Новая администрация США. ЦРУ возглавит конгрессмен, который не любит Кадырова и Путина
Компромиссы, на которые Дональд Трамп идет с Республиканской партией и на которые, что не менее важно, партия идет с ним - показывают, что несмотря на те или иные рывки, связанные с отчасти экзотической личностью избранного президента, это родео может завершиться ко взаимному удовлетворению сторон.
Здесь, впрочем, важно иметь в виду, что широкие полномочия американского президента в конституционных условиях республики уравновешены (а то и перевешиваются) полномочиями законодателей - в данном случае речь идет о том, что все согласованные кандидатуры членов кабинета должны пройти утверждение сенаторов. Предполагается, что раз они уже согласованы новоизбранным президентом и партией - то они это утверждение пройдут, поскольку сенат контролируется республиканцами. И если насчет некоторых персонажей есть сомнения, то по поводу политиков, пришедших изнутри самой партии - их гораздо меньше.
Таким персонажем, в частности является Майкл Ричард Помпео, пятый год представляющий Канзас в палате представителей, чью кандидатуру Дональд Трамп одобрил в качестве нового директора Центрального разведывательного управления (ЦРУ).
Потенциальному преемнику Джона Бреннана (он провел на своем посту более 3 лет) в декабре исполнится 53. Этот уроженец Калифорнии по первому, полученному в Вест-Пойнте образованию - военный инженер, пять лет прослуживший в бронетанковых войсках. После увольнения в запас Помпео защитил докторский диплом в Гарварде - причем, что примечательно, как и в Вест-Пойнте, был лучшим на своем курсе. Некоторое время проработав в одной из самых престижных юридических контор в Вашингтоне, "Вильямс и Конолли", Помпео основал компанию в авиакосмической отрасли, свою долю в которой продал в 2006 году - и занялся поставками оборудования для нефтедобывающих предприятий.
Политикой Помпео занялся в 2010 году - и ему сразу "повезло", в числе кандидатов новой республиканской волны, движения Чаепития, он быстро прошел все преграды к месту конгрессмена от четвертого округа Канзаса, а именно крупнейшего города штата Уичита, в котором сосредоточена значимая часть авиационной промышленности США (Уичиту называют "воздушной столицей Америки"). Необходимо обратить внимание, что между Трампом и корпорацией "Боинг" в период избирательной кампании наблюдались натянутые отношения - в силу планов "Боинга" разместить крупное производство в Китае. Назначение Помпео может быть частью переговоров - ведь Трампу, еще даже не вступившему в обязанности президента, уже удалось, например, добиться от "Форда" сворачивания планов по переносу очередного завода в Мексику.
Сам же по себе Помпео, кроме предсказуемого лоббирования интересов авиаиндустрии, получал на свою избирательную кампанию пожертвования от миллиардеров братьев Кохов, а это означает, что несмотря на его пока недолгий период в публичной политике, консервативная элита страны считает его перспективной фигурой.
В Конгрессе Майк Помпео входит в комитет по разведке (подкомитет по деятельности ЦРУ), комитет по энергетике и коммерции (подкомитет по промышленности и торговле, подкомитет по энергетике) и в комиссию, расследовавшую теракт в Бенгази. Можно предполагать, что конгрессмен Помпео и раньше имел какое-то отношение к разведке в силу своего бизнеса - как в сфере права, так и авиапромышленности и производстве добывающего оборудования, иначе вряд ли его вот так запросто пускали бы в святая святых (начинающий политик-секретоноситель выглядит не слишком правдоподобно). Будучи членом палаты представителей, Помпео добился принятия законопроекта об ускорении решений в отношении новых газопроводов (это был своеобразный шантаж министерства энергетики: администрация Барака Обамы сопротивлялась планам строительства трубопровода из Канады).
В прочих отношениях Помпео уверенно занимает самые правые позиции в Республиканской партии по всем вопросам ее повестки дня - аборты, право на ношение оружия, "обамакер", глобальное потепление. Конгрессмен неоднократно критиковал Обаму за его поверхностное и прохладное отношение к военным (в частности, во время размолвки президента с генералом Стэнли Маккристалом, отпустившим в интервью Rolling Stone едкий комментарий в адрес афганской политики Белого дома). Более того, Помпео намерен добиться выдачи Эдварда Сноудена и отправки его на электрический стул.
Будущий директор ЦРУ давно заслужил репутацию врага мусульман - так, ему не очевидны (впрочем, как и колумнистам "Вашингтон Пост" на протяжении последних двух лет) выгоды и гарантии иранской сделки, а исламских лидеров, не считающих нужным осуждать терроризм, Помпео открыто называет пособниками террористов (привет герою России Рамзану Кадыров с известной фразой про убийство первого русского в 16 лет). И даже в таком вопросе как закрытие лагеря Гуантанамо, Майк Помпео выступает против этой гуманной, на первый взгляд, инициативы - навещая тюрьму в 2013 году, он прокомментировал голодовку заключенных таким образом, что по его мнению "они набрали вес". Нетрудно предположить - и это будет правильной догадкой - что конгрессмен Помпео выступал против закрытия президентом Обамой секретых тюрем ЦРУ.
Иными словами, в лице вероятного руководителя Управления мы имеем дело с крайним консерватором, выходцем из традиционной среды сторонников Республиканской партии, а именно военно-промышленного и нефтегазового комплекса, находящимся в достаточно молодом для политика возрасте, чтобы успеть прославиться.
Поэтому, несмотря на космополитизм и всеядность Трампа, а также назначение маневренного Майка Флинна советником по национальной безопасности (эта должность не подлежит рассмотрению сенаторов), в данном случае глава ЦРУ все экзотические поползновения будет купировать. Это представитель истеблишмента Республиканской партии, чье назначение приятно удивило даже самых явных недоброжелателей Дональда Трампа в правом лагере.
Ничего хорошего директорат Помпео не сулит и Москве, в которой стихают радостные кличи от перемен в Вашингтоне - наименее восторженные российские комментаторы уже начинают соображать, что с точки зрения путинских интересов происходит скорее худшее: в Белый дом приходит именно партия, причем та,которая толкала упиравшегося Обаму вести себя жестче в украинском, сирийском, иранском и всех прочих наболевших вопросах.
Партия застраивает своими кирпичиками новую администрацию - история избирательной кампании уже позади, позади остаются и времена вечно готовых к переговорам демократов, их кабинеты занимают такие, как стопроцентный консерватор Майкл Ричард Помпео, который не будет отказывать себе в удовольствии наступать на хвосты путинским "кротам".
Читайте также