Опасный доклад. Зачем Европарламент перешел в наступление на Польшу
Если Варшава не примет требования Брюсселя вернуться к принципам либеральной демократии, риск углубления раскола в ЕС увеличится
На сегодняшнем заседании Европейский парламент рассмотрел доклад о нарушении верховенства права и ключевых прав в Польше и 513 голосами "за" (148 были против) поддержал резолюцию с призывом к руководству ЕС отреагировать на эти самые нарушения. Что открывает дорогу к введению санкций в отношении Польши.
Доклад 16 июля уже получил одобрение членов Комитета по гражданским свободам, юстиции и внутренним делам — 52 евродепутата "за", 15 были против.
Автором доклада является глава этого комитета, левоцентрист Хуан Фернандо Лопес Агилар.
Принципиальный и проевропейский
Хуан Агилар —известный в ЕС правовед: кандидат юридических наук в Университете Болоньи, магистр права и дипломатии Школы права и дипломатии Флетчера, долгое время был профессором конституционного права в Университете Лас—Пальсмас—де—Гран—Канария.
Бывший министр юстиции Испании (2004—2007 гг.). Политик и чиновник, пользующийся авторитетом и уважением других европарламентариев.
Судя по его биографии и выступления, Агилар — человек твердых убеждений и принципиальный защитник прав и свобод человека.
И польский кейс он "ведет" уже не первый год. Еще три года назад он был в числе тех европейских политиков, которые остро критиковали правящую польскую партию "Право и справедливость" за посягательство на независимость судов.
В дополнение к деятельности в качестве евродепутата, критиковавшего Варшаву, Агилар также отстаивал свою позицию и на страницах СМИ.
Например, в блоге на сайте испанского The Huffington Post, опубликованном 7 сентября 2017 г., Агилар поддержал решение Еврокомиссии от 28 июля запустить процедуру рассмотрения нарушений прав в Польше.
Его главный посыл, вынесенный в заголовок, — "Защищать европейские права поляков — значит защищать Европу".
При этом ПиС он называет популистской и авторитарной. А к популистам испанский европарламентарий относится крайне негативно.
Так в своей другой статье (также для HuffPost) Агилар сравнивает европейских правопопулистов и евроскептиков с российскими популистами — народниками, которые "стали предвестниками катаклизмов, положивших начало Октябрьской революции".
Агилар предостерегал Европу от поддержки популистов, которые представляют угрозу для целостности Европейского Союза.
И да, к Москве он тоже относится критически. Тем более что был одним из евродепутатов, во время дебатов в ЕП 17 января 2018 г. обвинившим Россию во вмешательстве через "тысячи аккаунтов" в соцсетях в каталонский кризис.
Дебаты были посвящены необходимости увеличить финансирование Европейской службы внешних действий, ответственной за выявление пропаганды России и "Исламского государства".
Агилар тогда подчеркнул важность того, чтобы "ЕС вложил больше ресурсов [в противодействие пропаганде] и был готов противостоять этой абсолютно реальной угрозе".
Спустя два года его позиция осталось неизменной. Он продолжает активно участвовать в мероприятиях, которым положили начало те дебаты. Вчера при его участии состоялось первое заседание Специального комитета ЕП по иностранному вмешательству в демократические процессы в ЕС, в ходе которого евродепутаты рассмотрели способы, которыми государственные и негосударственные структуры распространяют дезинформацию, разжигают ненависть, подрывают доверие, авторитет ЕС и европейские ценности.
Так что заподозрить его в симпатиях к России, в контексте рассмотрения Европарламентом его "польского доклада", очень сложно.
Правда, и сторонником укрепления отношений ЕС с США назвать его тоже нельзя. Учитывая, что в мае 2010 г. он голосовал за две резолюции ЕП с призывом к руководству Евросоюза ограничить доступ США к персональным данным европейцев, собранным Вашингтоном.
Заметим, до скандальной публикации на портале WikiLeaks переписки американских дипломатов и за три года до передачи Эдвардом Сноуденом секретных данных о слежке АНБ за гражданами других государств оставалось еще полгода.
