской ценностью. Наша ценность – уважать свободу мнений в семьях и гарантировать беспрепятственное воспитание наших детей без какого-либо вмешательства со стороны сексуального лобби".

Впрочем, спор из-за закрытых дверей министерского совещания быстро перешел в публичную плоскость. Дело в том, что накануне матча Германия-Венгрия под раздачу попала УЕФА, отклонившая просьбу мэрии Мюнхена, где проходила игра, подсветить Альянц-Арену цветами радуги в поддержку ЛГБТИК-сообщества. При этом мэр города Дитер Райтер прямо увязал свою инициативу с протестом против законодательной инициативы FIDESZ. Федерация, естественно, парировала тем, что не может удовлетворить запрос из-за "политического контекста". В общем, судя по истории с формой украинской сборной, этот ответ можно считать шаблонным.

Райтер назвал решение "позорным", пообещав, что мюнхенские муниципальные власти будут размахивать радужными флагами (и сдержав обещание). В то же время несколько других немецких городов заявили о намерении осветить свои стадионы цветами радуги.

Петер Сийярто, в точности как его российские коллеги, похвалил УЕФА за то, что та не поддается на "политические провокации", заявив, что "смешение политики и спорта вредно и опасно". Но тут скандал вышел на более высокий уровень. Перед матчем в среду вице-президент Европейской комиссии Маргаритис Схинас на пресс-конференции встал на сторону мюнхенской мэрии: " Мне очень трудно понять, что пытается сделать УЕФА… Честно говоря, я не нахожу этому разумного оправдания" — тем более что ранее федерация поддерживала кампании за инклюзию и против расизма. Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен подлила масла в огонь, без обиняков заявив, что "этот венгерский законопроект – позор".

Столь увесистая аргументация заставила УЕФА, как и в случае с формой нашей сборной, попытаться пропетлять. В ее коммюнике содержался глубокомысленный тезис о том, что "с дискриминацией можно бороться только в тесном сотрудничестве с другими", и предложение, чтобы Мюнхен осветил стадион как пожелает потом – 28 июня в День Кристофер-Стрит, когда в городе состоится прайд, или с 3 по 9 июля в Неделю Кристофер-Стрит.

Впрочем, приспособленчество УЕФА вряд ли сильно ей повредит: федерация с завидным постоянством всплывает после любых скандалов. Орбану, похоже, тоже особо бояться нечего. Достаточно вспомнить, что дебаты по поводу состояния правосудия в Венгрии было частью процесса по Статье 7 – дисциплинарной процедуры, инициированной почти три года назад, но до сих пор не принесшей конкретных результатов. И хотя некоторые правительства возлагают надежды на новый механизм верховенства закона, привязывающий финансирование в рамках ЕС к соблюдению демократических стандартов, перспективы реализации этого механизма остаются туманными. Впрочем, по некоторым оценкам, это поворотная точка: если ранее законотворчество команды Орбана было наступлением на свободу Центробанка, перекройкой конституции и закручиванием гаек для СМИ, то теперь Будапешт бросил вызов не только либеральным устоям ЕС, но и ЛГБТ-интернационалу, некоторые представители которого, к слову, оказались в одном кабинете с Варгой. Правда, шансы европейских чиновников-геев над венгерскими популистами-п…сами после того, как сборные Германии и Венгрии сыграли вничью, выглядят туманно. Чего не скажешь о характеристике чиновников от футбола — здесь, пожалуй, в конце концов сойдутся во мнении обе противоборствующие стороны.