Мечтать не вредно. Почему госпрограмма вооружений РФ до 2027 - это смешно

России не хватает денег, производственных мощностей и технологий, чтобы "достойно" ответить Западу
Фото: kremlin.ru

В понедельник, 18 декабря, в России официально началась кампания по выборам президента, которые состоятся 18 марта. У Владимира Путина как самовыдвиженца есть 20 дней, чтобы якобы собрать избирателей и принести в ЦИК протокол встречи и прочие документы. Но это технический вопрос. Куда более интересно, как хозяин Кремля пытается сломить российский абсентеизм. И здесь можно обозначить по крайней мере три вектора.

Во-первых, базис избирательной кампании Путина - это, конечно же, безальтернативность кандидата, сильный лидер, отец нации и т.п. Инструментарий не нов. И на повестке дня, среди прочего, снова всплыла террористическая угроза в лице неких экстремистов, которые якобы планировали атаки в культурной столице России Петербурге и в Казанском соборе. Одна скрепа связана с другой: Россия, как декларируется в Москве, успешный и единственный борец с международным терроризмом (благое дело же), который за это мог бы пострадать, если бы не вождь, который неусыпно и неустанно думает о своих соотечественниках. А благодарность Путина, выраженная президенту США Дональду Трампу в телефонном разговоре, за помощь ЦРУ в предотвращении теракта - задел на будущее и показуха для россиян: мол, не все так плохо в отношениях с американцами, Трамп - "почтинаш".

Во-вторых, показателен приговор суда экс-министру экономического развития Алексею Улюкаеву. Он дает понять, что одной лояльности "отцу" уже недостаточно, что обусловлено тающей государственной кормушкой. В приоритете те, кто делают деньги для режима, и эти "те" потихоньку начинают пропалывать окружение президента на перспективу - готовятся к эпохе после Путина в 30-х годах.

В-третьих, и в-основных, очередное бряцание оружием, выраженное в форме государственной программы вооружений (ГПВ) на 2018-2027 гг. Хотя в Москве утверждали, что зеркально отвечать на антироссийский военный бюджет США не будут, потому что, отметим, попросту не могут, но ГПВ как раз и претендует на этот самый ответ. По большей же части программа является дополненным и исправленным сборником сказаний и мифов Третьего Рима, поскольку в ней прописаны пункты, которые уже должны были быть выполнены на сегодняшний день. Да и сумма, как сообщает "Коммерсант" со ссылкой на источник в Кремле, в 19 трлн руб. (почти $323 млрд) - баснословная. Не факт, что она окажется по зубам российской экономике. В РФ утверждают, что уровень инфляции сейчас на очень низком уровне (2,5% в годовом исчислении), однако одно дело - нарисовать красивые цифры, а другое - их придерживаться.

Что касается вооружений, заложенных в ГПВ, пройдемся по пунктам.

Бронетехника

Сухопутным войскам (опять) обещают, в частности, танк Т-14 "Армата", БМП на платформе "Курганец-25" и БТР на платформе "Бумеранг". С распиаренными "Арматами" все очень непросто. Хотя бы по той причине, что "Уралвагонзавод" не выходит из перманентного состояния околобанкротства. С начала 2016 г. против предприятия подано порядка десятка банкротных исков. К слову, с такой же угрозой столкнулся на днях Омский завод транспортного машиностроения (входит в оборонный холдинг "Уралвагонзавод"), который челябинское ООО "Феррэкспорт Урал" в иске потребовало признать банкротом из-за долга в 19,6 млн руб. А в марте аналогичные иски подали еще две компании - ООО ТД "Волокнистые огнеупоры" и ООО "Вяткакрансервис". Тогда заводу удалось оплатить требования. Омский завод занимается выполнением работ по сервисному обслуживанию и ремонту вооружения, военной и специальной техники ВС РФ, разработкой, модернизацией и изготовлением инженерных машин на гусеничном и колесном шасси.

