Однажды Меркель, Трамп да Путин... Как двое изгоев о мире говорили
Вокруг нынешнего G20 вообще и встречи Путина и Трампа в частности написано и сказано гораздо больше того, что могло в действительности там прозвучать. Как обычно, недостаток информации отправил аналитическую мысль в полет в разряженные слои атмосферы, сопровождаемый некоторой потерей адекватности из-за нехватки кислорода.
Между тем все развивается предсказуемо: в рамках круга задач, решаемых, каждым из лидеров. Каждому из них нужно создать вполне определенное впечатление о себе в глазах как своих сограждан, так и всего мира, включая и участников G20.
Трамп и Путин, встречаясь впервые, пытаются выйти из положения изгоев и сотрясателей мирового порядка, хотя исходные позиции их существенно разнятся. С Путиным ясно: он изгой по определению, потому что агрессор. Трамп - антиглобалист и национал-популист, дорвавшийся до президентского кресла и шокирующий космополитичных американских интеллектуалов. Встреча с Путиным - его шанс поправить свою репутацию, продемонстрировав способность хотя бы отчасти управлять поведением русского медведя. Трамп как бы говорит зрителям: "Смотрите, я могу воздействовать на этого парня, заставляя его хотя бы отчасти вести себя в рамках приличия. Никто из вас не может, а я могу".
Едва ли Трампу есть чем воздействовать на Путина - во всяком случае, сколь-нибудь существенно. Несколько месяцев его президентства продемонстрировали то, о чем многие догадывались, но что последние десятилетия оставалось в тени: президент США - отнюдь не самодержец. Его власть жестко ограничена Конгрессом. Это означает, что уступки Путину со стороны лично Трампа невозможны, а Путину нужны именно и только они: смягчение санкций и размывание общей позиции Запада по Крыму и - шире - Украине. Возможно, конечно, что Путин даже в таких условиях сочтет выгодным для себя подыграть Трампу. Но уже в среднесрочной перспективе образ Трампа - укротителя медведей рассеется как дым.
Тем не менее даже краткосрочная передышка позволила бы ему изящно трансформировать свой образ из политика, подозреваемого в сотрудничестве с Кремлем, в образ сильного лидера, умеющего результативно разговаривать с неуправляемыми и безбашенными русскими. А это, в свою очередь, дало бы Трампу время для увода в тень хотя бы части неудобных и скандальных эпизодов из его биографии.
Авраам Линкольн предостерегает молодого Дональна Трампа об опасностях, которые влекут беспорядочные связи
Путину, в свою очередь, нужно как-то обозначить свое возвращение в клуб мировых лидеров. Он позиционирует встречу с Трампом как разговор равных, притом не столько даже равных по статусу президентов - что, до некоторой степени, верно, сколько равных - или почти равных сверхдержав, России и США.
Конечно, продать эту иллюзию на внешнем рынке будет непросто. Но у Путина есть огромная пропагандистская машина, работающая на зарубежную аудиторию. И если вы очень не любите Соединенные Штаты - а значительная часть мира не любит США, по большей части, из чистой зависти к тому, как живут американцы, - то вы сможете проглотить и такую версию. Желающего быть обманутым совсем нетрудно обмануть. При этом Путин, в отличие от Трампа, практически на 100% защищен от провала. Если встреча не получит дальнейшего развития в интересующем Путина направлении, Кремль сможет продолжать стандартную российскую риторику: Трамп слаб, с ним нет смысла работать, поскольку все контролирует либерально-глобалистский истеблишмент.
Но если Трамп пойдет на некоторые уступки Путину, переступив через длинный список российских преступлений, начиная с аннексии Крыма и заканчивая вмешательством в президентские выборы 2016 года, и попытается протолкнуть эти уступки через Конгресс - он тоже будет выглядеть слабым. Путин же получит повод говорить, что он восстановил отношения с Америкой. Таким образом, в отличие от Трампа, Путин играет почти беспроигрышную партию.
Вместе с тем и его возможности тоже крайне ограничены. Путину нечего предложить Трампу взамен, чтобы оправдать возможное смягчение американской позиции. Сотрудничество в Сирии уже не слишком актуально. Конфликт в Украине на российских условиях улаживать никто не станет, а на иных - не станет Россия. Ну не предлагать же Трампу посредничество в его трениях с Берлином!
Оба лидера в ходе встречи были крайне напряжены. Трам первым подал руку, с опасливым выражением лица человека, кормящего с руки голодного хищника, но в целом держался несколько увереннее Путина. Путин отвечал на рукопожатие так, как будто собирался кинуть Трампа на ковер приемом дзю-до.
Разумеется, среди вопросов, затронутых в ходе встречи Путин - Трамп, просто не могли не быть и Парижский договор, из которого намерен выйти Трамп, и позиция Германии по основным мировым проблемам. Таким образом, хотя Ангела Меркель и не участвовала во встрече Путина и Трампа лично, ее незримое присутствие, вне всякого сомнения, ощущалось. Треугольник Меркель - Трамп - Путин имеет место быть. Путин хочет смягчения позиции Меркель по санкциям, Донбассу и Крыму, а немецкий бизнес хочет минимизации препятствий для ведения бизнеса в России. Трамп этого не хочет, но он хочет похоронить Парижский договор, против чего выступает Меркель. Американский же бизнес желает укрепить свои позиции в мире, потеснив немецкий. Именно в этом сложном хитросплетении интересов и противоречий между Путиным и Трампом возможны, в принципе, кулуарные договоренности, но на открытое обсуждение их, разумеется, не вынесут.
Еще одно возможное направление таких договоренностей, которые могли быть достигнуты в ходе встречи, и которые Трамп сможет, в принципе, провести через Конгресс - совместные действия по ограничению присутствия в Сирии Ирана, чье влияние там куда больше, чем у России. Иными словами, не стоит удивляться, если Москва через приличествующее время начнет сливать своего вынужденного союзника.
Оба лидера более двух часов прощупывали и изучали друг друга, нащупывая слабости и уязвимости. Школа американского бизнеса и школа КГБ сошлись в поединке. Насколько можно судить, контакт был достаточно жестким. Общего выхода к прессе не было - а, значит, и хвастаться особо нечем. Нет никаких кардинальных подвижек - ни по Украине, ни по Сирии, ни по газу. Впрочем, ни о каких возможных прорывах речь изначально и не шла.
В итоге, в ходе встречи, продолжавшейся два с четвертью часа вместо запланированных 35 минут, Трамп и Путин достигли соглашения о прекращении огня на юго-западе Сирии, которое вступит в силу 9 июля в полдень в Дамаске. Правда, еще вопрос - а вступит ли? На большой прорыв, даже в этом случае, такое соглашение явно не потянет. Гора родила мышь. Но мышь покажут под правильным ракурсом, и она будет выглядеть внушительно. Отчего бы и нет? Удается же придворным фотографам сделать Путина почти одного роста с Трампом.
Закончив общение с Трампом, Путин поспешил на встречу с японским премьером Синдзо Абэ.
"У меня была очень длительная беседа с президентом Соединенных Штатов. Накопилось много вопросов - там и Украина, и Сирия, и другие проблемы, некоторые двусторонние вопросы. Мы опять вернулись к вопросам борьбы с терроризмом, кибербезопасности", - заявил Путин на встрече с Абэ, торопясь обозначить свое возвращение, пусть и формальное, в клуб мировых лидеров. Впрочем, санкции против России, как секторальные, так и персональные, никто не отменял, и пока отменять не собирается. Триумфа не вышло, и хештег #Трампнаш, по всей видимости, останется в закромах кремлевских пропагандистов