Последнее предупреждение. Как Трамп заберет у россиян пенсии
Утром 3 августа курс российского рубля внезапно резко снизился по отношению к резервным валютам. А уже в полдень ЦБ РФ понизил официальный курс российской валюты до 63,45 рублей за доллар США. Вроде и ненамного, но все же при якобы таких значительных резервах - подобный мандраж удивил. Впрочем, немудрено - ведь стало известно, что, как и в случае с санкционным законом CAATSA, американские законодатели (в первую очередь сенаторы, но в масштабном проекте наличествуют и инициативы членов Палаты представителей) завершают согласование нового и расширенного пакета санкций против России и ее вольных или невольных союзников и партнеров. Причины - раздражение, которое вызвали расшаркивания перед Путиным президента Дональда Трампа в Хельсинки и непрекращающиеся попытки РФ вмешиваться в избирательные процессы в США, а также в других странах, из свежего, как известно, в Италии.
Под горячую руку вынужденного напустить на себя суровость главы Минфина Стивена Мнучина попал даже многострадальный Олег Дерипаска - санкции с него не сняли, как он, кажется, надеялся по итогам Хельсинки, и даже не смягчили. Минфин лишь продлил на месяц требования к Дерипаске по выходу из принадлежащих ему активов. Причем, как представляется, огромные потери Дерипаски, допустившего некорректные разговоры в адрес тогдашних американских чиновников на своей яхте и, по одной из версий, возобновившего в 2016 году свящь с Полом Манафортом, уже возглавлявшим штаб Трампа - будут покрываться Кремлем в основном из средств налогоплательщиков, и в первую очередь, пенсионеров. Контрпродуктивность саммита в Хельсинки для России видна уже по масштабу и направлениям удара обсуждаемых санкций, искусно вплетающих программные положения главы государства (напоминает метод, в рамках которого в CAATSA был интегрирован иранский вопрос).
Похоже, что для ЕС (по крайней мере ряда его стран-членов) новый виток американского сдерживания России будет выглядеть как строчка из известной песни "никого не жалко, никого" (в первую очередь это касается зависшего над Балтикой подобно конструкции из постапокалиптических фильмов "Северного Потока-2"). У европейцев, успевших договориться с Вашингтоном о том, что новые тарифы вводиться не будут еще остается некоторое пространство для маневра, но время (в частности для Германии, Австрии и Италии, все еще цепляющихся за этот проект) неумолимо истекает.
Итак, что же готовят Москве коварные и "злопамятные" американские парламентарии?
Во-первых, это фактический запрет на любые (любые - подчеркнем) новые заимствования. Речь идет вроде бы о госучреждениях и казначейских облигациях, но степень огосударствления банковской системы РФ сегодня такова, что из заметных частных банков осталась только "Альфа", а она предпочитает лояльность американским властям, оказавшись в зоне риска, как из-за неких связей с кампанией Трампа, так и в силу присутствия в "телефонной книге" Минфина. Из которой, как оказалось, теперь можно выдернуть и показательно выпороть любого российского олигарха или чиновника. Параллельно борьба с лазейками, которыми ранее пользовались российские финучреждения - ведется и в Великобритании. У которой поводов присоединиться к новому пакету (и/или расширению CAATSA) сегодня более чем достаточно.
По некоторым данным, китайские банки (частично служившие палочкой-выручалочкой для Москвы) оперативно направили своим российским контрагентам предупредительные письма, суть которых, если забрать корректную мишуру, состоит в следующем. Дело в том, что в особенности с учетом расследований китайской юстиции с подозрением в отношении мошенничества по сделке с выкупом акций "Роснефти" (и другим) на деньги Поднебесной северо-западные соседи могут не рассчитывать, причем будь это БРИКС, ШОС, АСЕАН или какая-либо двусторонняя платформа. В данном случае уместно напомнить о китайских претензиях к РФ. 5 мая этого года стало известно, что Катарский инвестиционный фонд QIA и швейцарский сырьевой трейдер Glencore расторгли соглашение о продаже доли в "Роснефти" китайской компании CEFC. QIA и Glencore также решили выйти из консорциума, который был создан ими в декабре 2016 года для приобретения 12,5% акций "Роснефти". О продаже китайской компании 14 процентов акций из этого пакета было объявлено в прошлом году. Сумма сделки должна была составить $9 миллиардов, однако ее перенесли из-за проблем с привлечением финансирования у китайской компании. А основатель CEFC Е Цзяньмин был арестован властями КНР.
