Объединенные бюрократы против Илона Маска. Почему самый богатый человек не хочет финансировать Всемирную продовольственную программу
Всемирная продовольственная программа (ВПП) ООН не в состоянии решить проблему голода, предлагая лишь локальные акции сомнительной эффективности
Зная Маска, можно предположить, что он вскоре предложит свое, радикальное решение, способное закрыть вопрос раз и навсегда. И, возможно, не просто предложит, а также реализует его на практике. Впрочем, по порядку.
Конфликт начался после того, как Дэвид Бисли, директор ВПП, в интервью телеканалу CNN Connect the World сказал, что небольшая группа сверхбогатых людей могла бы помочь решить проблему голода в мире, пожертвовав ВПП всего-то каких-то $6 млрд., притом, на единовременной основе. "Шесть миллиардов долларов на помощь 42 миллионам людей, которые буквально умрут, если мы их не соберем. Это несложно", — сказал Бисли.
Илон Маск, самый богатый человек на планете Земля, чье личное состояние составляет $ 311 млрд., а общая стоимость предприятий, в которых ему принадлежит контрольный пакет акций, немного превышает триллион долларов, принял реплику на свой счет — и немедленно ответил в Твиттере. Маск написал, что готов выделить $6 млрд., срочно продав акции Tesla, но лишь при условии, что ВПП предоставит ему убедительный план, который позволит за эту сумму покончить с голодом в мире, и подробную смету расходов. Бизли немедленно сдал назад, ответив, что заголовок был неточным: $6 млрд категорически не хватит, чтобы решить проблему голода в мире радикально, но они помогут предотвратить "геополитическую нестабильность, массовую миграцию и спасти 42 миллиона человек на грани голода", проблемы которых "усугубляются изменением климата, войной и пандемией COVID-19".
"С вашей помощью мы можем принести надежду, построить стабильность и изменить будущее", - написал Бизли в Твиттере, прямо ответив Маску. "Давайте поговорим: это не так сложно, как Falcon Heavy, но слишком много поставлено на карту, чтобы хотя бы поговорить. Я могу вылететь следующим рейсом. Откажите мне, если вам не нравится то, что вы слышите!"
"Пожалуйста, опубликуйте свои текущие и предполагаемые расходы в деталях, чтобы люди могли точно видеть, куда уходят деньги. Солнечный свет — прекрасная вещь", — ответил Маск, явно не расположенный напрямую общаться с Бизли.
Формально ВПП ежегодно публикует отчеты внутреннего аудита о своих расходах в каждой стране, но у Маска, надо полагать, возникли сомнения в том, насколько такие внутренние отчеты соответствуют реальному положению дел.
В соцсетях немедленно начался вялый (ну, это он пока) скандал. Одни осудили бездушных и жадных богачей. Другие вспомнили (а Маск, кстати, напомнил) что внутренний опрос сотрудников ВПП в 2019 году выявил сотни заявлений о жестоком обращении, включая сексуальное насилие.
Ничего удивительного в этом не было. Низовые сотрудники ВПП набираются в местах, где непосредственно и оказывается продовольственная помощь, притом, из местного населения. Это, с одной стороны, является завидной должностью и делает их крайне зависимыми от вышестоящего начальства. С другой же, дает им самим огромную власть. Однако все эти скандалы уводят в тень ключевой вопрос о расходовании средств – а между тем независимому аудиту ВПП ООН не подвергалась с момента своего основания. Как и ООН в целом, кстати.
Между тем, роскошная жизнь функционеров ООН, да и других международных организаций, слишком сильно бросается в глаза. Вопрос о том, какая часть средств, выделяемых этим организациям, расходуется на содержание их аппарата – вполне законный, а правдивые ответы на него могут сильно испортить настроение и тем, кто выделяет эти средства, и самим международным чиновникам, превратившимся в закрытую бюрократическую касту. И еще: ВПП, уже вполне серьезно, объявила своей конечной целью избавление мир от голода к 2030 году – и, насколько можно судить, это уже никакие не метафоры или неточности. Или все-таки они? Но если нет, не они, и цель поставлена всерьез, то до назначенной даты осталось всего девять лет. Следовательно, если только постановка этой цели – не пустое сотрясение воздуха, у ВПП должен быть конкретный план. И где он? Где смета его расходов? Хорошо, пусть $6 млрд. мало для его реализации. А сколько тогда нужно, чтобы хватило – согласно, опять-таки, смете?
