Новая администрация США. Как олигархи заполнят 4 тысячи постов по квоте Трампа
Основной тренд продолжающихся назначений в администрацию Дональда Трампа - это компромисс новоизбранного президента с Республиканской партией, однако "вывернутый" под углом симпатий ее нового лидера. На практике это выглядит так, что президент выдвигает чуть ли не самых радикальных деятелей из числа республиканцев, но при этом партия не имеет возможности "показать клыки", поскольку это действующие законодатели и (как в случае с потенциальным представителем США в ООН Никки Хэйли) губернаторы-консерваторы.
Впрочем, следует сказать, что в этой обойме Трамп "ненавязчиво" продвигает и свой узкий круг - людей вроде Уилбура Росса, кандидата в министры экономики и торговли, и Стивена Мнучина, кандидата в министры финансов. В такой обертке, например, на должность министра внутренних дел переходная команда рассматривает кандидатуру губернатора штата Оклахома Мэри Фэллин.
Но республиканка идет в пакете с президентом GoldmanSachs Гэри Коном - заметьте, прямо какое-то дежавю с днями транзита от Буша к Обаме: получается, что пресловутый "Уолл-стрит", как и ранее, беззастенчиво заполняет все клеточки. И это "наш Дональд", борец с истеблишментом и "паразитами-финансистами"? Гэри Кон может занять должность начальника административного и бюджетного управления в АП нового президента. Прежде чем ответить на вопрос "кто же все эти люди?" следует остановиться на трех факторах, довлеющих над самим процессом отбора.
Во-первых, еще целых две недели до заседания коллегии выборщиков и завершения пересчета голосов в трех или даже четырех штатах - все назначения Трампа "писаны вилами по воде". Причем здесь же следует уточнить, что и после вероятного преодоления Трампом этого барьера (но лучше не утверждать ничего заранее - вдруг оппозиция права, ведь кандидат от республиканцев везде вышел вперед ненамного!) кандидатов на ключевые должности, так называемых "членов Кабинета" должен утвердить Сенат США. Иными словами, позиции советника по национальной безопасности (Майкл Флинн), старшего советника (Стив Бэннон), начальника бюджетного управления в администрации (Гэри Кон), главы пресс-службы - это "номенклатура" президента. А вот главы ведомств (такие как Уилбур Росс), госсекретарь, генпрокурор (Джефф Сешенс), директор ЦРУ (Майк Помпео), представитель США в ООН (возможно, Никки Хэйли - рожденная, кстати, индуской по имени Нимрата Рандава) - это общая номенклатура президента и сенаторов.
Во-вторых, несмотря на то, что Сенат контролируется республиканцами, а левая оппозиция (теперь ее возглавляет старший сенатор от штата Нью-Йорк Чак Шумер) готова к ряду компромиссов, прохождения тех или иных кандидатур Трампу никто не гарантирует, тем более что лидер большинства Митч Макконел далеко не на короткой ноге с Трампом.
Наконец, давно очевидно, что Трамп был элементарно не готов к последствиям победы - ведь только лично президент должен заполнить четыре тысячи должностей на федеральном уровне. Их у него не было, поэтому Трамп идет на стратегические соглашения с влиятельными консервативными (и не только) группировками. Теперь пройдемся по кадрам - следует подчеркнуть, что о многих из них, откровенно говоря, известно крайне мало.
Например, кандидат на важнейшую должность главного казначея США 53-летний Стивен Мнучин, по мнению реального руководителя кампании Джареда Кушнера справлялся со своей задачей штабного бухгалтера настолько плохо, что вызывал нападки со стороны президентского зятя. Вероятно, поэтому Мнучина и хотят усилить президентом глобального финансового монстра GoldmanSachs Гэри Коном. Ведь Мнучин, выходец из семьи банкиров (то есть, собственно, "мажор", как и 35-летний Джаред, только постарше) и сам проработал в GoldmanSachs 17 лет (!), покинув фирму с состоянием в $40 млн. После чего Стивен пытался - не слишком удачно - сделать карьеру кинопродюсера.
В голливудской среде Стивен, вероятно, и познакомился с Дональдом. При этом, по иронии судьбы, будущий секретарь по делам казны подвизался и у Джорджа Сороса в фонде Quantum - того самого Сороса, который ставил на Хиллари, а теперь организовывает оппозицию политике Трампа (справедливости ради, еще до того, как тот начал какую-либо политику воплощать).