Сама "Армата" из-за финансовых проблем постоянно "сползала" в сроках серийного производства. В феврале этого года директор "Уралвагонзавода" Олег Сиенко обещал 2018 г., а уже в июле глава "Ростеха" Сергей Чемезов говорил о старте серийного производства в 2019 г. При этом количество не озвучивалось. Серийное производство "Бумеранга" обещали еще два года назад в 2017 г., но потом отложили на 2019 г. "Курганец" тоже под вопросом, хотя здесь больше ясности: в этом году производитель - "Курганмашзавод" - обещал завершить работы по созданию БМП и других бронемашин на новейшей гусеничной платформе "Курганец-25" к концу этого года.

Межконтинентальные баллистические ракеты

Страшная и ужасная РС-28 "Сармат" пока на бумаге. Есть макеты, общие данные. Но главное, что "Сармат" больно смахивает на южмашевскую Р-36М "Воевода" (SS-18 Satan по западной классификации). На Западе первую уже прозвали Satan II, поскольку это не новый продукт российского ВПК, а лишь модернизация. К тому же в ответ на новую ядерную дубину силы НАТО и США, вероятнее всего, усилят ПРО. Готовность отвечать соизмеримо показали $58 млн в бюджете Пентагона на разработку новой ракеты наземного базирования.

Авиация

Еще одно пугало - Су-57 (Т-50) - якобы истребитель пятого поколения, который больше похож на продвинутый истребитель четвертого поколения. Летальный аппарат, преподносимый россиянами как "за-пояс-затыкательный" истребитель для F-35. Сейчас есть 10 летных прототипов Су-57. Только с серийным производством не ладится. Его планировали начать в прошлом году, но когда срок настал, замминистра обороны Юрий Борисов "расстроил" - не раньше 2018 г. Здесь, кстати, видно определенное состязательное противоречие между генералитетом и создателями самолета. 19 июля 2017 г. президент ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Юрий Слюсарь заявил, что военные в 2019 г. получат партию из 12 самолетов. А через месяц главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев подчеркнул, что истребитель Су-57 начнет поступать в войска в 2018 г. В общем, реальность против амбиций.

Еще в ГПВ заложена закупка стратегических ракетоносцев Ту-160М2. Модернизированных реликтов из 1970-х годов на базе Ту-160, которых на вооружении состоит 16 единиц. 16 ноября на Казанском авиационном заводе имени С. П. Горбунова прошла выкатка опытного образца модернизированного ТУ-160М2. Возобновление производства Ту-160М/Ту-160М2 анонсировалось на 2023 г. Но тут снова вмешалось ведомство Шойгу, которое "сдвинуло" сроки на 2021 г. Не вызовет удивления, если сроки изменятся вновь, к тому же речь опять-таки идет о штучном производстве в условиях скудного бюджета.

В программе заложено сокращение закупок вертолетов. Это значит, что у России будет дефицит фронтовой авиации. Впрочем, что тут странного? В своем время ударные вертолеты Ка-52 и Ми-28Н "Ночной охотник" (очень похож на американский "Апач") были революционными, но, учитывая, сколько лет прошло между завершением испытаний (1996 г.) и началом эксплуатации (2013), а также их количество (90), - по факту армейская авиация РФ очень слабенькая. Рабочими лошадками остаются Ми-8 (проект родился в 1967 г.) и Ми-24 (1972 г.) и их модификации.

Море

В ГПВ обещаны поставки современных, условно говоря, летательных аппаратов в состав морской авиации ВМФ и береговых ракетных комплексов. Помня, что морская - это палубная и берегового базирования авиация ВМФ, а также о том, что последняя палуба ("Адмирал Кузнецов") ушла на капремонт и неизвестно, когда и вообще вернется ли, то речь идет прежде всего об авиации берегового базирования. А это противолодочные и патрульные машины, а также бомбардировщики. Насыщать ударные возможности будут за счет Су-34, которые могут быть носителями противокорабельных ракет. Они займут нишу Су-24. А вот патрульные и противолодочные функции будут нести все те же "старички" вроде Ту-142 (модификация бомбардировщика Ту-95 1963 г.) и амфибий Бе-12.

Что касается флота, то россияне хотят строить корабли ближней морской зоны, оснащенные крылатыми ракетами "Калибр-НК". Говоря человеческим языком, РФ начала задумываться о создании "москитного флота" (чем сейчас занимается и Украина) для обороны ближних рубежей. Отсюда вывод: Москва чувствует угрозу на Балтике и Черном море, что является хорошим сигналом: курс НАТО на сдерживание России приносит свои плоды. В других регионах использовать москитный флот нецелесообразно.

