• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Мормон из Китая. Новый посол США в Москве обеспечит скупку российской экономики

Зачем Трамп хочет отправить в Москву аудитора с китайским опытом?
Фото: jon2012.com
Фото: jon2012.com
Реклама на dsnews.ua

Посла США в России Джона Теффта вполне может сменить другой Джон - Хантсмен, бывший губернатор Юты, очень способный, как говорится в Украине, хозяйственник, дипломат, мормон-технократ.

Ссылаясь на источники в американской администрации, CNN сообщает, что сейчас Хантсмен ведет переговоры относительно этого назначения, в частности с госсекретарем Рексом Тиллерсоном. По меньшей мере одна встреча, приуроченная к этой теме, проходила на прошлой неделе. А представитель окружения Хантсмена добавил веса претенденту - экс-губернатор поддерживает постоянный контакт с главными советниками Дональда Трампа и, возможно, даже с самим президентом. Его фамилия, отметим, не в первый раз появляется в контексте обсуждения назначений нового Белого дома. Фигура любопытная, особенно с учетом заинтересованности Запада и Украины в понимании будущей политики Вашингтона в отношении России.

Карьеру Хантсмен, выходец из мормонской семьи и наследник транснационального химического концерна с тем же именем, начал строить с работы помощником по кадрам в администрации Рональда Рейгана. Был заместителем помощника министра торговли по развитию торговли и коммерции в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе. С этого момента, можно сказать, начинается его интеграция в восточный мир, и после работы в ведомстве Буш-старший в июне 1992 г. назначил его послом в Сингапуре. Хантсмен оказался самым молодым американским послом за столетие.

В 2000-м он возглавил отцовскую корпорацию, а через четыре года стал губернатором Юты. И очень толковым, поскольку его поддержка только росла: если во время выборов в 2004 г. он получил 58% голосов, то через четыре года за него проголосовало уже 77,7% избирателей Юты, которая вошла в тройку штатов с лучшими условиями для ведения бизнеса. Губернатор-республиканец Хантсмен обеспечил рекордный уровень роста рабочих мест и существенное снижение налогов. При нем бюджет штата вырос с $16,7 млрд до 22,8 млрд. Тогда же он заложил основы для серьезного регионального сотрудничества Юты с Китаем. Сегодня китайский рынок для штата является четвертым крупнейшим по предоставлению услуг. С 2006-го  по 2015 г. экспорт товаров вырос на 225%, а услуг - на 350%.

Однако в 2009 г. Хантсмен оставил пост губернатора ради должности посла в Китае. Уже Барак Обама решил использовать его таланты и навыки, включая беглое знание путунхуа, устную форму официального китайского языка. Оставлял Хантсмен губернаторство с невероятно высокой оценкой одобрения - более 80%. Вероятно, трудно было уходить на пике, но дипломатическую работу он определенно воспринимал как путь к дальнейшему карьерному росту. Отработав два года в Китае, он встрял в президентскую гонку 2012 г. Однако вскоре сошел с дистанции, поддержав однопартийца и единоверца Митта Ромни, которого впоследствии прочили в госсекретари Трампу. Ромни, к слову, приходится Хантсмену дальним родственником - их общий предок Парли Пратт был апостолом мормонской общины.

На следующие выборы он пошел как кандидат в вице-президенты при Марко Рубио. Но когда тот спекся, Хантсмен очень быстро переориентировался на Трампа, правда, не безоговорочно. То он поддерживал его, то не поддерживал, то снова поддержал. Как бы то ни было, в декабре Хантсмена прочили в госсекретари, но его обошел более "стабильный" Рекс Тиллерсон. И вот теперь экс-губернатору, похоже, подыскали новый пост.

Итак, что за человека Трамп может отправить в Москву? Джон Хантсмен обладает хорошим политическим и деловым чутьем и к тому же политически гибок. В то же время это консервативный технократ с умеренными позициями. В отличие от многих республиканцев потомственный мормон не оспаривает факта глобального потепления, как и эволюции. По его словам, в тот момент, когда Республиканская партия станет антинаучной, "слоны" потеряют поддержку огромного количества избирателей.

