Около 40% пациентов, переживших клиническую смерть, в момент остановки сердца находились в полном сознании

Руководитель программы AWARE доктор Сэм Парниа о подробностях исследований и открывающихся для медицины возможностях
Фото: Drew Gardner

Международная команда ученых во главе со специалистами Саутгемптонского университета в начале октября подвела итоги четырехлетней программы AWARE (AWAreness during REsuscitation, "осознанность во время реанимации"). Это самое масштабное на сегодняшний день исследование в области внетелесных переживаний.

"ДС" Доктор Парниа, что вас побудило проводить исследования в сфере околосмертного опыта, ведь официальная медицина относится к подобным разработкам весьма скептически?

С.П. Не просто скептически, но зачастую негативно и агрессивно. Большинство медиков придумывают немало доводов, почему выход из тела невозможен или что сознание умирает вместе с мозгом, а воспоминания человека в состоянии клинической смерти - выдумки и галлюцинации. Но вот только никаких убедительных доказательств тому нет. В 2000 году голландский кардиолог Пим ван Ломмель и его британский коллега Кристофер Френч из лондонского центра изучения аномальных психических явлений провели первое серьезное исследование околосмертного опыта с участием 344 пациентов, переживших остановку сердца. Результаты потрясли: примерно четверть опрошенных уверяли, что видели себя со стороны. Я детально изучил результаты исследований Ломмеля, и они меня чрезвычайно заинтересовали. В итоге я решил, наконец, расставить в вопросе околосмертных переживаний все точки над "i" и для максимально объективной оценки данных привлек к исследованиям 40 коллег из разных университетов мира.

"ДС" И что же вам удалось выяснить?

С.П. Мы изучили данные более двух тысяч пациентов из 15 больниц в Великобритании, США и Австрии. Принимались во внимание причины и длительность клинической смерти, типы воспоминаний, их содержание, чтобы определить, соответствуют ли они реальному или галлюцинаторному событию. В итоге из 2060 пациентов 39% переживших клиническую смерть рассказали, что в момент официально зафиксированной остановки сердца они находились в полном сознании. И хотя воспоминания пациентов расходятся, общие черты все же есть. Каждый пятый говорил о том, что чувствовал умиротворение, каждый третий утверждал, что время изменяло свое течение: ускорялось или, наоборот, замедлялось. Большинство выживших после клинической смерти рассказали, что слышали и видели все, что происходило во время их реанимации. Все это я включил в книгу "Стирая смерть: Наука, которая перечерчивает границы между жизнью и смертью", которая была создана в процессе исследований.

"ДС" Какая история вас убедила в том, что выход из тела возможен?

С.П. Самым убедительным живым доказательством стал 57-летний британец. Пребывая в состоянии клинической смерти, он сообщил, что наблюдал происходящее в операционной со стороны, и смог во всех подробностями описать действия персонала и звуки медицинского оборудования. Сознание пациента сохранялось все три минуты, пока сердце не билось. И это притом что обычно мозг отключается спустя 20-30 секунд после его остановки и лишенный кислорода человек не может ничего запомнить. Получается, что сознание способно существовать и вне мозга. Полученные данные однозначно стоят того, чтобы продолжить исследования в этой области.

"ДС" Возможно, это поможет возвращать людей к жизни?

С.П. Это и является главной задачей реанимационной медицины, которая развивается не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Когда только появилась сердечно-легочная реанимация, процедура была эффективна в течение всего нескольких минут после остановки сердца, но теперь это время удалось увеличить до 30 минут и более. Уверен, что новые технологии существенно увеличат дистанцию между жизнью и смертью.

"ДС" То есть смерть не наступает вместе с остановкой сердца?

С.П. Когда человек умирает, проходит еще некоторое время, пока клетки окончательно "задохнутся" от недостатка кислорода. И до полной смерти дольше, чем считается: никто пока в точности не знает, когда этот момент наступает. Это может произойти и через 10-20 минут, а может и более чем через час. Смерть - это на самом деле процесс. Теперь известно, что когда тело считается трупом и доктор объявляет пациента мертвым, то есть вероятность - в биологическом и медицинском смысле - вернуть его к жизни.

"ДС" Что во время остановки сердца происходит с мозгом?

С.П. По официальным данным, до восьми часов после того, как кровь перестает поступать в мозг, клетки остаются жизнеспособными и их можно оживить. Если мы детально изучим механизмы происходящих с клетками процессов после отключения мозга, то удастся замедлить процесс клеточной смерти.

"ДС" Может ли для этого использоваться криогеника? 

С.П. Если клетки заморозить, как предполагает криогеника, это их повредит. Но если тело просто охладить до умеренно низкой температуры, например, 30-32 градуса, можно замедлить процесс клеточной смерти. В своей книге я описал послесмертный опыт пациента, которого вернули к жизни через 40 минут после остановки сердца именно благодаря охлаждению. Во время пребывания больного в искусственной коме удалось обнаружить причину смерти - закупоренные сосуды в сердце. Охладив тело, врачи сумели выиграть время и спасти клетки мозга от гибели.

"ДС" Ваши исследования ломают существующие научные представления о взаимодействии мозга и сознания.

С.П. Да, считается, что электрохимические процессы в мозге приводят к сознанию. Но очевидно, что это не так. Пока сложно делать какие-то окончательные выводы, но факт остается фактом: при отключенном мозге сознание работает, и пациент способен видеть все, что его окружает. Возможно, есть что-то неисследованное в нашем мозге, что порождает наше сознание, а может, оно вообще не зависит от мозга. Проблема в том, что большинство ученых строит свои теории на имеющихся знаниях, рамки которых на самом деле ограничены. К примеру, не было проведено ни одного эксперимента, который бы показал, как клетки мозга порождают человеческое мышление. То есть существуют определенные границы знаний, которые, я надеюсь, в ближайшее время будут значительно раздвинуты.