Ольга Карач: Беларусь выбрала роль "политической домохозяйки" и стала жертвой "домашнего насилия"
"ДС" В 1991 году Беларусь и Украина были примерно в равных стартовых условиях. Но пошли совершенно разными путями. Почему, на ваш взгляд, так произошло?
О.К. Это интересный вопрос. Я думаю, что дело все в том, что в 1991 г. в Украине была своя сильная политическая элита, для которой политическая независимость была ценностью, а в Беларуси по ряду причин ее не было, точнее, она только-только начинала зарождаться. И именно от наличия сильной политической элиты зависел и выбор, который в итоге сделала та или иная страна.
В Беларуси политические элиты только зарождались, было много вызовов и сложностей, и страна решила пойти "легким путем". Т. е. Беларусь выбрала роль "политической домохозяйки" - и как это часто бывает со всеми домохозяйками, сразу попала в самую классическую ситуацию "домашнего насилия" со своим политическим лидером.
Что такое ситуация "домашнего насилия"? Жертва насилия, как правило, изолирована, ничего не решает сама без абьюзера, экономически зависима от него и вынуждена терпеть насилие во всех формах при малейшей попытке показать свое несогласие. А что такое "домашнее насилие" в рамках отдельно взятой страны? Да все тоже самое. Есть шумный агрессивный глава Беларуси, который взял на себя функцию решать за всю страну (за все органы власти), тем не менее, не стесняется распускать руки "дома", т. е. внутри страны, и репрессировать людей, когда ему что-то не нравится. Который привел Беларусь к полной экономической зависимости - от себя, конечно, в первую очередь, но поскольку он не талантливый предприниматель, Беларусь попала в полную экономическую зависимость от другой страны; он изолировал Беларусь от других стран...
Ситуация эдакого политического "абьюза" налицо, и решать проблему нужно именно так, как ее решают в ситуации "абьюза". Но первичная проблема была именно в отсутствии сильных политических элит и готовности этих элит брать на себя ответственность за страну.
В итоге Беларусь поверила в красивую сказку про прекрасного усатого принца, который прискачет на белом коне и решит все ее проблемы, а ей самой решать ничего не придется. В итоге усатый принц на белом коне скачет по селекторным совещаниям уже 24 года, Беларусь постарела, осунулась, подурнела, победнела. В стране разруха, финансовый кризис и массовая эмиграция. А впереди самое сложное - это те экономические реформы, которых мы так боялись в 90-е и от которых уже не отвертеться.
Но экспериментировать с финансами хорошо, когда тебе 18-20 лет, у тебя не тянется шлейф ипотеки, кредитов, долгов, многочисленных детей, стариков и инвалидов, за которыми ты должна ухаживать. А вот в ситуации, когда тебе, образно говоря, 50+ и на тебе висят дети, старенькие родители, ипотека, долги, кредиты и прочее вышеперечисленное, да еще "угроза увольнения", то проводить экономические реформы очень тяжело. В итоге Беларусь входит в зону "политической турбулентности" в ситуации, когда она максимально к этому не готова.
В Украине политические элиты были, и они были сильные и независимые. Другой вопрос, насколько они были некоррумпированные. Но то, что выгодно отличает Украину от Беларуси - Украина все-таки активно меняет своих лидеров, если ей что-то не нравится. Да, этот процесс всегда нелегкий, лидеры уходить не хотят, но, тем не менее, именно смена президентов за 24 года создала в Украине ту самую почву, когда реформы идут, хоть и тяжело, пробуксовывая, но - идут.
"ДС" Ошибки, совершенные Беларусью, мы хорошо знаем - стремление остаться в советском прошлом, приход к тоталитаризму. А какие самые значимые ошибки, по вашим наблюдениям, совершила Украина?
О.К. Мне сложно судить со стороны, но я считаю самой большой политической ошибкой выбор Виктора Януковича как президента Украины. Это отбросило Украину назад сразу на десяток, а то и пару десятков лет, и исправлять ситуацию пришлось, к сожалению, в прямом смысле кровью.
"ДС" Лукашенко стареет, Путин стареет, уже понятно, что через несколько лет они сойдут со сцены. Как далее могут развиваться отношения в треугольнике Беларусь-Украина-Россия?
О.К. Я думаю, что будет идти постепенный дрейф Украины и Беларуси в сторону от России и постепенное сближение Беларуси и Украины друг с другом. Это связано с рядом факторов, но в первую очередь с вопросами безопасности в регионе, экономическими процессами, а также вопросами лоббирования и продвижения своих интересов и в Евросоюзе, и в России. В целом понятно, что идут такие серьезные геополитические процессы, что Беларуси и Украине придется держаться вместе, чтобы выжить, потому что поодиночке выжить как самостоятельным независимым государствам навряд ли удаться.
"ДС" Официально Украина взяла курс на вхождение в ЕС и в НАТО. Но многие люди в Украине считают, что стране надо развиваться своим путем либо интегрироваться в рамках "Межморья", Балтийско-Черноморского Союза. Есть мнение, что став членом ЕС, Украина так и останется на вторых ролях, а пойдя своим путем может стать сильным региональным лидером. Ваше мнение?
