Опру в президенты. Борьбу за Белый дом превратят в реалити-шоу
Речь известной американской телеведущей и, по сути, одной из изобретательниц жанра "реалити" Опры Уинфри на церемонии вручения премии "Золотой глобус" внезапно привлекла внимание либерального фланга политического класса США к 63-летней звезде.
Экзальтированные и нервные
Впрочем, говоря совсем уж искренне, демократы и ранее поглядывали на "сделавшую саму себя" афроамериканскую миллиардершу Уинфри с корыстным политическим интересом. Но все же такие "быстрые взгляды" ограничивались скорее горизонтом пожертвований от Опры, которая, надо сказать, вряд ли могла бы даже теоретически поддерживать республиканцев. Однако смысл поползших по политической Америке слухов и допущений (притом что нельзя забывать, что читатель той же NYT, благодаря некоторым искривляющим эффектам социальных сетей, живет в своем комфортном мире, из-за пределов которого полтора года назад явился Дональд Трамп) в этот раз - иной.
Экзальтированная журналистская и творческая тусовка, а также, хоть и с понятным скепсисом, некоторые знаковые фигуры в истеблишменте Демпартии (или в его орбите) восприняли выступление Опры Уинфри как некую заявку на президентскую кампанию 2020 г. Хотя, и это важно подчеркнуть, сама г-жа Уинфри пока о подобных амбициях не заявляла. Более того, все последние десять лет от политической карьеры отказывалась.
Со сдержанным оптимизмом высказался о ее потенциальных шансах архитектор победы Барака Обамы в 2008 г. и старший советник президента в 2009-2011 гг. Дэвид Аксельрод. Правда, еще в конце 2007 г. Уинфри выступала на соответствующем мероприятии демократов, и ее способность устанавливать эмоциональный контакт с аудиторией трудно отрицать. А вот конгрессмены от оппозиции отреагировали более нервно - возможно, за лаконичными призывами сконцентрироваться на промежуточных выборах 2018 г. они прячут свое смятение. Эта нервозность имеет ряд мотивов, которые сложно разглядеть извне Америки.
Во-первых, демократы все еще переживают горечь и недоумение (в особенности теперь, в эпицентре фейерверка, вызванного книгой Майкла Вулфа о первом годе Дональда Трампа в Белом доме) поражения 2016 г. Оно и впрямь выглядит как печальная тавтология - злую шутку с демократами сыграла именно демократия, причем в ее американской модели.
Во-вторых, мерцающая идея противопоставить шоумену в Овальном кабинете нечто свое мелькает по краям либеральной части политикума. Этим своим уже не может ввиду обнуления репутации быть продюсер Вайнштейн, разумеется. Да и целый ряд перспективных политиков в Сенате и Палате представителей, не только с правой стороны, выбит из игры сексуальными скандалами.
Из кого выбрать
Ставка на молодость - как ни странно, стара.
И, похоже, этот ресурс привлекательности вычерпал до дна Обама, в особенности, если вспомнить, что партийным выдвиженцем два года назад чуть было не стал Берни Сандерс. А кроме того, Уинфри на восемь лет моложе действующего президента. Такой формат сравнения, кстати говоря, отражает недавно проявившуюся тенденцию - люди старшего возраста в США, более чем где бы то ни было, сохраняют активность и бодро участвуют в общественно-политической жизни. К юным лицам уже не тот уровень доверия, как в конце 2000-х в разгар ипотечного кризиса, вызванного, не в последнюю очередь, проделками банкиров, бывших "молодежью" скорее во времена Клинтона.
В-третьих, фальстарт для демократов недопустим. Береженого бог бережет - победа в борьбе за одно из двух мест в Сенате от ультраконсервативной Алабамы является скорее следствием сколов в правящей партии, собственной интриги отставного советника Трампа Стивена Бэннона, и гримасой истории. Теперь республиканцы в верхней палате фактически лишь на два места впереди и рискуют проиграть ее демократам в ноябре. С нижней палатой дела обстоят гораздо сложнее. Поэтому превращать политическую стратегию гигантской партийной организации во фрик-шоу, обезьянничая, пусть неумышленно, с того зигзага, который приключился с американскими консерваторами, мозги Демпартии считают довольно рискованным. Но если задуматься на минуту, не так уж богат их выбор.
Сегодня в качестве потенциальных кандидатов в президенты от оппозиции - правда, в США "оппозиция", в силу подлинного, а не формального, разделения властей, понятие ускользающее - контурно рассматривается ряд кандидатур. Дело в том, что в конце текущего года в любом случае гарантированно произойдет одно из трех. Либо демократы не осилят перевес в обеих палатах, либо возьмут одну из них, либо обе. Но вероятность тотального перехвата законодательной власти обретет вероятность лишь в том случае, если:
а) сверхбыстрый рост фондовых индексов, перегрев, которому так радуются некоторые наивные, но громкие сторонники Трампа, сверзится в циклический кризис, а ведь десятилетний цикл уже показывает из-за горизонта свои рожки;
б) специальный прокурор Роберт Мюллер вытянет своим широко раскинутым неводом самую крупную рыбу, скользящую по льду финансовых злоупотреблений, связанных или нет напрямую с кампанией нынешнего президента США, а на что-то в этом роде намекает Стивен Бэннон в откровениях Майклу Вулфу.