Таким образом, основным покупателем пакета "Роснефти" продолжил выступать катарский суверенный фонд, что делает его третьим по размеру акционером "Роснефти" после российского государства и британской нефтегазовой компании British Petroleum (BP). В "Роснефти" отмену сделки с CEFC не комментировали. Однако, эта афера - лишь вершина айсберга российских махинаций с китайскими деньгами.
Ранее в Китае было арестовано руководство корпораций, с которым выстраивал "стратегические" отношения экс-глава РЖД Владимир Якунин. Наконец, в июне этого года в Китае признали убыточной постройку скоростной магистрали через Россию в Европу. Оказалось, что при рыночной кредитной ставке и доле привлеченного финансирования в 60% проект высокоскоростной магистрали "Евразия" по маршруту Пекин - Москва - Берлин будет убыточным. Об этом сообщалось в материалах корпорации China Railway Eryuan Engineering Group (CREEC).
За основу для расчета финансовой модели китайская корпорация взяла уровень ставки свыше 5,75%. В РЖД заявили, что материалы CREEC не являются окончательными. В китайской компании отметили, что для реализации проекта нужен консенсус между странами, по территориям которых пройдет маршрут магистрали. "Необходимо оказание сильной, в том числе политической, поддержки со стороны правительства каждой из стран", - отмечается в документе. В РЖД считают, что рентабельность проекта "Евразия" зависит от государственной поддержки со стороны правительств стран-участниц. В CREEC оценивают затраты на "Евразию" в сумму более $153,7 млрд. Если строительство будет вестись из расчета, что 40% - собственный капитал проектной компании и 60% - привлеченное финансирование, то доходность проекта будет отрицательной.
"Евразия" - проект высокоскоростной железнодорожной магистрали из Китая в Европу. Дорога может пройти по территории Германии, Польши, Беларуси, России, Казахстана и Китая. Похоже, этой дороги тоже теперь не будет (хотя бы потому, что нет 60% привлеченных средств - и в силу расширения санкций и не будет), а китайцы предпочтут и далее вывозить сибирский лес и просачиваться в почти безлюдные пограничные регионы РФ, теперь намертво привязанные к экономике КНР. А вот в долг Китай России давать не станет - только в обмен на передачу инфраструктурных объектов, как это происходит, в европейском контексте, в той же Греции. Причем частный сектор - частным сектором, но серьезные проблемы, несмотря на профицит (якобы) бюджета, возникли в самой системе государственных финансов РФ.
Показательно, что в начале этого месяца Федеральная налоговая служба РФ (готовясь к принудительной регистрации самозанятых, с которых намерена "содрать" социальные взносы) обнародовала данные о числе "пустых" компаний в России - предприятий, где никто не работает. эти данные понадобились на фоне углубляющегося кризиса пенсионной системы страны, проявляющегося уже в буквальных подрывах зданий Пенсионного фонда, как это произошло, к примеру, в Калуге. Согласно документу, всего в наборе 2,5 млн компаний, из них сотрудников нет в 381 тысячи организаций. В наборе открытых данных "Сведения о среднесписочной численности работников организации" содержится информация о 2,5 млн юридических лиц, данные составлены на 1 января 2018 года. Число организаций, о которых представлена информация, значительно меньше, чем число юрлиц, зарегистрированных в России на 1 января 2018 года: по данным ФНС, их было 4,37 млн, 3,6 млн из которых - только ООО. Еще в 41,5% всех организаций, данные по которым раскрыла налоговая служба, среднесписочная численность работников была равна единице. В 10% компаний работают по два человека, в 13,7% - от трех до пяти. Менее чем в 20% организаций из списка число работников превышало пять.
Иными словами, окончательное перекрытие рынка внешних заимствований ударяет по и без того ослабевшей, несмотря на относительно высокие цены на нефть (причем сверхплановые поступления в бюджет где-то растворились) экономике России. В 44 провинциях страны большинство населения, по вполне официальным данным, перешло за последние три-четыре года в разряд малообеспеченных.
Во-вторых, оперативные вопросы возникнут к нынешним держателям любых российских ценных бумаг, на уровне предупредительных писем госказначейства и биржевой комиссии США, индикативно: уверены ли они в своем желании продолжать ими владеть и далее? Токсичность этих бумаг возросла, а предстоящая ломка через колено импортеров вооружений из РФ (а ведь это около $20 млрд живой зеленой наличности, а не сомнительных деривативов) тоже не добавляет инвесторам оптимизма.
