Новый генсек ООН. Социалист-католик может облегчить жизнь Путину
В среду в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялся шестой раунд предварительного голосования за кандидатуру на пост генерального секретаря, который сменит Пан Ги Муна в 2017 году.
Без пяти минут генсеком фактически стал экс-премьер Португалии и бывший верховный комиссар ООН по делам беженцев Антонью Гутерриш. Имея 13 голосов "за" при двух "против", он - безусловный фаворит из дюжины кандидатов. Кандидатура, казалось бы, достойная. Опытный многоязычный политик и чиновник, пользующийся авторитетом и уважением. Правда, есть все же ряд но. Однако давайте по порядку.
Кто такой Гутерриш. Политик-"технарь" (окончил Высший технический университет, где после преподавал) правительство возглавлял довольно длительный срок - семь лет - с 1995 по 2002 год. Через три года получил далеко не последний в структуре ООН пост верховного комиссара по делам беженцев. Очень продуктивно проработал два срока по пять лет.
Его фамилия возникла в списке претендентов довольно неожиданно. И учитывая консолидированный настрой СБ впервые сделать генеральным секретарем женщину, поначалу его шансы казались не очень-то и высокими. Впрочем, как всегда на ситуацию и на ход выборов оказали влияние внешнеполитические шероховатости. ООН, в частности Совбез, в качестве международной площадки являют собой прекрасный ринг для выяснения отношений. Хотя и нельзя сказать, что Россию или Северную Корею как-то "впечатлили" попытки вернуть их в лоно цивилизованного мира и вынудить отказаться от деструктивного поведения.
Саманта Пауэр атакует, Виталий Чуркин переводит стрелки - вот типичный по нынешним временам формат заседания СБ, который скован ко всему прочему кандалами вето Пятерки. Соответственно и выборы нового генерального секретаря, по сути администратора и менеджера организации, не смогли уйти от этой участи. В СБ развернулась нешуточная борьба, прежде всего, между США и РФ за то, чтобы на эту должность поставить "своего" человека.
Бывший высокопоставленный источник Politico в ООН говорил, что Вашингтон и Москва не настроены идти на уступки. "Обе стороны говорили мне, что другая, по их мнению, при выборе своего кандидата не думала об интересах ООН и хочет склонить ООН к выполнению ее собственной повестки", - отметил он.
Обе стороны приняли меры для устранения фаворита соперника. У России - это гендиректор ЮНЕСКО, опытный дипломат из Болгарии Ирина Бокова, а у США - экс-министр иностранных дел Аргентины (с которой сейчас у США налаживаются отношения) Сусана Малькорра. Последняя в ходе голосований значительно уступала Боковой.
Но шестой раунд, как видим, на гребне волны политических совбезовских разборок вынес Гутерриша. Причем, судя по заявлениям РФ и США, он в целом-то их устраивает. Постпред РФ Чуркин вообще радостно выпорхнул к журналистам на брифинг после голосования. "В целом у нас есть лучший кандидат из тех, кого может поддержать Совет Безопасности, и тех, кто популярен в ООН", - заявил он.
Публичное одобрение Гутерриш получил и от американского посланник Саманты Пауэр - традиционного "дуэлянта" Чуркина в СБ. Пауэр отметила удивительную непротиворечивость голосования за бывшего португальского премьера. "В конце концов, он был единственным кандидатом, чей опыт, видение и универсальность в целом ряде областей оказался весьма убедительными", - сказала постпред США, особенно подчеркнув, что ход выборов пользовался более пристальным вниманием, нежели когда-либо прежде.
Португальское издание Publico отметило, что "лучший кандидат" - это российский эвфемизм, означающий "да". Подмечено верно. Но почему зачастую упертые россияне согласились на Гутерриша вместо Боковой, которая, к слову, показала неплохой результат - заняла третье место? И аналогичный вопрос возникает в отношении Штатов. Единственное, что ясно - источник Politico ошибся в прогнозах.
