Опасливый агрессор. Путин заявил, что Россия будет слабеть

Трамп отказался принять капитуляцию Кремля
Фото: EPA/UPG

Порой речь играет с нами злые шутки, выдавая потаенные мысли. Это бывает особенно забавно в случае с публичными особами, которые свои речи, как правило, и не пишут сами - хорошо если просматривают перед выступлением.

Вот не далее как вчера, выступая на расширенном заседании коллегии Минобороны РФ, Владимир Путин, что называется выдал себя с головой. "На сегодня мы сильнее любого потенциального агрессора, - заявил он. - Любого!"

Фраза, нужно сказать, замечательная сразу по нескольким причинам. Во-первых, ввиду возможности широкого толкования понятия "потенциальный агрессор". В нынешнем мире захватнические войны не в моде. Вот освободительные - это да, сколько угодно. Гуманитарных интервенций и стабилизационных миссий тоже хватает с избытком.

Так что про агрессора, прямо скажем, неясно. Впрочем, допустим, что Путин в кои-то веки вспомнил о нормах международного права. Резолюция ООН №3314 от 14.12.1974 содержит определение агрессии. Таковой, согласно Статье 1, является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН. Статья 3 дает расширенный список того, что является актом агрессии.

Вот он:              

а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства;

e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращению действия соглашения;

f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

За минувшие три года России из этого списка не представился случай реализовать только предпоследний пункт. Что до остальных - все они были реализованы в Украине, некоторые - в Сирии. Так что признание России агрессором на уровне ООН было вполне закономерно.

И вот здесь очень забавный момент. Лидер страны- агрессора фактического утверждает, что она сильнее, чем любой агрессор возможный. В общем, "Ура! Мы самые плохие плохиши в этой песочнице!"

Учитывая, что из потенциальных агрессоров наиболее вероятным опять-таки является Россия (поползновения в отношении Беларуси и отнюдь не призрачные угрозы странам Балтии тому свидетельство), получается интересное утверждение: Россия нынешняя сильнее, чем Россия будущая. А вот это, по всей очевидности, недалеко от истины - Путин анонсировал сокращение оборонных расходов с нынешних 4,7% ВВП до 3,3%, а далее - до 2,7%. Хотя здесь стоит отметить, что программа перевооружения идет далеко не так гладко, как об этом рапортуют "большие звезды" во главе с Сергеем Шойгу. Минфин, между тем, прямо говорит: ресурсы обоих стабфондов покажут дно, и экономить так или иначе придется, несмотря на некоторую стабилизацию цен на нефть.

Впрочем, дело не в этом. Россия обычно называет потенциальным агрессором тех, с кем намеревается или боится воевать. И в этом контексте невозможно пройти мимо примитивной манипуляции, которой воспользовались российские СМИ, чтобы в очередной раз навесить этот ярлык на Америку. Вырванную из контекста реплику спикера Госдепартамента США Джона Кирби они подали как спор с Путиным.

На вопрос журналиста, не повышают ли действия россиян в Украине и Сирии статус их вооруженных сил, Кирби ответил: "Я так не считаю. Не думаю, что за всю историю человечества существовали вооруженные силы столь же обороноспособные, образованные, сильные, лучше руководимые и более оснащенные, как нынешние вооруженные силы США". Так вот, россиянам это не самое скромное, но вполне объективное высказывание преподнесли как признание в агрессивных намерениях.

Это тем более забавно на фоне отчаянной жестикуляции Кремля по отношению к Дональду Трампу - мол, давай дружить, а то у нас деньги на гонку вооружений кончаются. Нет, разумеется, так об этом никто не говорил - хотя путинские намеки весьма непрозрачны. Настолько, что адресант их понял вполне буквально. Но принять эту почетную капитуляцию отказался. "Что ж, пусть будет гонка вооружений, мы их превзойдем во всем" - заявил 45 президент США. Памятуя, чем завершилась предыдущая гонка, можно с уверенностью заявить: сильнейшим из агрессоров Россия останется и в дальнейшем. Пока не начнет пилить ракеты ради "ножек" - теперь уже Трампа.