На Дальнем Востоке же российское оборонное ведомство, как пишут "Известия", в 2018 г. начнет формирование армии со штабом на Камчатке из морской авиации и сил ПВО Тихоокеанского флота. Это авиационные части, зенитные ракетные и радиотехнические войска. В зону ответственности отделения войдет территория от Северных Курил до острова Врангеля. Планируется интеграция беспилотников. Здесь положение России еще менее радужное ввиду присутствия таких игроков, как США, Китай, КНДР, Япония.

Подводный флот. Еще один миф в ГПВ - АПЛ пятого поколения "Хаски", которая пока отображена лишь в эскизах. Однако уже играют свою роль в информационной войне. К примеру, россияне один из вариантов несуществующей субмарины назначили убийцей американских АПЛ типа Ohio или Vanguard.

С другой АПЛ - "Борей" - ситуация иная. Три "Борея" уже есть на вооружении РФ, еще пять модификации "Борей-А" строятся, и разрабатывается "Борей-Б" (есть детальный проект), который, среди прочего, планируется оборудовать подводными беспилотниками. С большей долей вероятности от производства этой АПЛ в России не откажутся.

Еще несколько мифов

Зенитно-ракетный комплекс С-500 также указали в программе, только их в глаза никто не видел, и нельзя и примерно сказать, существуют ли они на самом деле. The National Interest писал, что это аналог американской THAAD. Подробностей нет. Есть лишь задумки, эскизы и макеты. Но Борисов в начале этого года зуб давал, что первый опытный образец ЗРК будет готов к 2020 г. Звучали обещания и касательно 2018 г. Так что на данном этапе пострелять из С-500 может разве что Дмитрий Киселев.

Так же, как и лицезреть "солдат будущего", которые в России якобы появились благодаря боевой экипировке "Ратник" - это амуниция, продвинутыми аналогами которой уже давно пользуются на Западе. И лучше всего эту суперзащиту можно описать цитатой из статьи "Популярной механики": "Для рядовых солдат, которые получают первые комплекты "Ратника" с конца 2014 года, это прежде всего удобная форма из современных тканей с множеством элементов для летнего, зимнего и демисезонного периодов, легкая композитная защита, закрывающая до 90% тела, хорошо подгоняющийся по голове облегченный шлем. Для посетителей выставок "Ратник" - это образ солдата будущего, увешанного суперсовременным компьютерным оборудованием, видящего сквозь стены и стреляющего из-за угла с помощью нашлемного монитора".

Подведем итоги

Нельзя не обратить внимание, что огромное количество образцов из ГПВ по-прежнему являются всего лишь модификациями советского оружия. Причем довольно древнего.

Значительная часть военной мощи РФ переходит в разряд информационных страшилок, ничем не подкрепленных. Взять то же оружие на новых физических принципах, о котором говорится в ГПВ. Скорее всего, россияне хотят обзавестись аналогами американских боевых лазеров и электромагнитных пушек. Только тут есть две проблемы, которые с трудом решали даже американцы. Во-первых, нужны энергические установки большой емкости, но достаточно компактные. Во-вторых, финансовая сторона вопроса. Дело в том, что один выстрел из электромагнитной пушки обходится Пентагону в $800 тыс. Потому американцы обрезали оборонзаказ с 22 до трех эсминцев Zumwalt, оснащенных таким орудием. Правда, стоимость выстрела еще больше при этом возросла. Россияне же ввиду ограниченного доступа к новым технологиям, разрыва между наукой и производством и сложной экономической ситуации могут лишь в лабораториях поиграться с футуристическим оружием.

И в целом Россия может обломать зубы об эту свою 10-летнюю программу вооружений, как обломала об предыдущую. Ее задачи предусматривают такой объем работ, что экономика, скорее всего, оспорит притязания Путина и Шойгу. Нужно понимать, что непосредственное влияние окажут проблемы с производственными мощностями, устаревание персонала и оборудования, технологический голод. Вот и остается мечтать на бумаге, пока Запад наращивает свои силы.