Оправдан и свободен. Можно ли считать дело Маркива закрытым

Тот факт, что Виталий Маркив вышел свободу, безусловно, радует. Но три года, вычеркнутые из его жизни итальянской тюрьмой, уже не вернуть. К тому же, осуждение Маркива по надуманному обвинению – только верхушка неприглядного итальянского айсберга

Виталий Маркив вернулся в Украину / УНИАН

Боец украинского добровольческого батальона Виталий Маркив, обладавший гражданством Украины и Италии, был арестован 30 июня 2017 года в Болонье по подозрению в убийстве 24 мая 2014 г. итальянского фоторепортера Андреа Роккелли, работавшего на позициях боевиков вблизи г. Славянска. Вместе с Роккелли погиб его российский переводчик Андрей Миронов. Там же был ранен французский журналист Уильям Рогелен. Все они незаконно проникли на территорию Украины и фактически обеспечивали информационную поддержку незаконным вооруженным формированиям.

Было известно, что Роккелли, Миронов и Рогелен работали неподалеку от съемочной группы Russia Today (ныне RT). Не секрет, что журналисты Russia Today, работая в зонах конфликтов, регулярно выполняют также и роли артиллерийских корректировщиков. При этом они нередко наводят огонь и по мирным жителям, с тем, чтобы затем первыми отснять еще подергивающиеся трупы. Эта практика была настолько распространенной в 2014 году, что подозрение в причастности Russia Today к гибели Роккелли и Миронова, решивших убить коллег на камеру, возникло с самого начала. Забегая чуть вперед, замечу, что в итоге оно полностью подтвердилось. Было установлено, что Роккелли и Миронов действительно погибли в ходе минометного обстрела со стороны сепаратистов. С большой долей вероятности в роли наводчиков выступила группа Russia Today, отснявшая затем их трупы, выдаваемые за "жертв украинских карателей". Во всяком случае, других версий о причинах их обстрела сепаратистами нет.

Информационно-минометная операция Russia Today прошла почти удачно. Единственным ее проколом стал выживший Рогелен. Но его рассказ оказался беден на факты, хотя поначалу он признал, что в них стреляли не украинцы, а российские боевики, и лишь в дальнейшем изменил показания. Тела Роккелли и Миронова были перевезены в Славянск, контролируемый на тот момент террористами, так что говорить о заслуживающих доверия материалах вскрытия нет оснований. Версия об "украинских карателях", не только распинающих мальчиков в трусиках, но и охотящихся за "представителями европейских СМИ" была запущена в оборот. От заявлений украинской стороны о том, что ВСУ в этот день не располагало минометами в том районе, просто отмахнулись.

Все эти события разворачивались на фоне поддержки Италией российских агрессоров и террористов из ЛДНР, которая продолжается и в настоящее время. Так, МИД Италии последовательно выступал и выступает за снятие санкций с России, итальянские политики систематически посещают оккупированный Крым, итальянский бизнес в обход санкций прямо инвестирует в него, итальянская "университетская общественность" выступает по телеканалам ДНР, а итальянское государственное телевидение транслирует антиукраинские сюжеты с Донбасса.

Пропаганда "ДНР" создает иллюзию международной поддержки "народной республики" с помощью итальянских друзей

Не менее ста, а, с учетом ротации, значительно больше, итальянских наемников воевали и воюют на Донбассе в рядах террористов, и, не скрываясь, постят свои фото и рассказы в соцсетях. В Италии открыто работают представительства ДНР и ЛНР, несмотря на неоднократные просьбы украинской стороны об их закрытии. Список этот можно продолжать достаточно долго.

Неудивительно, что "дело Маркива" стало разворачиваться в самом неблагоприятном для украинского патриота направлении. Огромную роль в этом сыграла и Национальная федерация итальянской прессы, членом которой был погибший Роккелли, с начала событий на Донбассе фактически выступившая в поддержку боевиков.

