Новая прачечная. Почему друзья Путина выходят на рынок каннабиса в США
Далеко не секрет, что Соединенные Штаты - одна из ведущих стран мира в сфере легализации марихуаны в медицинских и рекреационных целях. Этот рынок стремительно развивается, выходя из тени, благодаря соответствующим законам, принятым на уровне штатов. Таким образом, медицинская марихуана легальна уже в 33 штатах, рекреационная - в 10, а с 1 января 2020 г. - в 11 штатах. И исследовательская организация Arcview Market Research прогнозирует, что в сравнении с $16 млрд в 2017 г.. в 2021 г. рынок легальной марихуаны может принести экономике США уже $40 млрд, из которых $23 млрд - это непосредственно объемы продаж.
И хотя этот бизнес все еще остается рискованным, он привлекает инвесторов, в особенности тех, кого не пугают такого рода авантюры. Такими, как пишет The Oregonian, стали два российских олигарха - Борис Йордан и Андрей Блох. Первый - американский инвестор российского происхождения, который известен тем, что был одним из основателей небезызвестной российской инвесткомпании "Ренессанс Капитал" в 1995 г., помогал будущим олигархам становиться таковыми посредством массовой приватизации в 90-х, посредничал, будучи миноритарным акционером ЮКОСа, между ним и Кремлем, а в 2001 г. по решению "Газпром-медиа" был назначен гендиректором телеканала НТВ.
Второй - также американский гражданин, в прошлом креатура Романа Абрамовича. Блох в свое время был его топ-менеджером, руководил "Сибнефтью", продал ее. Он объединил для босса его компании из пищевой отрасли под крышей холдинга "Планета менеджмент", а затем выкупил у Абрамовича компанию "Юнимилк". Это второй на сегодняшний день производитель молочной продукции в России.
Экспансия российских олигархов
Теперь же Блох с Йорданом активно вкладываются в американский рынок марихуаны. Так, несколько лет назад Йордан, как пишет Bloomberg, с партнерами вложил $100 млн в фирму PalliaTech Inc (Массачусетс), производившую медоборудование, с целью превратить ее в сеть аптек, выращивающую марихуану, в десятке штатов. Оба также являются акционерами Curaleaf Holdings Inc (также Массачусетс): у Йордана 31% акций, у Блоха - 28%. У этой компании мощностей поболе и все на Восточном побережье: 43 пункта продажи, 10 конопляных плантаций, 11 пунктов переработки. В апреле Curaleaf зашла в Калифорнию (пятое место в мире по объему ВВП), где купила компанию Eureka.
На этом Блох и Йордан не останавливаются. Они присмотрели себе новый рынок - в штате Орегон, где марихуана очень быстро оказалась в топе ключевых секторов промышленности. По оценкам экономистов, объем продаж каннабиса в 2018 г. превысил $500 млн, к 2025 г. выручка штата вырастет до $1 млрд и, вероятно, даже больше. Curaleaf намедни заключила крайне выгодную сделку - купила более крупную компанию Cura (Орегон), специализирующуюся на рекреационной марихуане. За нее олигархи выложили $1 млрд. И эту сделку называют крупнейшей в истории рынка марихуаны. По мнению инвесторов, в совокупности этот растущий конгломерат компаний стоит почти $4 млрд. Причем после завершения покупки всех акций Cura он подорожает еще на 20% . Что еще важно, эта сделка прибавит уверенности игрокам рынка в целом, стимулируя дальнейший скачок.
Сама Curaleaf после закрытия сделки продаст свою линию продукции из каннабиса для здоровья и сосредоточится на рекреационной марихуане. Для этого ей понадобился достаточно уже узнаваемый бренд орегонской Cura - Select (позиционируется как продукт для вечеринок). То есть российско-американские инвесторы хотят зарабатывать на местных тусовщиках.
Отдельно следует остановиться на том, как Curaleaf, чья выручка в 2018 г. составила $80 млн (убыток - $56 млн), смогла купить Cura, чьи объемы продаж каннабиса достигли $100 млн. Как оказалось, "отдаться" Йордану и Блоху орегонская компания была вынуждена из-за темных пятен в своей истории, а точнее, в биографии своего руководства. Например, экс-гендиректор компании Нитин Ханна лишился своей должности в мае 2018 г., когда члены местного каннабис-сообщества припомнили ему обвинения в изнасиловании, выдвинутые после некоего инцидента 2012 г.