Если говорить о России и бывшем главе МИДа Болгарии, то изначальный выбор Москвы отнюдь неслучаен. Россия продвигала свою кандидатуру, отмечая, что ранее на посту генсека не было не только женщины, но и представителя Восточной Европы. Для чего время уже давно пришло. Что до самой Боковой, то симпатию к ней многие объясняют партийным коммунистическим прошлым. Она - дочь секретаря ЦК КПБ Георгия Бокова, которая получила хорошее образование в российском МГИМО (инкубаторе дипломатов в бывшем СССР) и построила хорошую карьеру как при СССР, так и уже после его развала. В директоры ЮНЕСКО ее выдвинуло правительство Пламена Орешарски, который ранее работал главой Минфина у тесно связанного с Кремлем выходца из Херсона Сергея Станишева. Перечень этих фактов в целом превращается в один непрозрачный намек на интересы Москвы.
Взлет Гутерриша если не разрушил эти планы получить лояльного главу ООН, то неслабо подкорректировал. С другой стороны, согласие Чуркина наталкивает на мысль, что в Кремле нашли либо просчитали перспективы точек соприкосновения с новым генсеком ООН.
В практически безупречном послужном списке португальца красным пятном пылает его партийный выбор. Дело в том, что Антонью Гутерриш не только убежденный католик, но и верный идеям социализма. Сразу отметим, что сам по себе социализм не служит предметом критики или негативных оценок, но как показывает практика, с представителями политических сил с такой идеологической базой Москва по-прежнему легко выходит на контакт. Сотрудничество с европейскими правыми имеет несколько иной характер, ведь здесь на первый план выходит спонсорство РФ, а в случае с левыми играет роль и идеологическая связь.
Гутерриш же с 1992 по 2002 годы возглавлял Социалистическую партию Португалию. Кроме того, экс-премьер Португалии несколько лет назад засветился на мероприятии рядом с вышеупомянутым Станишевым. Их совместные фотографии в Facebook опубликовал журналист соцгазеты "Дума" Александр Симов, который не скрывает любви к "русскому миру". Естественно, нельзя исключать наличия "болгарского мостика" между Гутерришем и Кремлем. Хотя это, конечно, не означает, что он тотчас же должен броситься в объятия Путину. Правда, вопрос остается открытым.
Теперь важно понять, почему португалец получил одобрения США, да и представителей других западных стран. Они прежде всего делают ставку на то, что все-таки при очевидной компромиссности фигуры (а другие, прямо скажем, во главе ООН не оказываются) более, скажем, энергичный Гутерриш повысит статус организации в мире после очень уж вялого управления Пан Ги Муна. А также подготовит базис или даже запустит процесс ее модернизации.
Бывший верховный комиссар ранее обещал на посту генсека добиваться слаженности в деятельности всей системы ООН. Также он планирует работать над стратегией сразу по трем основным направлениям: в сфере мира, развития и защиты прав человека.
Еще один любопытный момент в предвыборных обещаниях португальца - это фраза: "Правозащитная деятельность должна носить недискриминационный характер и не зависеть от политической ангажированности". Нет нужды лишний раз напоминать, у кого из пятерки постоянных членов СБ ООН очевидные проблемы с и с правозащитной деятельностью, и политической ангажированностью. Поэтому своеобразным тестом на незаангажированность генсека станет рост критики в адрес РФ по поводу судилищ по надуманным обвинениям - либо отсутствие такового.
В структуре ООН говорят, что Гутерришу по плечу "вдохнуть новую жизнь" в организацию. В УВКПБ его работа была успешной. Он сократил количество сотрудников в женевском офисе, но при этом добился повышения эффективности работы управления. В частности, агентство в разы оперативнее стало реагировать на кризисы по всему миру и "десантировать" в очаги нестабильности своих работников. Также он прославился напористостью и убедительностью выбивать дополнительные средства у национальных правительств для решения проблем беженцев.
Если судить в целом, то картина складывается недвусмысленная. С одной стороны есть опытный управленец, способный реформировать ООН (на чем, кстати, последние годы настаивает и Украина). С другой стороны, его контакты с "русским миром" и оптимизм Чуркина навевают резонные опасения, что и без того доброжелательный нейтралитет офиса генсека ООН в контексте конфликта между Киевом и Москвой окажется еще более доброжелательным. При таком раскладе, конечно же, Малькорра, как ставленница США, была бы выгоднее Украине. По крайней мере не было бы причин сомневаться в ее политической линии.