Реклама на dsnews.ua

Между тем, учитывая вероисповедание Хантсмена, его назначение можно считать реверансом администрации консервативному ядру партии. Тем более что сейчас Трамп очень нуждается в улучшении отношений с его представителями. Но это далеко не единственный и даже не важнейший фактор.

Главная фишка Хантсмена-дипломата - это опыт работы в стране с авторитарным режимом, высоким уровнем коррупции и экономикой, сочетающей кланово-корпоративное управление с элементами рынка. Как уже выше упоминалось, еще в администрации Буша он начал двигаться в этом направлении. И после работы послом в Сингапуре (1993-1995 гг.) он приложился к вступлению Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО), что произошло в 2001 г. Фактически это была первая фаза более тесной интеграции Штатами Пекина в цивилизованное экономическое сообщество. За которой последовала вторая фаза: освоение производственного потенциала Поднебесной американским бизнесом. Что, подчеркнем, требовало тесного общения с такой закрытой структурой как политбюро центрального комитета КПК. Это хорошо иллюстрирует умения Хантсмена.

Интерес США привлекло развитие среднего классе в Китае, и в итоге этот рынок стал едва ли не самым прибыльным. В период работы Хантсмена послом общий объем инвестиций транснациональных корпораций США в Китай достиг $49 млрд в 2009 г. (на 66% больше по сравнению с 2007-м). Годом позже этот показатель прибавил еще $6 млрд.

Трампу очень по душе пришелся опыт Хантсмена и его взгляды на ведение дел с Китаем. Тем более что в интервью The New York Times Хантсмен заявил, что Тайвань может стать рычагом влияния на Пекин. Впрочем, дело не только в том, что Хантсмен защищал президента после истории с телефонным разговором с лидером Тайваня - просто он хорошо разбирается во внутренней кухне ЦК КПК. Об этом, кстати, свидетельствует другое интервью - The Wall Street Journal. В нем экс-посол говорил, в частности, что Си Цзиньпинь создает образ напористого лидера, чтобы сохранить стабильность внутри страны, иначе вся "система обрушится".

Но почему бы его не использовать на должности, соответствующей уровню эксперта по Китаю и Юго-Восточной Азии? Почему доку по "совку", а затем по РФ - Теффта - не меняют на такого же специалиста? Почему на его место прочат эксперта по Азии, и Китаю в частности? Осведомленный источник рассказал "ДС", что ответ может состоять в следующем. Вашингтон видит некое подобие между системами взаимодействия экономики и политики в путинской России и коммунистическом Китае. Оба режима развили специфический стиль корпоративно-государственного управления. Это во-первых. Во-вторых, и это ничуть не менее важно, Хантсмен в России может выполнять ту же функцию, что в свое время и в КНР: он - в некотором роде аудитор.

По словам источника "ДС", китайский опыт Хантсмена позволяет сделать предположения относительно дальнейших шагов США на российском направлении. Причем контуры сближения с Россией, за которое продолжает ратовать Трамп, могут оказаться весьма далеки от любой из вариаций концепции "мир на двоих". Вашингтон может попытаться использовать текущую плачевную ситуацию в экономике РФ для массированной колонизации ее регионов американским бизнесом - что, к слову, усилит напряжение между Москвой и периферийными элитами. И, не исключено, принудит российское руководство к миру - при том, что режим санкций продолжит функционировать. В то же время нехватка средств в федеральном бюджете вкупе с торговыми ограничениями уронят цены активов на территории РФ.

Политическая война Штатов и России не запрещает корректировать внутренние дела последней. Грубо говоря, Вашингтон может заняться расшатыванием хрупкого монолита РФ, работая на региональном уровне, одновременно скупая российскую экономику. При номинальной консервации путинского режима - что, к слову, обеспечивает продолжение санкционного давления и, таким образом, сдерживает цены. И такое "агрессивное поглощение" может оказаться куда более эффективным рычагом управления амбициями Кремля. Все-таки российская экономика рухнет под тяжестью санкций не в этом году и не в следующем. Ресурсы еще есть.

    Реклама на dsnews.ua