Словом, Маск затронул очень болезненную тему. Вечный бунтарь и ниспровергатель привычных истин покусился на святое: на соглашение, негласно сложившееся между корпорациями и их крупнейшими акционерами, государственными бюрократиями и бюрократией международной. В рамках этого соглашения богатые умеренно жертвуют на бедных и страдающих, государства перечисляют взносы международным организациям, а те неустанно ведут борьбу с Мировым Злом в виде голода, болезней, диктатур, стихийных бедствий, глобального потепления и гендерного неравенства. Фишка же в том, что Мировое Зло при этом тоже является членом их элитного клуба. Убери его - и вся цепочка рухнет. Окажись голод побежден – что станет с ВПП? Куда податься нескольким тысячам ее функционеров? А что станет с ООН, лишенной ВПП? Нет, конечно, сразу ООН не рухнет, но определенно лишится части своего влияния. А что будет, если еще несколько долгоиграющих проектов ООН будут закрыты, выполнив свои задачи? Партия Добра и Партия Зла не могут существовать друг без друга! Более того, это структуры одной и той же партии, и так было всегда, недаром манихейство объявили ересью и поспешно замели с глаз долой.
Вернемся, однако, к Маску. Учитывая его манеру действовать, можно предположить, что стычка с Бизли не была простой случайностью. Маск приготовил ответ на законопроект, предложенный представителями Демократической партии США и направленный на резкое повышение налогообложения самых богатых людей Америки. По сути, законопроект, предусматривающий ставку налога на все активы в размере 23,8% в год, является конфискационным и должен упразднить все личные состояния более $10 млрд. на которые его предполагают распространить, в принципе, сделав их попросту невозможными. Формально – с благородной целью: для финансирования здравоохранения, ухода за детьми и борьбы с изменением климата. Но куда пойдут эти деньги на самом деле? И что будет когда самые богатые закончатся, а привычка получать большие поступления от налогов останется? Маск уже отметил, что даже такой объем средств, который удастся выручить на первых порах, не сможет адекватно финансировать схему президента Джо Байдена "Build Back Better", но зато перечеркнет планы Маска по колонизации Марса.
Общий же смысл закона – в деперсонификации крупных состояний, но не при помощи их социализации – это провальный путь, что показал пример СССР, а через корпоратизацию. В целом, законопроект – часть плана корпоративной революции, по замене ограниченной власти государств неограниченной ничем властью корпораций, действующих под формальным государственным прикрытием. Впрочем, это уже немного другая тема.
Так вот, Маск, по сути, готовится прямо поставить вопрос: а не лучше ли дать возможность богатым людям самим решить некоторые проблемы? Его марсианский проект очень зримо отвечает на этот вопрос положительно: ни одна бюрократическая организация, будь она государственной или международной, не достигла бы в столь короткие сроки таких впечатляющих успехов, как SpaceX, который толкала вперед личная воля Маска. Но SpaceX, как ни крути, несколько абстрактен для простого человека, он далек от его повседневных нужд. Для убедительной демонстрации своей правоты Маску нужно что-то более земное. Например?
Например, можно и в самом деле покончить с голодом в Африке, организовав ЧВК для защиты родезийских фермеров, которых сегодня нещадно гнобят в Зимбабве, и дав им возможность нормально жить и работать в обмен на поставки части производимого продовольствия в виде платы за безопасность. А это продовольствие, выращенное в Африке, использовать для борьбы с голодом в Африке же – вот, кстати, и возить далеко не надо. Но, в рамках этой борьбы, раздавать продовольственную помощь не абы кому, а только в тех регионах, жители которых сумеют установить мало-мальски демократическое правление, хотя бы отчасти покончить с коррупцией и не гадить в шахты отключенных лифтов в высотных зданиях. Маск родом из ЮАР, и тема дикарей, захвативших большую, когда-то красивую и цветущую страну, построенную не ими, ему близка и понятна. И, главное, помогать только тем, кто готов работать, а не ждать следующей подачки. В частности, готов учиться сам выращивать продовольствие и, вообще, самостоятельно налаживать свою жизнь. Если же получатели помощи по ходу процесса обленились, опустили руки, все разворовали и позволили прийти к власти очередному людоеду, поверив его обещаниям, — словом, свернули с правильного пути – все, закончилась и помощь. В полном соответствии с суровым принципом "кто не эволюционирует, тот не ест".
Пойдя таким путем, можно и в самом деле покончить с голодом в Африке, а потом и на остальной части нашей планеты. Пусть не к 2030 году, но в обозримые сроки. А заодно, улучшив общее качество человечества, подготовить его к колонизации других планет.
Но где в этом плане место, отведенное любителям простых большевистских решений вроде BLM – станового хребта электората Джо Байдена и инструмента корпораций по разрушению государств и демократий? А его нет для них в этом плане, в принципе нет. И в этом еще одно неоспоримое преимущество такого плана. Впрочем, все это пока только предположения. Маск своих предложений еще не озвучивал. Вполне вероятно, что он придумает что-то получше, и, конечно же, повеселее!