Павиянский суд, обвинительный приговор и чудесное оправдание

В июле 2019 года, после двухлетних разбирательств, суд города Павия приговорил Виталия Маркива к 24 годам тюрьмы.

По версии итальянских прокуроров, опиравшейся на переводы частных разговоров Маркива, оказавшихся в распоряжении следствия, и, как выяснилось в дальнейшем, сознательно сфальсифицированных итальянскими переводчиками с целью фабрикации обвинительных доказательств, а также на откорректированные в обвинительном по отношению к Маркиву ключе показания Рогелона, гибель Роккелли была умышленным убийством, совершенным по предварительному сговору группой лиц, в которую входил и Маркив. Таким образом, действия ВСУ, направленные на защиту украинской территории от вооруженного вторжения, были признаны итальянской прокуратурой преступными.

Осенью 2019 года МВД забрало у СБУ дело о гибели Роккелли и Миронова для проведения дополнительных действий с целью сбора доказательств невиновности Маркива. В частности, была установлена точная позиция, на которой тот находился в момент гибели Роккелли: в 1760 метрах и вне зоны видимости Маркива. Таким образом, ни вести по ним огонь из личного оружия — автомата Калашникова, ни наводить на них огонь минометов, которых у ВСУ на том участке не было, Маркив просто не мог. Кроме того, украинские следователи провели фонологическую экспертизу видеозаписи, которую сделал Роккелли перед гибелью. По ее результатам было установлено, что по Роккелли стреляли из миномета, с дистанции в 200-300 метров, то есть, заведомо с позиций боевиков.

Все эти материалы и были представлены в Миланский апелляционный суд. Представителям итальянской прокуратуры было предложено прибыть на место, с целью проверить выводы украинского следствия. В ответ они заюлили, заявили, что "не так уж и важно, был ли перекрестный огонь", а от проверки фактов, предоставленных украинской стороной, уклонились.

В итоге Маркив был полностью оправдан и немедлено вылетел в Украину. Основания не задерживаться в Италии у него были: решение, которое вынес апелляционный суд, можно оспорить в кассационном суде как в высшей судебной инстанции. Адвокаты родителей Роккелли уже заявили, что рассмотрят такую возможность. Таким образом, обвинительный приговор Маркиву все еще может быть подтвержден, а вот из Украины его в любом случае не выдадут.

Справедливость не восторжествовала 

При всем уважении к усилиям украинских следователей, сотрудников МИД Украины и адвокатов Маркива приходится признать, что они, тем не менее, не имели решающего значения. И обвинительный приговор павиянского суда, и оправдательный, вынесенный апелляционным миланским, были чисто политическими решениями, не имеющими с собственно правосудием вообще ничего общего.

Такого рода весы, цель которых угодить всем сторонам, и продемонстрировать объективность и независимость итальянского правосудия, не являющегося в действительности ни независимым, ни объективным – обычная практика в Италии. В случае же с Маркивым события развивались следующим образом.

Павиянский суд, приговорив Маркива на основания явно ложных обвинений, выполнял прямой заказ по поддержке итальянских политиков, водящих выгодную дружбу с Путиным. Таких политиков в Италии немало, и все они при власти. И если Берлускони всего лишь распивал с Путиным ворованное вино из коллекции украинской "Массандры", захваченной оккупантами в Крыму, то лидера "Лиги Севера" Сальвини поймали за руку на договоренности с россиянами о софинансировании политической кампании "Лиги" на выборах в Европарламент 26 мая 2019 г.

Сальвини, естественно, соскочил – итальянскому суду и следствию такая крупная рыба оказалась просто не по зубам. Но дружбу с Путиным, на финансовом подсосе у которого уже не первый год сидит "Лига", нужно не только отрабатывать, но и легализовывать. А это, в числе прочего, предполагает демонизацию Украины, противостоящей российской агрессии, и воспевание подонков, воюющих на стороне России. Лучший же способ такого воспевания – разбавить российских боевых бурятов и ОРДЛОвских "ополченцев" – итальянскими "интернационалистами". Которые, вернувшись на родину, расскажут, вместе с какими славными парнями они защищали Русский мир от "украинских фашистов". 