Ханна в 2014 г. урегулировал с обвинителем судебный спор, но стереть это пятно с репутации не смог. Чем, между прочим, вполне мог воспользоваться какой-нибудь человек, имеющий обширный опыт в различных схемах по покупке различной собственности. К слову, сам Йордан говорил журналистам Bloomberg, что ситуация на рынке марихуаны в Штатах очень напоминает ему ситуацию в РФ в 90-х: "Отрасль во младенчестве и ее надо выстраивать с нуля, включая законодательство". Так почему бы не применить к американскому рынку уже отработанные в России "правила" 90-х? Заметим, что Йордан прикупил 12% акций Cura, еще когда Ханна управлял этой компанией.
И этой же весной внезапно отошел от дел и основатель Cura 43-летний Шейн Нисс, которого приговорили к трем годам в федеральной тюрьме по обвинению в мошенничестве - выдурил, по крайней мере, $1 млн у пенсионеров на инвестиции в каннабис-стартапы. То есть момент крайне удачный - компания еще не тонула, но уже была к тому готова. Йордану и Блоху оставалось лишь подобрать Cura и все ее мощности и бренд Select.
Порошок с каннабисом
Чем еще привлекателен для тех же российских олигархов этот рынок? Начнем с того, что, согласно федеральному закону о контролируемых веществах 1970 г., каннабис стоит на одной ступени с кокаином или героином. То есть на уровне общего для США закона нет разницы между употреблением каннабиса в медицинских и рекреационных целях. Федеральное правительство до сих пор рассматривает марихуану как наркотик, вызывающий сильную зависимость и не имеющий медицинской ценности. Следовательно, согласно федеральным законам, врачи не могут "прописывать" каннабис в медицинских целях.
Ввиду этого юридического казуса крупные инвесткомпании и финансовые институции страшатся сопровождать сделки на рынке каннабиса, а значит, никаких кредитов от банков, кредитных карт и т. д. Что открывает двери для массы и массы наличных средств с сомнительной историей, которыми, как известно, особенно любят использовать в своих схемах по отмыванию средств как россияне, так и выходцы из постсоветских стран в целом. Не исключено, что Йордан и Блох своими сделками в Штатах привлекли крупные суммы "теневых средств", которые после потребители для них отмоют в других сферах бизнеса.
Со стороны правительства США было бы логичным шагом учесть текущие тенденции и урегулировать уже отрасли медицинской и рекреационной марихуаны на федеральном уровне. Попытки осуществить это ведутся не первый год. И, кажется, в нынешнем году американские законодатели вплотную подошли к тому, чтобы позволить финансовым структурам легально участвовать в этом бизнесе. Стремлением успеть до того, как это произойдет, возможно, и обусловлена активность Йордана и Блоха в приобретении компаний в Орегоне и Калифорнии.
4 апреля текущего года представители Демократической партий (при наличии поддержки со стороны республиканцев) внесли в обе палаты Конгресса США законопроект (Secure and Fair Enforcement (SAFE) Banking Act), которым предлагается внести поправки в вышеупомянутый закон о контролируемых веществах, призванные облегчить жизнь участникам рынка в части сотрудничества с банками и инвесткомпаниями. С помощью этого законопроекта конгрессмены намереваются по максимум нивелировать коллизии, возникающие между федеральным законодательством и законами штатов, где марихуана уже легализирована.
Буквально неделю назад сообщалось, что SAFE имеет поддержку 206 (из 435) членов Палаты представителей и около 30 сенаторов (из 100). Для принятия законопроекта голосов пока недостаточно. Правда, есть неплохие шансы, что SAFE пройдет нижнюю палату, где у демократов большинство. Главное же препятствие - это Сенат, который контролируется республиканцами. А его спикер Митч Макконнелл не демонстрирует особого энтузиазма по вопросу легализации.
С другой стороны, готовность если не поставить точку, то, по крайней мере, продвинуться в этом направлении наблюдается со стороны генпрокурора Уильяма Барра. Не потому что он сторонник легализации (как раз наоборот), но по той простой причине, что его коробит от правового конфликта между законами штатов и федеральными. Если сопротивление "слонов" будет сломлено, а законопроект получит подпись Дональда Трампа (что очень даже возможно, президент продолжает мыслить как предприниматель), то те же Йордан и Блох будут уже подготовлены - бизнес уже более-менее сформирован и получит доступ к финансовой системе США.
В перспективе это может стать очередным каналом для отмывания российских денег взамен нескольким потерянным европейским прачечным. И опять-таки нельзя сбрасывать со счетов и факт близости олигархов к российской правящей верхушке, которая неоднократно попадалась на наркотрафике - вспомнить хоть досье Высокого суда Лондона, зачитанное в деле об отравлении Александра Литвиненко и аргентинский кокаиновый скандал. Так что нельзя исключить, что вскоре и на нелегальном российском (и, вероятно, не только) рынке марихуаны появится новый монополист.