Встретимся в суде. Как ссора ЕС с Польшей допекла Европарламент
Спикер Европарламента требует, чтобы Еврокомиссия начала наказывать Варшаву за нарушения верховенства права
Ставки в правовом споре между Брюсселем с одной стороны, Варшавой и Будапештом — с другой, вновь возросли.
Сегодня стартует саммит Европейского Союза. Помимо обсуждения вопросов общего характера (куда движемся, как, зачем), а также энергетического кризиса в Европе, которые традиционно облекаются в форму политических указаний, превращаемых Европарламентом, Еврокомиссией и правительствами стран ЕС в конкретные решения и законы, в повестку дня саммита также включено обсуждение нарушений Польшей принципа верховенства права.
Таким образом ЕС реагирует на решение польского конституционного суда, которым тот признал примат основного закона Польши над законами Евросоюза.
В Брюсселе считают вердикт прямой угрозой стабильности и целостности ЕС.
Иными словами, сегодня лидеры ЕС собираются, чтобы пропесочить Польшу и Венгрию, это самое верховенство права игнорирующие спорными решениями относительно ЛГБТК, СМИ, контроля над органами судебной власти.
Следует заметить, что Франция и Германия выступали против включения в повестку дня этого вопроса, опасаясь резкой эскалации в отношениях между членами Европейского Союза.
Но карта так легла, что мнение Парижа и Берлина, бесспорных лидеров блока, которое зачастую является определяющим для ЕС, другие страны и, собственно, руководство Евросоюза если и учли, то все же настояли на своем: пора призвать Варшаву и Будапешт к порядку.
Масла в огонь подлил председатель Европарламента Давид Сассоли, пригрозив Еврокомиссии обратиться в Европейский суд, если главный исполнительный орган не активирует механизм наказания нарушителей верховенства права.
И не просто пригрозил, но уже дал юротделу ЕП распоряжение подготовить соответствующий иск.
Что касается механизма, то в силу новый регламент вступил еще в декабре 2020 г. Он предполагает сокращение ассигнований из совместного бюджета странам, где есть угроза нецелевого использования денег из-за нарушений верховенства права.
Его утверждение спровоцировало серьезный конфликт между Брюсселем и Польшей, Венгрией, которые в ответ угрожали заблокировать запуск фонда восстановления стран во время пандемии.
Тогда вмешалась канцлер ФРГ Ангела Меркель и смогла достичь с ними компромисса, который выразился в предоставлении им права оспорить решение о применении механизма наказания, в случае его принятия.
Что Варшава и Будапешт и сделали, подав соответствующий иск в Европейский суд. Вердикт ожидается лишь в 2022 г., что не устраивает ряд стран ЕС.
Да и президенту Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен с председателем Евросовета Шарлем Мишелем не позавидуешь. Они, и в первую очередь фон дер Ляйен, из-за ультиматума Сассоли оказались под перекрестным огнем.
С одной стороны, ряд европейских государств требуют наказать, наконец, нарушителей спокойствия Варшаву и Будапешт за действия, которые ставят под угрозу нормальное существование всего ЕС. Да и Урсула фон дер Ляйен демонстрирует крайнее неудовольствие решениями Варшавы.
Так, во вторник на дебатах в Европарламенте президент Еврокомиссии, реагируя на слова премьера Матеуша Моравецкого о "шантаже" Польши деньгами из бюджета, подчеркнула, что постановление конституционного суда Польши о примате ее основного закона является "непосредственным вызовом единству" Европы, и потому руководство ЕС примет меры в отношении Варшавы. При этом фон дер Ляйен добавила примирительно, что, мол, ЕС просит от Польши лишь независимости судов и судей.
С другой же стороны, часть стран, среди которых Германия, Франция, как бы их ни раздражали решения Варшавы и Будапешта, опасаются усугубления кризиса в Европе, которая не так давно страдала от резкого роста популярности популистов и евроскептиков, миграционного кризиса, а сейчас борется с пандемией Covid-19.
Да еще и Сассоли своим письмом загнал Еврокомиссию в тупик: или запускайте механизм наказания, или до встречи в суде.
Польская оборона
При этом руководство Польши в лице правящей партии "Право и Справедливость" не наблюдает молча за происходящим, а выстраивает собственную линию защиты.
Одним из ее элементов является максимально широкое тиражирование заявлений официальной Варшавы о том, что Польша — часть ЕС и это не обсуждается.
Любые рассуждения о намерении Польши порвать с ЕС, вплоть до выхода — от лукавого.
И Моравецкий, и презес (де-факто глава Польши) Ярослав Качиньский в один голос на этой неделе заявляли, что Polexit — это медийное оружие оппозиции во главе с Дональдом Туском.
И раз уж Польша видит себя членом ЕС и никем другим, вот и бэкграунд для следующего элемента защиты: мол, мы были и будем частью европейской семьи, но у нее есть проблемы, которые мы хотели бы решить.
В Варшаве отмечают, что ЕС уж слишком глубоко забирается во внутренние дела стран-членов. Об этом Моравецкий в том числе написал в своем письме, адресованном лидерам Евросоюза, подчеркивая, что ЕС может прекратить существование как "союз свободных, равных и суверенных государств".
При этом Польша также придерживается принципа "лучшая оборона — это нападение".
Поэтому 18 октября польский Минюст сообщил о намерении обратиться к правительству с просьбой подать в суд ЕС на Германию "за нарушение договоров ЕС в связи с политизацией тамошней судебной системы".
Замглавы ведомства Себастьян Калета пояснил, что в Германии в высший судебный орган судей выбирают только политики — министр юстиции и другие министры — в отличие от Польши, где в состав Национального судебного совета (KRS) "входят 25 человек: 17 судей, 6 представителей парламента, 2 представителей исполнительной ветви власти".
Это, на самом деле, весьма удачный ход, ведь у Германии есть собственный опыт оспаривания приоритетности решений центральных органов ЕС.
Так, в прошлом году Федеральный конституционный суд Германии пришел к выводу, что Суд ЕС вышел за рамки полномочий, когда разрешил ЕЦБ проводить политику приобретения долговых обязательств стран-членов, что Берлину пришлось не по душе.
Демарш германского суда привел к тому, что в июне ЕК припугнула ФРГ судом и процедурой о нарушении.
Видимо, отчасти, этот кейс, на который явно намекает Варшава, вынуждал Германию быть сдержаннее в контексте подготовки к сегодняшнему саммиту.
И, наконец, представители "Права и Справедливости" в Европарламенте подали резолюцию о верховенстве права в Польше, где приводится аргументация, схожая с озвученной Моравецким и другими представителями польского правительства.
Авторы резолюции защищают право Варшавы на примат конституции над европейскими законами, напоминая о том, что ЕС — не "сверхдержава", а "союз суверенных государств".
Кроме того, польские евродепутаты отметили, что не только Польша ставит под сомнение приоритетность европейских законов, но и в свое время Федеральный конституционный суд Германии, Конституционный суд Италии, Конституционный суд Чехии и Верховный суд Дании, которые "придерживаются мнения", что следует пересмотреть права ЕС и деятельность Суда ЕС с точки зрения конституционных норм.
Резолюцию польских законодателей Европарламент должен рассмотреть сегодня, в день начала саммита ЕС. Примут ее или нет, но в любом случае конец этой недели в ЕС будет очень жарким. Исход дискуссии определит дальнейшие действия Еврокомиссии в отношении Варшавы и Будапешта, и, соответственно, политику Польши и Венгрии.