Подарки Трампа. Зачем ему шатдаун, отставка Мэттиса и игры с Сирией и Афганистаном

Дональд Трамп "дрессирует" Конгресс шатдауном, отбирает талибов у России и получил послушного главу Пентагона
Фото: EPA/UPG

В рождественско-новогодний период американский президент сделал сразу несколько финтов ушами, заставив понервничать не только обитателей Капитолия и Пентагона, но иностранные правительства, в том числе Украины, Турции, да и России в придачу. Речь о выводе американских войск из Сирии и изменение политики США касательно Афганистана, что стало одной из причин ухода Джеймса Мэттиса с поста шефа Пентагона, и объявленный Трампом шатдаун правительства с целью заставить Конгресс выделить $5,6 млрд, необходимые на строительство стены. На поверку эти события - не то, чем казались поначалу.

Шатдаун

Американское правительство частично не работает уже третью неделю. Трампу кровь из носу нужна его стена на границе с Мексикой, ведь до старта избирательной кампании 2020 г. осталось всего ничего. Именно стена как символ America first и трамповского MAGA должна стать базисом для этой самой кампании. Потому-то Трамп затеял игру на грани фола - пытается додавить законодателей. Например, угрожает, со слов сенатора-демократа Чака Шумера, шатдауном на месяцы или даже годы до тех пор, пока Конгресс не даст денег на строительство. Однако, повторимся, переговоры с лидерами партий в Белом доме ни к чему не привели. Поэтому в информпространство "зашла" идея с объявлением чрезвычайного положения из-за миграции. Сперва она прозвучала в виде вопроса на брифинге в Розовом саду, а теперь и сам Трамп "не исключает" и его "адвокаты изучают". Соответствующее объявление президент может сделать во время обращения к нации, анонсированного на 21:00 8 января по местному времени, т.е. в Киеве будет четыре утра уже 9 января. 

Временами, между прочим, он очень напоминает Фрэнка Андервуда, блестяще сыгранного ныне "невъездным" в Голливуд Кевином Спейси. И первый, и второй, к примеру, лишь условные республиканец и демократ, поскольку оба тяготеют к авторитарности, но ограничены рамками государственной системы. Причем в случае с ЧП (если Трамп его объявит) реальный 45-й президент фактически скопирует прием вымышленного 46-го. В сериале Андервуд после отказа Конгресса выделить финансирование на его программу по борьбе с безработицей объявляет ситуацию в этом направлении чрезвычайной и лезет в карман к FEMA. В данной ситуации Трамп также не имеет одобрения в Конгрессе, его не устроит и вероятный компромисс, предлагаемый демократами, в виде $1,3 млрд. Президент Соединенных штатов понимает, что на самом деле он не может держать правительство "выключенным" годами, как он говорил лидерам большинства и меньшинства. Но и отступиться не может, поэтому переходит к шантажу Конгресса уже режимом ЧП. И, продолжая аналогии с "Карточным домиком", вероятно полагает, что его так же пронесет как повезло Андервуду с ураганом.

Может и так, но случись хоть что-то...Ну, к примеру, теракт в каком-нибудь аэропорту, учитывая, что шатдаун негативно отразился на работе Администрации транспортной безопасности, как и других ведомств. В таком случае Трамп как будущий кандидат в президенты потеряет несравнимо больше, чем приобретет. Потому-то это и является игрой на грани фола, которую хозяин Овального кабинета ведет не по некой прихоти, а потому что пытается выполнить данные уже предвыборные обещания и доказать, что заслуживает на второй срок.

Сирия и Афганистан

Вернуть бойцов домой Трампу также нужно сугубо по внутриполитическим причинам. Да-да, все те же выборы.

Впрочем, с выведением войск из Сирии все получилось еще занимательнее, чем с шатдауном. 19 декабря Трамп заявляет, что, дескать, "мы победили ИГ", поэтому американским военным нечего делать в Сирии. Все в шоке. Даже россияне и иранцы. Те вообще сразу и не поняли, радоваться или нет. И правильно сделали, ведь стало очевидно - главным выгодоприобретателем как бы выходит Турция. В Анкаре после заявления из Вашингтона начали с довольной улыбкой потирать руки: и Patriot раздобыли, и F-35 могут все же "насыпать", и Сирию вместе с курдами из YPG американцы отдают.

Однако, когда Реджеп Тайип Эрдоган и члены его правительства, скажем, сболтнули лишнего относительно их планов на Сирию, в дверь вновь постучался Трамп и зашел в комнату с ведром холодной воды - для турок, россиян и иранцев. Оказалось, что, во-первых, войска США из Сирии будут выведены не сиюминутно, а вообще сроки неясны. Во-вторых, в Вашингтоне не позволят туркам бить курдов в свое отсутствие. Накануне, 6 января, советник Белого дома по нацбезопасности Джон Болтон отметил, что Эрдоган обещал Трампу не трогать союзников США в борьбе с ИГ, но американские силы все же будут находиться на северо-востоке Сирии, пока Анкара не откажется от атаки на YPG.

