Новое Средневековье. Почему "Нобелевку" мира дают жреческим орденам

Если уж кого и награждать в этом году Нобелевской премией мира - то ее стоило бы поделить между господином Путиным и товарищем Кимом

Комитет Нобелевской премии мира - это клуб фанатов преферанса. Потому что ни один другой Нобелевский комитет так мастерски не проводит в жизнь правило "Хода нет - ходи с бубей, нет бубей - ходи с червей". В том смысле, что, если нет приемлемого персонифицированного миротворца, нужно награждать живые знамена борьбы (не обязательно, собственно, борцов - воплощенные символы также вполне сойдут) за права угнетенных, обиженных и меньшинств. А если и они (защитники, а не защищаемые) в дефиците - тогда остается награждать организации, борющиеся за нечто хорошее и против чего-то плохого. Причем реальный КПД этих организаций - вопрос вторичный.

Схема работает безотказно. Но титаны мельчают, конформизм награждающих растет, разница между гонимыми зачастую сводится к географии... Так что организации - вариант все более выигрышный. Только последнее десятилетие "коллективные миротворцы" становились лауреатами НПМ пять раз. Так что в нынешнем году можно справлять своеобразный юбилей: в этот раз медаль и чек уходят Международной кампании за ликвидацию ядерного оружия (ICAN). С точки зрения пиара это и в самом деле восхитительно: лучший способ поздравить с десятилетием структуру, едва ли не главное предназначение которой - тешить тщеславие своих спонсоров - придумать трудно.

По сути своей ICAN мало чем отличается от глобальных благотворительных фондов: благая, но недостижимая в обозримой перспективе цель, грамотно выстроенная стратегия работы с медиа, несколько громких имен среди доноров, обнадеживающие, но неокончательные результаты для укрепления реноме серьезного учреждения - и вуаля, ты на коне.

Когда Густав Нобель изобрел динамит, он наивно полагал, что эта взрывчатка положит конец войнам. Теперь носящий его имя фонд наивно полагает, что деятельность ICAN поможет запретить самую эффективную взрывчатку в мире. Да, действительно, Международная кампания немало приложилась к принятию Генассамблеей ООН Договора о всеобъемлющем запрещении ядерного оружия. Документ поддержали 122 страны из 193, состоящих в организации. Ирония только в том, что ни одна из этих стран ядерного оружия не имеет и лишь немногие располагают возможностями для его создания. И самая пикантная деталь: ни члены ядерного клуба, ни пороговые страны из списка изгоев договором не воодушевились - если вообще сочли необходимым его заметить.

Так что если уж кого и награждать в этом году Нобелевской премией мира - то ее стоило бы поделить между господином Путиным и товарищем Кимом. С соответствующей формулировкой: "За примерную стойкость перед соблазном превратить некоторые регионы планеты в радиоактивный пепел, недопущение глобального апокалипсиса и спасение жизней миллионов людей". Это если обходить вниманием тех, кто был номинирован на премию за то, что действительно старался спасти миллионы - Папу Франциска, Ангелу Меркель или хотя бы высокого комиссара ЕС Филиппо Гранди, приложивших титанические усилия к разрешению кризиса беженцев.

Логика ICAN, надо сказать, вполне вписывается в тренд: до сих пор ядерное оружие не пытались запрещать всеобъемлющим и универсальным образом, как это было с химическим и биологическим оружием, а также противопехотными минами и кассетными боеприпасами. Но с другой стороны, кому эти запреты мешали? Что до кассетных боеприпасов и мин - их перспективам не угрожают никакие запреты в силу очевидной практической ценности и эффективности. Отказ же от химического оружия обусловлен скорее неудобствами его применения и хранения, чем соображениями гуманизма - хотя они служат хорошим эвфемизмом для понятия "утратило целесообразность" (впрочем, кому как, о чем красноречиво свидетельствует сирийский опыт). Впрочем, это совершенно не помешало "нобелевцам" четыре года назад наградить Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) - изомеричную ICAN структуру, уж простите за каламбур.