Между тем пока демократы дуют на молоко гонок в Конгресс, Белый дом 9 января безапелляционно заявил, вбивая некий колышек в формирование будущей повестки дня, что Дональд Трамп обязательно будет переизбираться в 2020 г. Рискованная игра! Но этот выход "трампистов" на сцену вашингтонского варьете был неизбежен. Он спровоцирован ударом, нанесенным Бэнноном, и объявлением о том, что ветеран американской политики Оррин Хэтч покинет свое место в Сенате от Юты, на которую положил глаз Митт Ромни. А кто же выходит за демократов?
Прежде всего это политическая финифть, которая вьется вокруг Мишель Обама. Правда, ей - как и Хиллари Клинтон - придется непросто, ведь надо выходить за рамки образа первой леди. Удастся ли ей это или нет, поверят ли в нее политические инвесторы, обжегшись на Клинтон, - сказать непросто.
Далее, это Кирстен Джиллибранд, 51-летняя сенатор от штата Нью-Йорк, сменившая на этой позиции Хиллари Клинтон, но внезапно "куснувшая" Билла Клинтона в серии недавних скандалов на почве сексизма. Что, вызвав негодование "клинтоновской гвардии," заставило многих взглянуть на Джиллибранд, сделавшую образцовую карьеру юриста и политика и явно размышляющую над президентскими амбициями, всерьез. Или скорее, по-другому, как способную взять и левый фланг, то есть радикальных феминисток, а также сдвинуться ближе к центру, подхватив нейтральных избирателей, голосующих каждый раз по-разному. Но, пока что подлинные планы Джиллибранд - туманны.
Челси Клинтон - да, опять Клинтоны, но заметим, что предыдущее поколение левых, Кеннеди, лишь сравнительно недавно отошли от дел, да и то, на политическую ниву вступили внуки и правнуки. Однако тестом на потенциал Челси, которую не слишком, как выяснилось из взломанной почты комитета демократов, любит партийный аппарат, станут потенциальные перевыборы в Сенат в родном для отца Арканзасе.
Заметим, Арканзас бы и сегодня избрал Билла Клинтона, не забывающего штат, куда угодно (как и все избиратели Демпартии - но, увы, это по идее невозможно). Аналитики же смотрят на место младшего сенатора от Арканзаса, правого республиканца и героя двух войн Тома Коттона, который может уйти на работу в правительство (если Трамп попрощается с Тиллерсоном, а на его место возьмет Майка Помпео), а конкретно - в ЦРУ. Но сенатор Коттон тоже себе на уме. И если эта комбинация высветится, Челси надо будет приложить массу усилий, чтобы перспектива забрезжила для нее в штате, где демократы не побеждали со времен ее батюшки.
Наконец, это универсальный солдат партии, безупречный Джо Байден (либералы локти грызут, вспоминая, как поставили все на Клинтон). Кажется, вокруг Байдена закручиваются серьезные воронки внимания - хотя в 2020-м ему будет 77. Несмотря на тренд удлинения периода политической активности в жизни долгоживущих американцев, пример Сандерса, да и Трампа с Хиллари Клинтон, это все-таки выглядит пока несколько неправдоподобно. Да и бывший министр труда, и нынешний секретарь национального комитета Том Перес и экс-кандидат в вице-президенты Тим Кейн не могут не оставаться в игре.
Но, согласимся, все это выглядит как-то скучновато, избыточно технологично, как графики братьев Подеста, ухнувших в небытие политтехнологов Клинтон, чья многолетняя работа в Белом доме двух президентов притупила их нюх.
Демотрамп
Так почему тогда - не Опра Уинфри? Своеобразный Трамп либералов, в более молодой и скорее более "доброй" версии, несмотря на характер многих ее шоу. Не хочет? А если Голливуд сильно попросит? Вкупе с Джорджем Соросом и Биллом Гейтсом? И потом не получилось протолкнуть в Белый дом WASP Хиллари, тогда как насчет богатой женщины-афроамериканки?
Проблем на этом пути, конечно, немало.
Дональд Трамп своим бесконечным трикстерством (и просто троллингом) ежедневно девальвирует должность президента и временами напоминает одного из поздних императоров все еще весьма живой, но очень больной Римской империи, Гелиогабала. Который, вообще-то, был жрецом мрачноватого прамусульманского культа, но римляне сразу этого не сообразили и страдали под его пятой почти четыре года. Не станет ли потенциальное выдвижение Опры еще одним витком вниз по спирали старейшей из современных демократий на дно?
Согласимся же, впрочем, что схватка Трамп-Опра могла бы стать пиковым, максимально вовлекающим сюжетом для сезона 2020 г. После которой телевидение, стравив своих идолов, навсегда сошло бы со сцены большой политической жизни, вежливо раскланявшись в дверях с социальными сетями.