На следующий же день госсекретарь Майк Помпео подтвердил: да, 2 тыс. военных мы выводим, но администрация Трампа не меняет тактику США по борьбе с "Исламским государством". То есть в сухом остатке: Вашингтон выводит войска, но не все, и неизвестно когда, а от борьбы с ИГ не отказывается, делая ставку на укрепление региональных союзов. Очевидно речь идет об укреплении сотрудничества в этом направлении между Израилем, Саудовской Аравией и, судя по всему, Турцией.

Еще одну многоходовочку президент США задумал реализовать в Афганистане. Сокращать там контингент, как сообщали СМИ, Белый дом не намерен. С таким опровержением выступил в конце декабря представитель Совета по нацбезопасности Гаррет Маркис. Но подход к урегулированию кризиса администрация США изменит. В Дохе должны состояться переговоры между американской стороной и талибами, а сам Трамп хочет их руками вести войну с боевиками ИГ в Афганистане. На самом деле его инициатива не нова, поскольку он попросту повторяет рекомендации ЦРУ, озвученные довольно давно.

Но помимо аспекта с ИГ, американский президент в погоне за новыми союзниками надеется отправить к праотцам сразу несколько зайцев. Первое: снижение напряженности в отношениях с Талибаном поспособствует улучшению диалога с Исламабадом. А он, напомним, на Штаты весьма обижен. И из-за риторики самого Трампа, и замораживания программ подготовки офицеров, и т.п. Что в свое время подтолкнуло Пакистан к более тесной кооперации с Россией, включая активизацию военного сотрудничества. Трамп же, если и не вырвет пакистанцев из объятий Москвы, то по крайней мере вставит пару-тройку палок в колеса. Причем и китайско-пакистанскому сотрудничеству также. А это было бы очень кстати, учитывая, что главным военно-экономическим партнером Пакистана является именно Китай, который Трамп сейчас принуждает к глобальному пересмотру торговых отношений. Второе: помешает дальнейшему сближению талибов и россиян. И третье: в данном контексте странный экскурс в историю о причинах вторжения СССР в Афганистан, проведенный Трампом 2 января, уже не кажется таким уж странным или невежественным. Президент США, получается, не оправдывает решения Москвы, а берет Кремль на слабо: А сможете повторить? Понятное дело, что новой оккупации Афганистана россиянами не будет. Нет ни ресурсов, да и военный потенциал РФ уже "не торт", как и геополитические позиции. В случае же реализации задумки Белого дома, влияние Кремля ослабнет и на Кабул, и на Исламабад, и на собственно талибов.

Мэттис-Шанахан

Очевидно, что в осуществлении планов по Сирии и Афганистану Белому дому было не по пути с бывшим уже министром обороны Джеймсом Мэттисом. К сожалению, в том числе и Киева, поскольку Мэттис был "другом" Украины не в меньшей степени, чем покойный Джон Маккейн. Будет ли таким его преемник, сказать трудно. Конечно, программы помощи не свернутся из-за наличия мощного лобби украинских интересов в обеих палатах Конгресса, но определенная нервозность присутствует.

И трудно сказать также, будет ли этот преемник. По данным The New York Times, вице-президент Майк Пенс и руководитель аппарата Белого дома Мик Малвени уже предложили занять пост министра обороны бывшему сенатору-демократу Джиму Веббу, работавшему министром военно-морских сил при горячо любимом Трампом Рональде Рейгане. Его кандидатура стала бы более проходной в Конгрессе, поэтому администрация Трампа так в нем заинтересована. С другой стороны, не следует забывать о кадровом дефиците в Белом доме и федеральном правительстве, который прежде всего обусловлен требованием лояльности со стороны самого президента. Сейчас Трампу нужен не кто-то вроде Мэттиса - опытного чиновника со своим мнением, готовым перечить хозяину Овального кабинета. Ему необходим прежде всего послушный, управляемый шеф Пентагона, а наличие опыта - вторично. И на эту роль, как писала "ДС", прекрасно подходит нынешний и.о. министра обороны Патрик Шанахан.

Скорее всего, потому как пост министра Сенат Шанахану не доверит, он будет довольно продолжительное время сохранять приставку и.о. О чем, в принципе, еще 27 декабря во время необъявленного визита на базу США в Ираке сказал сам Трамп. Он назвал Шанахана "чудесным парнем", и добавил, что спешить с назначением нового министра нет смысла, ведь бывший вице-президент Boeing "может исполнять обязанности в течение длительного времени". Так что Трамп добился чего хотел - послушания в Пентагоне и, следовательно, на самом деле не лгал, когда 2 января заявил, что это не Мэттис ушел, а он уволил Мэттиса. Вот так Трамп в своей пусть и грубоватой манере одержал верх в аппаратной игре.