О.К. Это от Украины зависит, кем она станет. Но я думаю, что оставаться полностью независимой и идти своим путем может только страна с очень сильной экономикой. Есть ли сегодня настолько сильная экономика в Украине? Мне кажется, что сейчас Украина нуждается в помощи и в тесном сотрудничестве с Евросоюзом, пусть даже на какой-то период в ситуации "младшего партнера". А когда будут решены экономические проблемы - взять курс на то, чтобы стать сильным региональным лидером. Это возможно, и я тут не вижу противоречий.
Политическая идея "Межморья" - довольно интересная, это новый политический и географический альянс. Мне она тоже нравится. Но пока эта идея в стадии разработки и не стала политическим концептом. Но у "Межморья" есть все шансы стать очень привлекательным политическим проектом не только для Украины, но и для Беларуси тоже.
"ДС" Очевидно, что Лукашенко сам не уйдет. Каковы шансы, что ему удастся провернуть операцию "преемник" и в каком виде?
О.К. Никаких. Ровно ноль целых и ноль десятых. Во-первых, для Лукашенко возможен только один вариант преемника - это его старший сын Виктор, помощник президента по национальной безопасности, другим он просто не поверит. И кстати, правильно сделает, потому что любой другой сдаст его очень быстро, получив президентский пост. Сдаст в обмен на определенные гарантии для себя, конечно, а не для Лукашенко.
А старший сын как преемник Александра Лукашенко не устроит ни Запад, ни Россию. Россия в принципе никаких гарантий Лукашенко не даст - он не Асад и даже не Янукович. Отношения Лукашенко и Путина слишком сложные, чтобы Россия за него "вписывалась". Плюс у России сейчас полно своих проблем, чтобы разгребать еще те кучи, что наделал Александр Григорьевич. А Запад вообще не любит "преемников", а уж тем более плохо он относится к преемникам-детям. Кроме этого, Виктор Лукашенко неформально замешан в ряде крупных политических скандалов. Именно его независимые политические обозреватели обвиняют в разгоне мирной демонстрации 19 декабря 2010 г. и, как следствие, в резком ухудшении отношений Лукашенко с Западом. Поэтому не думаю, что Запад устроит эта кандидатура.
Я лично думаю, что Россия будет выдвигать какую-то кандидатуру в качестве преемника, но это будет человек, никак не связанный родственными узами с Александром Григорьевичем. Будет ли выдвигать какую-то другую кандидатуру Запад - посмотрим, но я думаю, что навряд ли. Пока на Западе одна из основных политических тенденций - это спасти Александра Григорьевича как гаранта стабильной и предсказуемой ситуации в Беларуси. Поэтому думаю, что у нас в 2019-2020 гг. будет уникальная ситуация, когда будет какой-то пророссийский кандидат, а прозападным кандидатом станет сам Александр Григорьевич. Но, возможно, Запад, и Россия договорятся за спиной Лукашенко и согласуют одну кандидатуру и это будет кто-то еще. Короче, нас ждет очень интересное время в эти ближайшие два года.
"ДС" В Украине, случается, звучит мнение, что Лукашенко Кремлю неудобен, но его не трогают из опасения, что Беларусь придется оккупировать. Прокомментируете?
О.К. Скорее, Лукашенко не трогали, потому что у России всегда были какие-то другие дела и проблемы на международной арене, до него просто не доходили руки. Но вот наконец руки Кремля до Лукашенко дошли. И им занялись, и серьезно занялись. Я не думаю, что у Кремля есть планы оккупировать Беларусь, потому что это предполагает дополнительную нагрузку на российский бюджет, серьезные расходы на подкуп лояльности местных элит, на затыкание огромных финансовых дыр в белорусском бюджете и т. д. У Кремля, кажется, нет такого количества свободных финансов.
Но! Я думаю, что у Кремля сейчас такая задача - поставить для Лукашенко настолько невыполнимые условия, чтобы он сам отказался от идеи интеграции и Союзного государства. Лукашенко был инициатором интеграции России и Беларуси, и вот, волею исторической судьбы, он же должен стать могильщиком этой идеи. Россия не хочет брать на себя политическую ответственность за отказ от интеграции, потому что тогда возникает логичный вопрос, а зачем Россия столько лет кормила Беларусь. Российский народ может и не понять всей этой "щедрости".
Поэтому, я думаю, что Александру Лукашенко будут выставлены невыполнимые условия, в результате которых ему точно придется отказаться от идеи интеграции. А отказаться от идеи интеграции и потерять российскую поддержку для Лукашенко означает очень высокие риски потери личной власти. А личная власть Александра Григорьевича волнует гораздо больше, чем белорусский суверенитет. Поэтому нас всех ждет очень интересный год, как Россия и Беларусь будут вместе выпутываться из своей же собственной интеграционной паутины.