В-третьих, и это самое вкусное, а также приманка для часто неуправляемого президента Трампа - это санкции против компаний-подрядчиков и бенефициаров "Северного потока-2" любой формы собственности. Ведь предупреждений из уст того же Дональда Трампа прозвучало уже достаточно, о чем в агрегированном законопроекте говорится отдельно. Упрощая смысл множества абзацев (они еще будут перерабатываться, чтобы процедура в обеих палатах была чистой): стройте хоть третью трубу, дорогие, но превратитесь в компании без американского листинга и с частично замороженными активами и счетами, то есть в некие фирмы "фирмы", статусно похожие на "корпорации" из оффшоров. Причем Франция, которая вместе с Испанией и Португалией обладает инфраструктурой для покупок американского газа, и Китай (который со все возрастающим скепсисом ждет этот самый эпический газопровод "Сила Сибири" и появление в нем газа) с большим удовольствием присоединятся к такому пакету в той или иной степени.
В-четвертых, и это просто исполнение мечтаний 2014 года - Сенат намерен официально запросить Госдеп о соответствии РФ критериям страны-спонсора терроризма (вот тут Украина должна всерьез напрячь свои соответствующие структуры, надо же, и четырех лет не прошло, как этот вопрос вынесен на должный уровень). Даже половинчатое (в силу определенных настроений в Белом Доме) подтверждение тревог сенаторов выльется в жесточайшее замораживание любого финансового сотрудничества с российскими и имеющими к таковым отношение предприятиями любой формы собственности. Иными словами, это соскальзывание РФ (наконец!) к статусу Ирана и КНДР;
Наконец, в-пятых не вызывает сомнений, что законопроект (в особенности учитывая глубочайшее, пусть и отчасти по разным причинам, раздражение американских избирателей всем, что связано с Россией в преддверии промежуточных выборов) не просто ограничит президента Трампа в любых административных "телодвижениях" в адрес РФ. Но и, вне всякого сомнения, будет принят подавляющим большинством обеих палат, что вынудит главу государства подписать его, как бы он не ворчал в твиттере, тем более что, как и в CAATSA, в законопроект изящно запакованы его собственные программные положения. В особенности это важно в преддверии промежуточных выборов, на которых республиканцы должны продемонстрировать единство, партийный лидер - целостность, а также эффективный диалог с оппозицией, демократами. Кроме того, Америке это все не будет стоить ровным счетом ничего, а вот отломать от российского бизнеса те или иные рынки - может и получиться.
Россияне сегодня успокаивают себя тем, что пакет проходит стадию обсуждения, и даже призывают к обмену делегациями верхних палат (диалог - одна из формальностей, пообещанных Трампом в Хельсинки) или что Белый Дом, или лоббисты смогут выхолостить текст. Но ведь то же самое Москва говорила и о CAATSA, а удара по своим стальным королям не ожидала вообще. Тем не менее, все это сегодня действует - а к середине осени расширение и углубление санкций станет просто напросто очевидным.
По сути, это предпоследний шаг к эмбарго на торговлю энергоносителями. Причем, забавно, что лихорадочный вывод денег российскими структурами с Запада на протяжении 2016-18 годов не привел подавляющую часть этих денег в Россию. Что, согласитесь, весьма красноречиво. А ведь наличие серьезных проблем в ключевой для РФ энергетической отрасли был вынужден на днях признать даже главный идеолог агрессивной внешней политики Кремля, секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев. Зависимость от иностранных денег и технологий создает серьезные проблемы для российских энергокомпаний после введения санкций, особенного в нефтегазовой отрасли, заявил 3 августа "Интерфаксу" секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев. Как оказалось, "введенные США и их союзниками финансовые и технологические санкции в отношении российских энергетических компаний обозначили проблему уязвимости и зависимости отечественной энергетики от иностранного капитала и иностранных технологий, оборудования, программного обеспечения", - сказал Патрушев на совещании с главами регионов Центральной России.
"По ряду направлений эта зависимость создает серьезные проблемы. В первую очередь это касается нефтегазового сектора", - признал он. Старое добывающее оборудование изнашивается, а где взять новое в плавающем санкционном режиме - неясно. Еще одной важной задачей, по его мнению, является обеспечение конкурентоспособности отечественных энергетических компаний, в том числе за счет внедрения перспективных эффективных технологий, включая цифровые. Поскольку, мягко говоря, их нет.
Похоже, после нового раунда санкций Россия окончательно превратится в скатерть-самобранку, у которой с комфортом расположатся США, их союзники и Китай. И даже миролюбивый президент Трамп, уронив на хлеб-соль скупую слезу, достанет из сапога фамильную вилку.