Любопытно, что за последние 25 лет Мнучин будет третьим выходцем из GoldmanSachs на этой должности - после Роберта Рубина при Клинтоне и Генри Полсона при Буше-младшем. На данный момент кандидат озвучил лишь ожидаемый тезис о планах отозвать закон Додда-Франка, в дни Обамы не поддержанный ни одним республиканцем в Конгрессе.
Три основных направления действия закона Додда-Франка таковы: во-первых, меры по снижению рисков финансовой системы, во-вторых, дополнительных мер по защите потребителей финансовых услуг и, в-третьих, более пристальное регулирование деятельности системообразующих финансовых институтов. Закон был принят для ограничения алчности и безответственности воротил с Уолл-стрита, приведших США к кризису 2008 года. Удастся ли администрации Трампа "снести" этот закон - сказать трудно. В обществе формируется широкая оппозиция таким планам.
Возможный посол США в ООН, 45-летняя губернатор Южной Каролины Никки Хэйли (некогда, повторюсь, Нимрата Рандава - выходец из семьи иммигрантов из индийского Пенджаба) - пока особенно ничем "исторически" не прославилась, кроме как спуском флага конфедерации со здания правительства в Коламбии. Думается, это шаг навстречу определенным сегментам избирателей Хиллари - афроамериканцам и либералам Юга. При этом Хэйли - выходец из бизнеса и мощный лоббист его интересов, главный ее тезис - снижение налогов. Никакого дипломатического опыта у нее нет. Но, вероятно, место посла США в ООН уже в какой-то степени закреплено за неформальной квотой "прекрасного пола".
В свою очередь, потенциальный министр внутренних дел (вопрос, будет ли входить в компетенцию ведомства и силовой блок) и тоже губернатор, только Оклахомы, Мэри Фэллин прошла всю иерархию Республиканской партии - конгресс штата, Конгресс США и вот теперь губернаторство. Фэллин - выходец из семьи, в которой оба родителя были мэрами маленького городка Текумси в Оклахоме, причем от Демократической партии. Она закончила университет штата, сделала карьеру молодого чиновника и впоследствии некоторое время работала управляющей гостиницами. Что, в какой-то мере, сближает ее с президентом Трампом - хотя очевидно, что Фэллин - партийный кадр. Считается, что Фэллин - успешный лоббист в бюджетных вопросах.
Министром здравоохранения и гуманитарной политики вероятно станет глава бюджетного комитета нижней палаты Конгресса Том Прайс - по специальности он врач-ортопед, но уже 11 лет провел в законодательном органе, а после избрания Пола Райана спикером наследовал ему во главе ключевого комитета. Прайс придерживается чуть ли не "анархо-капиталистических" взглядов на организацию здравоохранения - как бывший владелец частной практики он выступает против всякого "излишнего" государственного участия в делах системы здравоохранения, что вызывает тревогу оппозиции в обеих палатах Конгресса.
Наконец, важно отметить, что какие-то должности неизбежно получат финалисты борьбы за пост госсекретаря - на данный момент продолжается схватка бульдогов под ковром. Официальные комментаторы процесса довольно осторожны и стараются не забегать "поперед батьки в пекло" - в гонку за ключевую должность вернулся экс-мэр Нью-Йорка Руди Джулиани, но пока впереди экс-губернатор Массачусетса и кандидат в президенты 2012 года Митт Ромни.
За ними "выстроились" экс-посол США в ООН Джон Болтон, экс-директор ЦРУ Дэвид Петреус (ушедший с должности при Обаме со скандалом личного плана - но выглядевшим как "подстава"), председатель сенатского комитета по иностранным делам и сенатор от штата Теннеси Боб Коркер и (внезапно) ветеран иракской кампании и отставной генерал морских пехотинцев, Джон Келли. При этом выбор военных на "смежную" должность главы Пентагона довольно широк, и пока что в соревновании за Министерство обороны настала пауза. Согласно официальным соглашениям переходной администрации на текущей неделе больше не будет объявлений о назначениях - но разве Трамп в этом отношении вообще предсказуем? Комментаторы уверены лишь в одном - это наиболее консервативное правительство со времен Рональда Рейгана.
Читайте также: