А иди ты в президенты. Соратники делают из Штайнмайера "пушечное мясо"

Союзники Ангелы Меркель против министра иностранных дел в кресле президента
Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер и вице-канцлер Зигмар Габриэль

В минувшее воскресенье вице-канцлер Германии, министр экономики и лидер Социал-демократической партии (СДПГ) Зигмар Габриэль неожиданно посулил президентство однопартийцу, главе МИД ФРГ Франк-Вальтеру Штайнмайеру.

"У СДПГ уже есть кандидат, который соответствует всем требованиям. Это Штайнмайер. Однако его кандидатура пока не находит поддержки у правящего блока", - сказал он. И, действительно, союзники Ангелы Меркель по коалиции из Христианско-социалистического союза, в частности, Андреас Шойер, выступили резко против Штаймайера, "оставив" его на посту министра.

Такая реакция закономерна, ведь в партии Меркель (Христианско-демократическом союзе) с лета вынашивают планы посадить в кресло президента преданного соратника канцлера, министра финансов Вольфганга Шойбле. А Габриэль, выходит, прямо заявил (по крайней мере это выглядит именно так) о намерении монополизировать главные посты в стране. Да, президент - фигура представительского характера, но имеющая немалый вес как в стране, так и за рубежом.

Сам же вице-канцлер Габриэль зарится на пост главы правительства, пользуясь усталостью немцев от "железной фрау". И еще пару месяцев назад все выглядело так, что Габриэль вступает в активную фазу самопиара для дальнейшего выдвижения в преемники Меркель.

С другой стороны, лидер СДПГ не мог не знать, что кандидатура Штайнмайера встретит жесткое сопротивления альянса ХДС-ХСС. Отсюда следует вывод, что "выдвижение" министра иностранных дел является банальным торгом. То есть, о'кей, мы не претендуем на пост президента страны и, возможно, даже отдадим его Шойбле, однако сама Меркель должна отказаться от очередного срока в качестве канцлера и уступить его Габриэлю.

Учитывая подупавший рейтинг Меркель из-за миграционного кризиса, что уже выразилось в катастрофическом поражении на местных выборах в Берлине, ХДС нужна поддержка даже таких ненадежных ребят, как эсдеки. А значит, нужно торговаться, предлагать, идти на компромисс, уступать и соглашаться. Это одна теория.

Логичным будет предположить, что ход Штайнмайером преследует другую цель, более индивидуальную. Выгодную конкретно для Габриэля, если точнее.

Вице-канцлер своим заявлением по сути вывел на передний план Штайнмайера. Не сказать, что министр иностранных дел прозябал за кулисами. Напротив, он - и один из главных рупоров немецких друзей Кремля, и авторитетный государственный деятель. Но в контексте партийной работы Габриэль как бы прикрывается соратником, чтобы сосредоточить на нем всю возможную критику как эсдеков, так и правительства Германии. В особенности, это относится к пророссийской позиции, которая сейчас, на фоне резни в Алеппо, мягко говоря, непопулярна.

До недавнего времени Габриэль мог себе позволить не стесняясь и публично говорить о примирении с Россий. Но миролюбивую избирательную кампанию испортили действия Путина и его подшефного - Асада - в экономической (очевидно, уже бывшей) столице Сирии Алеппо, которую союзники активно утюжили до недавнего времени. И, судя по всему, утюжить будут. Сирийская резня вновь вернула хозяина Кремля в клетку руконеподаваемого изгоя, откуда он вроде как начал не то, чтобы выбираться, но оптимистично выглядывать.

В такой ситуации внешняя политика европейских стран, в том числе и Германии, должна быть предельно выверенной и осторожной. Значит и эсдекам приходится лавировать, чтобы не получить ущерб от связи с непредсказуемым и агрессивным Кремлем. Это выражается хотя бы в том, что пророссийское лобби в ЕС и просто "сочувствующие" помалкивают по поводу отмены санкций, выступая пока против их ужесточения.

Но кроме того они идут иным путем, как бы в обход - энергичнее нажимая на тему краха Евросоюза из-за Brexit и, прежде всего, миграционного кризиса. Темы возможного распада блока и миграционного кризиса дополняются внутренними особенностями каждой такой страны-члена ЕС, но ключевые именно эти посылы.

Так, 23 октября в интервью La Repubblica министр экономики Италии Пьер Карло Падоан, ссылаясь на финансовые сложности Италии, заявил, что Европе настанет конец, если она пойдет путем Венгрии, т.е. начнет возводить заборы на границе. Таким образом министр шантажирует Брюссель, чтобы добиться одобрения повышения дефицита ВВП с 2 до 2,3% для итальянской экономики (одной из крупнейших в ЕС).

Еще одной страной, на дружбу с которой может рассчитывать Москва, традиционно является Венгрия, где у власти сейчас находится лидер правой "Фидес" Виктор Орбан. Он, опять-таки, 23 октября, когда в Венгрии отмечали 60-летие антисоветского восстания, в очередной раз накинулся на Брюссель из-за миграционной политики. Однако пошел еще дальше, заявив, что нужно остановить "советизацию" ЕС. Это не прямое обещание развала содружества стран, но ведь всем известно, что из себя представлял СССР и какая судьба его постигла.

Не будет странным, что де-факто к Падоану и Орбану "подключился" и Штайнаймайер. Министр также 23 октября заявил, что Европа оказалась в зоне сильной турбулентности. "Финансовый кризис, волны беженцев, которые направляются в Европу, а также шок от британского референдума толкнули Европу в зону сильной турбулентности. Сейчас даже наиболее преданные сторонники Европы видят, что мы заново должны убеждать людей", - сказал он, припугнув зыбкостью мира на европейском континенте. И снова апокалиптический прогноз о будущем ЕС, читаемый между строк.

При этом Штайнмайер в том же интервью немецким журналистам выступил против того, чтобы поставить Путина в угол на "санкционную гречку". Министр убежден, что такими мерами можно обидеть Москву до такой степени, что переговорный процесс по Сирии окажется фактически под угрозой срыва. "То, что, возможно, сработало применительно к одному конфликту, нельзя перенимать по отношению к другому", - заявил глава МИД ФРГ, говоря о войне на Востоке Украины.

Помня о том, что госпожа Меркель после берлинской встречи "нормандской четверки", скажем мягко, не очень довольна поведением Путина, то официальному Берлину, одним из главных спикеров которого является Штайнмайер, пока нельзя греметь посудой. Восстановление статус-кво будет проходить постепенно, и скорее всего будет сопровождаться репутационными потерями лично для министра иностранных дел. За это время Габриэль, вероятно, намеревается договориться о своем будущем в роли канцлера.

Штайнмайера на заклание могут вести с добровольного согласия. То есть, это результат разработанной в СДПГ стратегии, с которой глава МИД ознакомлен и ее одобрил. Но также возможно, что Габриэль попросту сливает серьезного конкурента в борьбе за влияние в партии и в стране - ведь за президентом ФРГ закреплены лишь представительские и церемониальныхе функции. Пока Штайнмайер берет на себя огонь, Габриэль побудет в тени, а когда тот сольется, выйдет на сцену в маске более умеренного и разумного госдеятеля от СДПГ, претендующего на высокий пост. Выберет золотую середину: не будет излишне ревностно защищать россиян, но и не будет рвать с ними отношения.