"Сегодняшним голосованием мы … четко заявили Европейской комиссии, что примем только то соглашение, которое позволит осуществлять контроль Европы над передачей данных, а также их получением и использованием", — заявил тогда Агилар.
Тут нужно напомнить, что с приходом Дональда Трампа в Белый дом отношения между США и ЕС сильно ухудшились. В Европе вызрело стойкое неприятие дальнейшего пребывания под американским зонтиком. Потому с большой долей вероятности отношение Агилара к сотрудничеству с американцами не изменилось.
Почему это важно, объясним ниже, но сперва обратимся к докладу.
За судей, прокуроров, журналистов и ЛГБТ
При составлении документа Агилар, которого назначили докладчиком 14 октября 2019 г., опирался на данные, полученные от Amnesty International, Human Rights Watch, Еврокомиссии, Австрийской коллегии адвокатов, комиссара по правам человека, Европейской ассоциации судей, Польской ассоциации судей, Председательства Хорватии и Председательства Финляндии в Совете ЕС, польского правительства, ПАСЕ, Ассоциации польских журналистов и т. д.
Отчет Агилара — это, по сути, перечень претензий Евросоюза к Польше. Касаются они вопросов свободы слова, независимости судебной системы, прокуратуры, соблюдения прав человека.
Так, ссылаясь на вывод ОБСЕ, автор отметил, что "предвзятость СМИ и риторика нетерпимости" во время парламентских выборов 2019 г., вызывают "серьезную обеспокоенность".
И хотя все кандидаты, пишет Агилар, могли свободно вести агитацию, но представители власти, используя админресурс, имели преимущество. Да и помогло тому доминирование ПиС в государственных польских СМИ.
Также законодатель обратил внимание на травлю журналистов некоторыми политиками, которая в том числе выражалась в присуждении штрафов и отстранении их от профессии.
Мало того, в докладе упоминаются случаи задержания журналистов, выполнявших свою работу по освещению протестов против карантина во время эпидемии Covid-19.
Далее. Президентские выборы в Польше, состоявшиеся в текущем году. Как известно, власти, боясь потери рейтинга президентом Анджеем Дудой, перенесли дату их проведения. И подверглись критике, в том числе сейчас со стороны Агилара, в связи с неконституционностью этого решения, потому как какие—либо изменения в Избирательный кодекс за полгода до выборов вносить нельзя; а выборы перенесли за четыре дня до запланированной даты голосования.
Уделил автор внимание и проблеме независимости судебной системы. Агилар признает, что организация системы правосудия — это компетенция государства. Но судьи польские также являются европейскими, а потому ЕС может и должен отстаивать сохранение их независимости.
Варшава же на эту независимость посягает. В частности, у президента Польши и в некоторых случаях у министра юстиции есть рычаги влияния на судей того же Верховного суда — глава государства получил право назначать "аудиотора", который может рассматривать дисциплинарное дело в отношении того или иного судьи этого суда.
Кроме того, Агилар затронул вопрос формирования и функционирования Национального судебного совета (НСС) — назначающего судей по всей стране органа, который был создан в соответствии с европейскими стандартами.
ПиС в 2017 г. протолкнула реформу Верховного суда и НСС, которая, среди прочего, лишила судей "права делегировать своих представителей в Национальный совет судебной власти". До реформы судьи сами избирали из своих рядов 15 из 25 членов НСС, а остальных, уже после, назначал парламент, где большинство принадлежало ПиС.
В ответ 17 сентября 2018 г. Европейская сеть советов по вопросам судебной власти приостановила работу этого нового НСС.
Агилар, в свою очередь, просит Еврокомиссию начать производство по делу о нарушении Польшей законодательства, регулирующего деятельность НСС и добиться уже решения европейского суда о приостановке его работы.
Также автор осудил объединения канцелярий минюста и Генеральной прокуратуры, усиление полномочий генпрокурора касаемо прокуроров и министра юстиции — в отношении судебной власти.
Агилар и его коллеги видят в таком решении прямую угрозу независимости прокуроров и судей. Оправданы ли их опасения?
