Новый консулат. Как Макрон упрочил свою власть благодаря парламентским выборам

Во втором туре выборов в Национальное собрание успех плана Макрона стал очевиден. Ни один из трех крупных партийных блоков не получил большинства

Теперь в новом парламенте начнутся коалиционные переговоры. Правительство Габриэля Атталя будет исполнять обязанности до формирования нового кабинета. Атталь подал было в отставку, но Макрон её не принял. Главный вопрос сейчас в том, кто сможет сформировать правительство в сложившемся партийном раскладе.

С этим пока всё обстоит крайне сложно. Для формирования правительства нужна поддержка минимум 289 депутатов из 577, но ей не располагает ни одна из соперничающих сил. По этому поводу, после объявления результатов, сторонники левых устроили беспорядки в центре Парижа: громили остановки, витрины магазинов и кафе, и нападали на полицию – а та их винтила, но, как обычно, без особого рвения, задерживая только отдельных погромщиков. Власть знает, что левым нужно дать выпустить пар – тем более, что ущерб покроют страховщики.

Но вернемся к результатам второго тура, который прошёл при такой же высокой явке, как и первый — 66,63 % (в первом было 66,71%). Коалиция левых партий "Новый народный фронт" (NFP) получила 182 места, против 131 на прошлых выборах. Коалиция центристов "Вместе за Республику" (Ensemble) , которая поддерживает Макрона и правительство Атталя – 168, было 245. Ультраправое "Национальное объединение" (RN) Барделлы и Ле Пен – 143 места, было 89. Причём, у RN – только 126 мест, а дополнительные 17 – у примкнувшей к ним части "Республиканцев". Умеренно-правые "Республиканцы" (LR), принципиально не блокировавшиеся с RN, что привело к скандалу, расколу внутри партии и смене руководства, получили 45 мест (было 61).

Еще 15 мест получили т.н. внепартийные правые (DVD ), каждый из которых в отдельности не присоединился ни к какой партии, но, в целом, по своим заявлениям и программам, находится где-то между RN и LR. 13 мест — аналогичные внепартийные левые (DVG), не нашедшие себе места в дебрях NFP — там в самом деле, чёрт ногу сломит. Шесть мест – внепартийные центристы (DVC), дрейфующие между тремя партиями и неопределенным числом мелких группировок, объединившихся в Ensemble. Есть ещё четверо регионалов, принципиально не интересующихся ничем кроме проблем своего мажоритарного округа, и примыкающих к той или иной группе ситуативно, и, наконец, один депутат, чьи взгляды настолько оригинальны, что их нельзя отнести ни к левым, ни к правым, отчего он числится просто внепартийным.

Впрочем, мелкие партии рулят и в блоке NFP, делая его распад неизбежным. Так что заявление Жана-Люка Меланшона, лидера "Непокоренной Франции" (LFI), одной из составляющих NFP с 74 мандатами, о том, что коалиция между левыми партиями и центристским блоком Макрона невозможна, и что президент Франции должен поручить NFP самостоятельно сформировать правительство — чистый самопиар. Даже если бы Макрон внезапно помешавшись поручил NFP сформировать правительство, левым едва ли это удалось бы. Внутри NFP они слишком разные, и не могут резко менять курс, чтобы не растерять поддержку избирателей к следующим выборам.

Коалиция справа тоже не вырисовывается: конфликт внутри LR был крайне жестким, и RN, в союзе с осколком LR, группироваться просто не с кем. Кроме того перспектива потери избирательной базы пугает и ультраправых, так что Марин Ле Пен и Жордан Барделла заранее отвергли возможность участия в коалиционном правительстве. Эту позицию Ле Пен подтвердила и в интервью радио France Inter 2 июля. "Мы не можем принять вхождение в состав правительства, если у нас не будет возможности действовать"-, заявила она. "Если мы не сможем поменять действующую политику, это будет худшее предательство в отношении наших избирателей".

Единственный мало-мальски возможный вариант – союз между Ensemble и LR, но и он выглядит почти невероятным.

Во-первых, избиратели с обеих сторон также воспримут его как мезальянс. А, во-вторых, 168+45 = 213, и это в лучшем случае, если никто не отколется. Где взять ещё 76 мандатов – решительно непонятно. Вариант союза Ensemble с продуктами распада NFP ещё менее вероятен.

Что остаётся? Только одно: вдумчиво читать Конституцию, ища способ сформировать правительство меньшинства, либо идти на новые досрочные выборы. Но, раньше чем через год, новые выборы проводить нельзя. И, пока будут идти эти терки, правительство Атталя, отставку которого Макрон не принял, будет работать в ситуации, когда отстранить его от де-факто власти невозможно ни под каким видом. А Макрон будет оставаться полноправным действующим президентом.

Надпись на картинке: Причина [неправильного] поведения

  • Я думал, что крайне правые компетентны * Я не понимал его продвинутого мышления
  • Я завидовал жене Макрона   * Я думал он голубь в Украине
  • СМИ убедили меня, что он трус                         *Я слишком поддерживал пенсионеров

Настоящим я буду уважать президента Макрона и НЕ буду пренебрежительно относиться к будущему императору Франции.

Всё это очень напоминает Консулат, возникший на после падения Директории, с той только разницей, что новое 18 брюмера организовал сам Макрон, переформатировав своё пошатнувшееся положение. Переворот 9 ноября (18 брюмера) 1799 года, спустя неполных пять лет, в мае 1804, привёл к появлению Первой Империи и коронации Наполеона. Едва ли планы Макрона заходят так далеко, но аналогии очевидны, как и то, что план Макрона по укреплению своей власти пока удается. И по сети уже пошли гулять шутки на это тему. В каждой шутке, однако, есть много чего……