Принимая во внимание эту тенденцию вполне можно представить, что одним из следующих лауреатов станет Международная инициатива по демилитаризации Мирового океана. Или, того пуще, Фонд за контроль над использованием мачете и саперных лопаток (да-да, мы помним Корейскую войну и руандийский геноцид).

Нил Гейман, автор "Американских богов", похоже, оказался чертовым пророком: мистер Мир - крутейшее из современных божеств, и неважно World он пишется по-английски или Peace. В конце концов, обе ипостаси ассоциативно связаны - и при этом генерируют бесконечное множество культов. Собственно, в этом суть и ICAN, и ОЗХО, и остальных жреческих орденов, избравших объектом поклонения вычлененную из мира часть по своему вкусу - и возводящих ее в абсолют. А ведь по сути это ничем не отличается от Ордена всеблагого пупка Просвещенного. Или Ордена святейшего ногтя Пророка. Или Ордена Левой Сандалии Дваждырожденного. Добро пожаловать в очередное Средневековье - в котором миротворцы не только блаженны, но и редки.

Что же до членов Нобелевского комитета, то им давно стоит вспомнить еще одно непреложное правило преферанса: нет хода - не вистуй.

Справка

Нобелевская премия мира ежегодно присуждается Нобелевским комитетом в Осло людям и организациям, которые внесли, по мнению комитета, выдающийся вклад в области укрепления мира. Вручается с 1901 года.

Награда вручалась 98 раз. Ее получили 130 лауреатов, включая 104 человека и 27 организаций.

Кто выдвигает:

• Члены национальных парламентов и правительств различных стран;
• Члены международных судов;
• Ректоры университетов; профессора социальных наук, истории, философии, права и теологии; директора научно-исследовательских институтов мира и внешней политики;
• Лица, награждённые Нобелевской премией мира;
• Члены советов организаций, награждённых Нобелевской премией мира;
• Действующие и бывшие члены норвежского Нобелевского комитета;
• Действующие и бывшие советники норвежского Нобелевского комитета.

Кто выбирает:

Точку ставит Нобелевский комитет, который назначается парламентом Норвегии.

Кто выдвигался из диктаторов:

Бенито Муссолини (1936), Адольф Гитлер (1939), Иосиф Сталин (1945, 1948).

Известные лауреаты:

Теодор Рузвельт (1906) - за свою роль в подписании Портсмутского договора.

Вудро Вильсон (1919) - основатель Лиги Наций; за привнесение фундаментального закона человечности в современную международную политику.

Джордж Маршалл (1953) - как инициатор "Плана Маршалла"

Мартин Лютер Кинг (1964) - за деятельность в пользу равноправия темнокожих.

Генри Киссинджер (1973) - за перемирие во Вьетнаме

Андрей Сахаров (1975) - за оппозицию злоупотреблению властью и работу в области прав человека.

Мать Тереза (1979) - за защиту неприкосновенности человеческого достоинства.

Лех Валенса (1983) - за борьбу за деятельность в поддержку прав рабочих.

14-й Далай Лама (1989) - за проповедь добросердечия, любви и терпимости в отношениях между отдельными людьми, сообществами и народами.

Михаил Горбачев (1990) - за ведущую роль в мирном процессе - объединении Германии.

Нельсон Мандела (1993) - За работу по мирному прекращению режима апартеида, и за подготовку основы для новой демократической ЮАР.

Ясир Арафат, Шимон Перес, Изхак Рабин (1994) - за усилия по достижению мира на Ближнем Востоке.

Альберт Гор (2007) - за изучение последствий глобальных климатических изменений, вызванных деятельностью человека, и выработке мер по их возможному предотвращению.

Барак Обама (2009) - за выдающиеся усилия по укреплению международной дипломатии и сотрудничества между народами.

Малала Юсуфзай (2012) - за борьбу против притеснений детей и молодёжи и за права детей на образование.

Хуан Сантос (2016) - за усилия по прекращению в стране более чем полувековой гражданской войны.