Бойня во Флориде. Когда появятся хашишины, убивающие за "цифровой рай"
На набережной Джексонвиля, крупнейшего города штата Флорида, есть торгово-развлекательный комплекс Landing ("Причал"). Довольно симпатичное - если смотреть с реки - трехэтажное строение из стали и стекла, с оранжевой крышей, контрастирующее с окружающими высотками. 65 магазинов, просторный двор, используемый как концертная площадка, дюжина ресторанов, видео-аркада (зал компьютерных игр). В общем, приятное место.
До недавнего времени главной сенсацией, с ним связанной, был юридический курьез. Компания Rouse, построившая "Причал" в 1987-м, шестнадцать лет спустя продала его - но не оставшуюся в муниципальной собственности землю - местному девелоперу Тони Слейману за $5,1 млн. Который отказался платить городу аренду ($100 тыс. в месяц), пока мэрия не обеспечит 800 парковочных мест, обещанных предыдущему владельцу.
Обещанного пришлось ждать в общей сложности 23 года, пока, в 2010-м муниципалитет не проголосовал за выделение Слейману из городского бюджета $3,5 млн на покупку парковки через дорогу от ТРЦ. Мэр Джон Пейтон ветировал постановление, но депутаты единогласно вето преодолели. А в мае нынешнего года комплекс у Слеймана отобрали: контракт предполагал, что в течение 20 лет город будет получать с парковки $2,5 млн ежегодно, но девелопер с отчислениями не спешил, и когда его попросили в месячный срок погасить накопившийся долг, необходимой суммы, естественно, не нашлось.
Увы, не успели джексонвильцы насладиться этой коммерческой драмой, как в "Причале" разыгралась трагедия со стрельбой.
В воскресенье в аркаде проходило состязание по виртуальному американскому футболу. Точнее, отборочный тур квалификационного турнира по игре "Madden 19 Classic", который под эгидой ее создателя - компании Electronic Arts - продлится до середины октября. Один из его участников, 24-летний Дэвид Кац, приехавший из Балтимора (соседний штат Мэриленд, но всего 30 км), слетел с катушек, выхватил пистолет и разрядил обойму в окружающих. В режиме онлайн, естественно - турнир стримили в находящейся по соседству пиццерии Chicago Pizza. Результат - 11 раненых, двое убитых и один самоубийца.
Похоже, Кац очень расстроился, вылетев с первого же тура - тем более что в прошлом году он был победителем. И дал волю эмоциям. Но были ли некие более глубокие причины у этого срыва, сказать трудно. Можно, например, допустить, что отчаянную нужду в деньгах (в 2017-м он получил $10 тыс. призовых, а в этом победителю причитается уже $25 тыс.) - и крушение всех надежд. Или списать все на нестабильную психику, связанную с игровой зависимостью. Или на антидепрессанты и прочие "колеса". И потом, неясно, намеренно ли Кац взял пистолет именно на игру или просто всегда с ним ходил. А пока это выясняется, антиоружейное лобби в США поспешило возопить "доколе?!" - впрочем, как обычно. И, может быть, даже добьется какого-то несущественного ограничения (вряд ли, впрочем) на оборот стволов.
Но дело не столько в доступности оружия, сколько в инфантилизме и ограниченности интересов среднестатистического царя природы образца ХХІ века, многократно усиленных техническим и общественным прогрессом. Достаточно вспомнить, как мечта фантастов о всемирной библиотеке - вместилище всей информации, накопленной человечеством - будучи претворена в жизнь, используется по большей части для сплетен, пропаганды и постов с котиками.
Расширение же реальности, независимо от качества реализации и визуальных эффектов, продемонстрировало, что это дорога с двусторонним движением - монстры вырываются оттуда с той же легкостью, с которой в нее погружаются люди. То, что когда-то было способом подготовки солдат к санкционированному и социально приемлемому убийству - все эти охоты на зомби и прочих инопланетян - сегодня является уже неотъемлемой частью повседневности. Так стоит ли удивляться, если кто-то перестает видеть разницу между реалом и "виртуалом"? Скорее удивительно то, что до сих пор не появился геймерский культ, обещающий жизнь в "цифре" несчастным и обездоленным, отвергнувшим беспросветный реал. Впрочем, не исключено, что это лишь вопрос времени. И как знать, может быть, тогда мир ждет новое пришествие хашишинов, готовых убивать, чтобы попасть в цифровой рай. Чем не сюжет для игры?