О.К. Среднестатистический белорус прекрасно знает, откуда шло (относительное) финансовое благополучие все эти годы, поэтому очень ориентируется на отношения России и Беларуси. Это касается чиновников, силовиков и в целом обычных людей.
Поэтому для Лукашенко потеря поддержки России означает, что среднестатистический белорус за него лично на следующих президентских выборах голосовать не будет.
Среднестатистический белорус голосует, чтобы оставить ситуацию без изменений, а главное - без реформ, которых среднестатистический белорус побаивается на генетическом уровне.
Но в Беларуси сегодня сложилась уникальная ситуация, когда верхи понимают важность и неотвратимость реформ, а низы категорически никаких реформ не хотят, а хотят определенного уровня жизни и гарантируемого дохода. И в этой странной ситуации верхи очень отчетливо понимают, что как раз проведение реформ верхами создает новую революционную ситуацию в стране, а без реформ - тоже не обойтись.
О.К. Мне нравится политический проект "Межморье". Я бы видела идеальный вариант развития отношений между Украиной и Беларусью в развитии именно этого политического проекта и в укреплении дружеских и партнерских отношений. Украине и Беларуси есть что дать друг другу. Нам очень нужна региональная безопасность, а без тесного сотрудничества, без наращивания потенциала для этого сотрудничества региональная безопасность просто невозможна.
О.К. У наших стран есть огромный общий интерес в региональной безопасности и чтобы закончилась война. На мой взгляд, важнее, чем закончить войну, ничего на свете быть не может. Но, конечно, есть и отличия по интересам. В связи с ухудшающимися отношениями с Россией, Александр Лукашенко активно ищет либо возможности помириться со "старым мужем", либо активно ищет нового "мужа", т. е. того, кто бы взял Беларусь "на содержание", как брала ее Россия все эти годы.
Но ни Евросоюз, ни Америка не готовы содержать Беларусь, а без внешней поддержки власть Лукашенко не удержать. Поэтому у Лукашенко огромный интерес быть и дальше с Россией и получать от России всю ту финансовую поддержку, которую он получал. У Украины же интерес в том, чтобы защититься от России и быть от нее как можно дальше. Российские деньги Украине не нужны - ей бы как раз поменьше "любви и внимания" российского руководства. В этом интересы наших стран и руководителей стран диаметрально отличаются.
"ДС" Существует ли реальный сценарий, при котором Минск может перестать быть "младшим партнером" Москвы?
О.К. Конечно, существует. Мало того, он - единственно правильный для Беларуси. Политическая независимость страны невозможна без экономической независимости. А какая экономическая и политическая независимость сегодня у Беларуси как "младшего партнера Москвы"? По сути, никакой. Все зависит от того, какое настроение у Москвы: даст денег - все хорошо, не даст - в Беларуси глубокий финансовый кризис. Разве это нормально?
Сама идея союзного государства сегодня превратилось в классическое "болото": внешне выглядит как красивая полянка с цветочками, но только ступишь на нее - провалишься в грязную жижу, засосет смертельная трясина, и что в этой трясине - никому не ведомо, ни русским, ни белорусам. Поэтому чем больше у власти находится лично Александр Григорьевич - тем сильнее засасывает Беларусь в "интеграционную трясину" и тем сложнее выбраться из этого "болота".
С одной стороны, огромные финансовые вливания России в Беларусь позволили белорусам спокойно жить примерно 20 лет. Но с другой стороны, они не пошли на пользу Беларуси, потому что все те необходимые реформы и шаги в экономике, которые нужно было немедленно сделать, сделаны не были. Россия шлифовала и засыпала деньгами все финансовые ошибки и огрехи белорусского руководства, соответственно, белорусское руководство не делало никаких выводов из своих управленческих ошибок, все эти ошибки продолжали накапливаться и нарастали снежным комом. Сегодня мы в Беларуси пришли к той ситуации, когда ком управленческих ошибок превратился в глубокую системную кому для всей страны.
Нет ни одной сферы (кроме, пожалуй, силового блока, который усиленно развивался все эти 24 года), которая бы функционировала нормально. Везде, абсолютно в любой сфере такой глубокий системный кризис, что люди извне даже не могут представить уровень той бездны, в которой мы сегодня находимся. А самое страшное, что даже руководство страны не знает реальной ситуации по секторам, потому что все эти годы приучало своих же подчиненных заниматься очковтирательством и манипулировать статистикой. Поэтому Александру Григорьевичу так страшно что-то менять - он не знает, что на самом деле происходит в стране. И повторю, никто не знает.
Справка
Ольга Карач - белорусский политик правоцентристского толка, лидер гражданской кампании "Наш Дом". По образованию - учитель русского языка и литературы, белорусского языка и литературы. Уроженка Витебска, где до начала политической карьеры работала учителем в школе. Была уволена после того, как выдвинулась кандидатом в депутаты на парламентских выборах.
Магистрант программы "Публичная политика" Европейского гуманитарного университета. Одна из самых узнаваемых и цитируемых в СМИ женщин-политиков в Беларуси.