Нидерландский провал Кремля. Ассоциацию ратифицируют без дополнительных условий
Нижняя палата парламента Нидерландов (Палата представителей) официально подтвердила ратификацию Соглашения об ассоциации. Из 150 депутатов за голосовало 89, против — 55. В принципе расклад голосов можно назвать разумным: он вполне соответствует результатам референдума об ассоциации между Европейским Союзом и Украиной. Напомню, что при явке на референдуме в 32%, против выступили 62% проголосовавших. Это дает примерно 20% населения страны. При голосовании в парламенте против было 36,6% его списочного состава. Иными словами, мнение меньшинства избирателей депутатами как его представителями, несомненно, учтено, но большинство избирателей королевства считает иначе. А чтобы по поводу уважения парламентариев к народному волеизъявлению не осталось уже никаких вопросов, голосование провели по особой процедуре: каждый из депутатов должен был ответить, поддерживает ли он ратификацию, после чего состоялся подсчет голосов.
Не прошел и план "Б": предложение социалиста Гарри ван Боммеля проголосовать за решение, которым Украину обязывали бы подписать дополнительный политический документ, касающийся Соглашения об ассоциации Украина–ЕС. На том же основании: эта идея не выражает мнения большинства.
Таким образом, все было корректно и демократично. Меньшинство выслушали. И приняли его мнение к сведению.
Предстоит, правда, еще голосование в Сенате и подписание ратификационных грамот королем Нидерландов. В Сенате уже есть большинство голосов за Соглашение с Украиной. Правда, запас голосов незначителен, и нельзя исключать сюрпризы, преподнесенные, естественно, Россией. Но тут уж на войне как на войне.
Голосование Нижней палаты было последним перед ее переизбранием — выборы назначены на 15 марта. Насколько можно судить по прогнозам и рейтингам, новый состав палаты будет несколько иным. И если говорить о мнениях по украинскому вопросу, он будет ближе к 20% проголосовавших против ратификации — сравнительно с нынешними 36,6%. Иными словами, популизм и евроскептицизм выходят из моды.
Однако не все так просто. Одиознейшая Партия свободы Герта Вилдерса возглавляет списки рейтингов и может рассчитывать на 27 мест в парламенте, социалисты — на 11. Правда, месяц назад Партия свободы претендовала на 35 мест...
Иными словами, в Европе происходит очевидная поляризация политических симпатий. Евроскептицизм и популизм, как условно левый, так и условно правый, не то чтобы выходят из моды, но становятся уделом неудачников. Нормально социализированные избиратели все менее склонны к крайностям, к силовым запретам и к простым методам решения сложных вопросов. Запрет Трампа на въезд в США всех, чохом, жителей "подозрительных" стран вызвал отвращение в Европе. Оказалось, что тешить себя фантазиями о решительных мерах — это одно, а поддержать нечто подобное во всей их неприглядности — совсем другое.
Все это сильно сужает возможности для российской пропаганды в тех странах, которые принято называть цивилизованными. И, к слову, позволяет прояснить вопрос о том, что же это вообще такое — цивилизованная страна.
Российская пропаганда и по большому счету вся российская культура, идеология, мифология, все то, на чем стоит и из чего состоит "русский мир", всегда апеллировали к самым худшим и примитивным инстинктам целевой аудитории. Можно сказать (и доказать это предметно!), что привитие любому обществу "русских ценностей" всегда есть привитие ему агрессивного скотства как любого социального поведения. И это прекрасно работает, но лишь в том случае, если перед вами стадо скотов, научившихся ради получения материальной выгоды притворяться людьми. Слой грима слетает с них с легкостью необыкновенной. А вот с людьми эти номера уже не проходят. Хотя, конечно, каждый человек иной раз может и увлечься, поддаться простым эмоциям, оказаться в общем потоке, но все это ненадолго. Отрезвление при близком взгляде на торжествующее скотство наступает очень быстро. У людей. А скот, откормляемый ценностями "русского мира" все глубже и все с большим наслаждением погружается в естественное для него скотское состояние.
Девиз на гербе королевства Je maintiendrai можно перевести двояко — и как "я выстою", и как "я выдержу". Голландцы выстояли. И выдержали. Морок популизма и лжи, раскормленный на российские деньги, лопнул и сдулся. Оказалось, что не поддаться ему очень просто. Достаточно быть человеком, а не скотом. Люди в Нидерландах оказались в большинстве.
Да, и еще. Сегодня стало модно сравнивать Россию с Третьим Рейхом. В частности, и в том плане, что, мол, "перевоспитали немцев, на которых плохо повлияли Гитлер и нацизм, перевоспитаем и россиян, которых совратили Путин и его кагэбэшное окружение". Так вот, ничего подобного. Не выйдет. Немцы поддались соблазну в силу трагического для них стечения обстоятельств. Морок продолжался 12 лет, и даже в этом, омороченном состоянии германский народ, загнанный в Третий Рейх, наработал там такое научное и инженерное наследие, используя которое мир прогрессировал еще 50–60 лет. Примерно, кстати, столько, сколько понадобилось, чтобы окончательно залечить в сознании немцев травму нацизма.
А в России потакание своим инстинктам и чесание воспаленных своих комплексов, преимущественно о забор соседа, — основа культуры. Всей русской культуры. Россия ничего не дала миру в плане науки, философии, искусства. То, что приписывается "русским ученым" и "русским писателям", либо плагиат, либо создано в эмиграции, вне российского социума. Россия так живет столько, сколько она существует как филиал Орды, ставший затем самостоятельным вариантом инферно. По скромным оценкам, речь идет не о 12 годах, а примерно о тысячелетии, и россияне снова и снова воспроизводят эту и только эту модель отношений. И что, по-вашему, в этом Путин виноват? И это излечимо?
Как бы не так.... И не надейтесь. Впрочем, это уже другая тема.