Так, поставки на Донбасс итальянского мяса стали частью имиджевой операции итальянских лево-правых, формируя в Италии мнение о том, что сотрудничество с Путиным и получение от него денег, может быть, и не вполне законно, но с учетом того, каким монстрам противостоит Россия в Украине, грех не велик и в целом простителен. Что до термина "лево-правые", то относительно итальянских реалий он полностью оправдан. Итальянские фашисты и прокремлевские коммунисты легко перетекают друг в друга, чутко реагируя на изменения политической конъюнктуры, но неизменно сохраняя верность московским подателям благ.

Конечно, слишком заигравшихся вербовщиков иной раз и окорачивают, беря под стражу, но это не более чем подстрижка излишне разросшихся кустов. К тому же, понятливый итальянский суд в короткие сроки обеспечивает всем посаженным выход на свободу.

Но слишком явно топить за Россию в ЕС сейчас немодно. И оправдание Маркива стало демонстрацией того, что Италия чутко отслеживает настроения в Евросоюзе и отнюдь не противопоставляет себя им. 

Впрочем, как уже было сказано, такого рода качели "осудили – оправдали по апелляции, но ты несколько лет все равно просидишь" вообще характерны для итальянской юстиции. И началась такая практика не вчера — над специфической итальянской Фемидой едко поиздевался еще Лазарь Лагин в своем "Старике Хоттабыче". Книжка Лагина, конечно, сильно политизирована, а ее сюжет списан с "Медного кувшина" Энсти, но эпизод с рыбаком Джованни в редакции 1953 года просто до неприличия похож на историю с Маркивым.

Можно, впрочем, вспомнить и реальную историю с таким же несправедливым, предвзятым и политически мотивированным судом за изнасилование и убийство британской студентки Мередит Керчер в Перудже в 2007 году. В содеянном трижды обвиняли местного жителя Руди Германа Геде, которому сначала дали 30 лет, а затем в результате первой из двух апелляций срок срезали до 16. За то же были осуждены итальянский студент Раффаэль Соллечито и американская студентка Аманда Нокс. Соллечито впаяли 25 лет, Нокс — 26.Но в итальянской системе правосудия осуждаемых не считают виновными, пока не закончен апелляционный процесс. Через четыре года их вообще признали невиновными ввиду "шатких доказательств". Верховный суд закрыл дело, сославшись на "разумные сомнения". В приговоре указывалось, что научные доказательства были "центральными" в деле, имели место "вопиющие нарушения" и "преступные недостатки в следственной деятельности". Однако это было в 2015 году. А в 2011, когда рассматривалась апелляция Нокс, американская публика (и пресса) возмущались совсем как мы с вами — потому что монструозные ляпы в расследовании и абсурдность обвинения против Аманды были очевидны уже в ходе первого процесса. 

Итак, правда в деле Маркива не восторжествовала. За торжество справедливости нам пытаются всучить чисто политический пинг-понг, который, к слову, вовсе не окончен. Но сейчас шарик оказался на украинской стороне – и этим необходимо воспользоваться. Оправдание Маркива создало отличный информационный повод для обращения в самый справедливый итальянский суд с исками против итальянских наемников, воевавших в Украине – тех, чьи имена известны. Конечно, их прикроют и спасут, уведя от наказания, однако пинок по имиджу Италии и представление ее в мировых СМИ как одной из стран, дающих приют центрам вербовки террористов, объективно выгодно Украине. Выгодно уже потому, что оно ухудшит позиции итальянских адвокатов Путина в ЕС – и укрепит позиции тех итальянских политиков, которые выступают как противники Путина.