Нос к носу. О чем свидетельствует отставка Нуланда и при чем здесь выборы
Команда Джо Байдена ради победы должна привлечь избирателей среди умеренных республиканцев и еще не определившихся демократов.
Праймериз в 15 штатах США в супервторник состоялись и поставили точку в вопросе конкурентов экс-президента Дональда Трампа и действующего хозяина Овального кабинета Джо Байдена.
Впрочем, у Байдена конкурентов де-факто и не было. У Трампа – почти не было. Единственная, кто пытался бороться с ним за благосклонность республиканцев, — это бывшая губернатор Северной Каролины, экс-представитель США в ООН Никки Хейли. Но по итогам вчерашних праймериз Трамп одержал победу в 14 из 15 штатов, и в общей сложности уже получил 995 голосов выборщиков из 1215, необходимых для получения номинации в кандидаты от Республиканской партии.
Хейли заняла второе место с 89 делегатами и заявила о выходе из гонки. Что было, в принципе, ожидаемо, учитывая социологические замеры. Так что Дональд Трамп, как видим, уже является 100-процентным фаворитом на выдвижение партией единственным кандидатом на пост президента.
Что касается Байдена, то он – безусловный и безальтернативный кандидат демократов, которого поддержали 1497 делегатов из необходимых 1968.
Так что отныне борьба разворачивается непосредственно между ним и Дональдом Трампом.
Борьба за голоса
Следует отметить, что супервторник также продемонстрировал наличие у обоих кандидатов определенных электоральных проблем.
У Трампа, несмотря на немалую поддержку, есть проблемы с молодыми и умеренными консерваторами, которые не видят его новым-старым президентом США. Показателен, например, и опрос в Северной Каролине, где только 21% избирателей Хейли готовы поддержать любого кандидата от Республиканской партии.
Байдену же пока не удается привлечь колеблющихся избирателей-демократов. В Мичигане таких, например, около 12%; в Северной Каролине – тоже 12%, в Миннесоте – вообще около 20%.
Соответственно, если команда Байдена и Демпартия в целом стремятся помешать трамповскому реваншу, им приходится несколько менять предвыборную стратегию – стать более убедительными, пластическими и решительными, предложить избирателям более эффектные и яркие решения. То есть доказать серьезность намерений в контексте реализации ключевых политических векторов.
Кадровые изменения
Похоже, такой демонстрацией, в частности, могут быть последние кадровые изменения в администрации, которые произошли на фоне супервторника.
Собственно, самая громкая и такая, которую Кремль уже разгоняет как свидетельство провала "антироссийского курса" США – это отставка Виктории Нуланд с должности замгоссекретаря по политическим вопросам, которой ее шеф Энтони Блинкен посвятил весьма теплое прощальное заявление, вспомнив 30-летнюю работу в дипломатическом секторе, ее опыт, навыки и умения. Чем, кстати, заставил задуматься, не было ли это прощание не просто с коллегой, а с Нуландом как активной участницей политической жизни США.
Плюс кроме нее, с должности спецпредставителя президента по климатическим вопросам уходит бывший шеф Нуланд – Джон Керри, экс-госсекретарь США в администрации Барака Обамы. То есть еще один представитель, так сказать, "старой гвардии".
Об отставке Керри должен сообщить сегодня — в среду, 6 марта, но, вероятно, позже из-за разницы во времени между Киевом и Вашингтоном. Поэтому вернемся к Виктории Нуланд, ведь еще несколько месяцев вопросов относительно ее карьеры в Госдепе не возникало. Она большую часть 2023 г. также исполняла обязанности первого заместителя госсекретаря (второго по рангу дипломата в Госдепе) после ухода на пенсию Венди Шерман. Ожидалось, что Нуланд будет официально назначена на эту должность, но Блинкен вдруг предложил другую кандидатуру, утвержденную Сенатом 6 февраля – Курта Кэмпбелла, известного специалиста по Азии и, в частности, Китаю; и стойкого сторонника укрепления союзов в Индо-Тихоокеанском регионе
Должность же Виктории Нуланд – заместительницы по политическим вопросам (третий по рангу дипломат) – по данным ряда американских СМИ, в частности CNN, может занять представитель США в НАТО Джулиана Смит.
Это евроатлантистка с большим опытом взаимодействия непосредственно с Альянсом и союзниками, которая была соавтором Стратегической концепции НАТО 2010 в тот период, когда Вашингтон пытался "перегрузить" отношения с Россией, несмотря на ее вторжение в Сакартвело.
Отметим, что Джулиана Смит прекрасно осведомлена об истории взаимоотношений НАТО и РФ, отношении России к Западу, в том числе Владимира Путина, и трансформации российского диктатора из сторонника сближения с Западом в его жесткого оппонента, когда Россия за счет дорогой нефти стала чувствовать себя более уверенно.
Конечно, с момента разработки концепции НАТО прошло много времени, а самое важное – изменилась конъюнктура. Изменилось все. Поэтому сейчас Смит не входит в лагерь адептов сближения НАТО и России, хотя и четко декларирует, что на юбилейном саммите Альянса этим летом Украина не получит приглашение в Организацию. Однако, к сожалению, такую позицию сложно назвать сюрпризом. Задачи перед ней, как потенциальной преемницей Нуланд, несколько иные, хотя конечно также отвечают интересам Украины, ведь мы тоже заинтересованы в сильной НАТО.
О чем свидетельствуют кадровые перестановки?
Ну, во-первых, вспомним Курта Кэмпбелла. Учитывая его опыт и знания, очевидно, что его прошлогодним назначением Байден послал первый сигнал избирателям.
В частности, он подчеркнул неизменность курса по политике сдерживания Китая путем усиления союзов с Японией, Южной Кореей, Австралией, Новой Зеландией и т.д. И чем ближе будут выборы, тем чаще Байден будет акцентировать внимание на этом в стремлении "подхватить" голоса умеренных республиканцев. Собственно, после выхода Никки Хейли из гонки он сразу же призвал ее избирателей к сотрудничеству.
Теперь Джулиана Смит. Это вероятный сигнал о приоритетности для США Североатлантического Альянса и безопасности всех его участников. Он крайне актуален из-за спорадических агрессивных атак Трампа на НАТО. Таким образом Байден будет пытаться заверить еще колеблющихся демократов в том, что он является сильным президентом.