Обама остается в одиночестве
США идут на "промежуточные" выборы. Хотя точнее их было бы назвать "срединными": раз в два года, на половине президентского срока, переизбираются по трети конгрессменов и сенаторов. Хотя голосование состоится 4 ноября, фактически оно стартовало на этой неделе с открытием кампании почтового и досрочного голосования. Такая система, несмотря на очевидную архаичность, - один из механизмов контроля американского общества над федеральной законодательной властью. Именно таким образом Белый дом получает объективную оценку своей работы - преимущественно, конечно, во внутренних делах. Хотя это же верно и в отношении политики внешней.
С 2010 г. партия президента Обамы имеет большинство в Сенате - верхней палате, а она, заметим, обладает лишь контролирующей функцией, а оппозиция, очень условно правая, управляет Конгрессом - нижней, основной палатой. Поэтому любые решения федеральной власти, касаются они внутренней или внешней политики, являются плодом чрезвычайно сложных компромиссов.
На нынешние выборы оказывает сильное влияние обстоятельство, для американских политических соревнований нехарактерное. Республиканцы, несмотря на весьма высокие шансы подвинуть президентскую силу и взять под контроль обе палаты, расколоты.
Уже четыре года как на условно правом фланге Республиканской партии, обычно выступающей за низкие налоги для физлиц и бизнеса, но при этом поддерживающей военные аппетиты Пентагона и крупных сырьевых корпораций, существует образование, которое именует себя Чайная партия, (оно же Движение чаепития). Его название отсылает к одному из ключевых событий, предшествовавших началу войны американцев за независимость, - уничтожению грузов британских судов в бостонском порту в отместку за запрет на собственное производство и поборы в пользу метрополии. В общем, боролись против налогов - добились суверенитета. Эта аллюзия не случайна: десятки "чайников" - членов Конгресса от Республиканской партии - выступают за отмену подавляющего большинства налогов, ликвидацию внешних долгов, изоляционизм во внешней политике.
Проблема в том, что это - откровенная утопия. И Республиканской партии, у которой, как свидетельствуют все социологические опросы, хорошие шансы на победу в этой кампании, придется бороться с некоей устойчивой ересью внутри себя.
В лагере оппонентов ситуация похожая, с тем уточнением, что кризис Демократической партии США носит субъективный характер. За два года до почетного перехода в статус переизбравшегося дважды президента США на пенсии Барак Хусейн Обама побил горшки со своей партией. Лидеры демократов демонстрируют по отношению к президенту своего рода сдержанное уважение, но всячески указывают на то, что он ничего не решает даже в аспекте номинации следующего кандидата от Демпартии (у которого из-за раскола в Республиканской партии неплохие шансы победить). Обама, кроме прочего, рассорился с партией потому, что, видимо, является приверженцем тезиса "незаменимых людей нет". И вот поэтому он дождался, что один из ключевых экс-чиновников его двух администраций... написал книгу. Здесь нужно сказать, что в американской политической традиции такое не принято - упражнения в эпистолярном жанре на тему президента обнародуются уже после его ухода. То, что произошло сейчас, - демонстративный акт проявления неуважения к главе государства.
Так вот, г-н Леон Панетта, политик, примиривший кланы Кеннеди и Клинтонов в ходе обеспечения избрания, правления и переизбрания Барака Обамы, написал книгу. В ней бывший глава ЦРУ и Пентагона утверждает, что за последние несколько лет президент Барак Обама "сбился с курса" в том, что касается руководства проведением военной политики США на Ближнем Востоке. Леон Панетта возглавлял ЦРУ, а затем и министерство обороны США на протяжении большей части президентского срока Обамы. В своей опубликованной во вторник книге Worthy Fights: A Memoir of Leadership in War and Peace ("Битвы, которые следовало вести. Воспоминания о лидерстве в эпохи войны и мира") Панетта ставит в вину президенту, что тот слишком часто полагается на "логику профессора права там, где нужно следовать инстинктам лидера".
Вот пара тезисов: Обама поступил правильно, отдав приказ о проведении рейда, в результате которого был уничтожен Усама бин Ладен. Но допустил ряд катастрофических ошибок, выстраивая политику в отношении Ирака и Сирии, что привело к усилению "Исламского государства". Война с этой террористической организацией обещает быть не менее сложной, чем с "Аль-Каидой". И, по всей видимости, ничуть не менее продолжительной - так что Обаме до конца второго срока решить проблемы из-за просчетов первого (в частности, стремительного вывода войск из Ирака) не удастся. А это не самое приятное наследие для его преемника, к какой бы партии тот не принадлежал.
Свою книгу высокопоставленный руководитель базовых ведомств правительства США написал еще до геополитического взрыва в Восточной Европе. Впрочем, эту часть - в том же ключе - проанализировал американский историк и политический активист-неоконсерватор Тимоти Снайдер, недавно посетивший Киев.
О провалах Белого дома в Восточной Европе, вероятно, излишне говорить после той оценки, которую дал саммиту НАТО в Ньюпорте нынешний спикер польского сейма, недавний глава МИД Польши Радослав Сикорский. Польский друг Украины говорил лишь о практической помощи. Впрочем, не далее как с начала октября Украина начала получать роботизированные разведывательные комплексы США, что заметно повлияло на результативность антитеррористической операции в Донбассе.
Но украинский вопрос не будет определяющим на промежуточных выборах в США, хотя именно он - один из немногих, объединяющих обе партии в нижней и верхней палате. Поэтому после выборов - весьма вероятно - обновленный законодательный корпус заставит президента США приглядеться не только к Ближнему Востоку, но и к Восточной Европе. Без полноценного вовлечения которой в военно-политическую систему Запада тот же НАТО представляется из Москвы всего лишь филантропическим клубом.