Здесь можно привести пример Соединенных Штатов, где генпрокурор возглавляет минюст. Сейчас эту должность занимает верный Трампу Уильям Барр, который, что характерно, буквально сегодня назвал подчиненных прокуроров "охотниками за головами", зацикленными на своих подозреваемых. И заявил, что они уж слишком независимы.
Заявление это прозвучало после того, как минюст США спровоцировал скандал, добиваясь закрытия дела экс-советника Трампа Майкла Флинна, признавшегося в рамках "Рашагейта", что лгал следствию.
В общем, страхи европарламентариев небеспочвенны. Учитывая тот уровень взаимоотношений, который выстроили сегодня Белый дом и Варшава.
ПиС и ультраконсерваторы Трампа очень похожи. В том числе в плане преследования "неправильных" граждан. У Трампа это иммигранты, к примеру. А у ПиС — и иммигранты, и ЛГБТ.
Дуда в ходе своей кампании, аккумулируя голоса консервативного избирателя, решил сделать представителей ЛГБТ одними из своих политических жертв под соусом традиций, семьи — всего этого средневекового догматического попурри, используемого правыми традиционалистами по всему миру.
В ЕС его поведение не осталось незамеченным. Агилар включил этот момент в свой доклад.
Дискриминация дополнила упомянутый выше список претензий Брюсселя к Варшаве.
А вишенкой на торте в докладе Агилара является призыв к Евросовету и Еврокомиссии прибегнуть к процедуре, "предусмотренной статьей 7 (1) Договора о Европейском Союзе", рассмотрев вероятные последствия для описанных действий властей Польши, нарушающих европейские нормы.
Пункт первый статьи 7 данного договора гласит: Евросовет по "мотивированному предложению" одной трети государств—членов ЕС, Европарламента или Еврокомиссии, при условии поддержки решения четырьмя пятыми состава, "может констатировать существование явной угрозы серьезного нарушения каким-либо государством-членом ценностей, указанных в статье 2".
Но сперва Совет выслушает доводы государства, т. е. Польши, а затем направит ему рекомендации по исправлению ситуации с последующей проверкой того, как они выполняются. Учитывая, что Варшава ранее уже слала лесом ЕС и его рекомендации, Брюссель скорее всего очень быстро перейдет к процедуре санкций.
Пока Трамп воюет с Байденом
Момент Брюссель выбран крайне удачно, следует признать.
Во-первых, благодаря кризису в Беларуси Польша, у которой вроде как проблемы с соблюдением прав и свобод, внезапно вместе с Литвой вышла в лидеры по их защите.
Пока, заметим, ЕС скромно стоит в сторонке, ограничиваясь выражением обеспокоенности и обсуждением возможных санкций, давно претендующая на роль одного из флагманов ЕС Польша укрепляет свои позиции.
Во-вторых, в Соединенных Штатах сейчас выборы президента в самом разгаре. Следовательно ПиС Дональд Трамп не сможет защитить своих польских друзей в той же мере, как мог бы еще полгода назад, и тем более в начале своей каденции.
Впрочем, независимо от того, переизберется Трамп или нет, Брюссель, скорее всего, введет санкции в отношении Польши, если та не пойдет на мировую.
Подтверждением тому является довольно резкое заявление в адрес ПиС со стороны главы Еврокомиссии (экс—министра обороны ФРГ и соратницы Ангелы Меркель) Урсулы фон дер Ляйен, которая в ходе своего вчерашнего выступления раскритиковала и Польшу за преследование представителей ЛГБТ, и Трампа — за его изоляционизм и подрыв основ международных институтов путем выхода из них.
Если Трамп все же переизберется, то Евросоюз, действуя грубой процессуальной силой, обострит конфликт с Вашингтоном и негласным Восточноевропейским союзом, лидером которого является Варшава.
Так или иначе, есть риск усугубления раскола в Европейском Союзе.
С одной стороны, Агилар и другие европейские политики, желающие наказать Варшаву, все же сыграют на руку Кремлю — в плане дестабилизации ЕС.
С другой стороны, если Трамп останется в Овальном кабинете, присутствие американцев на восточном рубеже Европы и НАТО — в Польше — значительно увеличится в пику Западной Европе. Что на руку Украине.