Ничему не учатся. Почему "новозеландский стрелок" будет услышан
То, что попадает в интернет, остается там навсегда. Эту простую истину почему-то забывают даже те, для кого Сеть - основа бизнеса. В очередной раз мы это увидели после трагедии в Новой Зеландии, когда мировые интернет-компании попытались "стереть" манифест и видеозаписи ее виновника.
Сперва несколько слов о трагедии, которая стала поводом для обсуждаемой темы. 15 марта в городе Крайстчерч в Новой Зеландии, произошли две террористические атаки: нападавшие расстреляли прихожан мечетей Аль-Нур и Линвуд. Трагедия унесла жизни 49 человек, более 50 были госпитализированы. По словам премьер-министра Джасинды Ардерн, это "один из самых мрачных дней" в истории страны. Подозреваемые в теракте были арестованы. Они признаются в содеянном и не сожалеют, заявляя о "мести" мусульманам за теракты в Европе.
Один из стрелков - ультраправый 28-летний австралиец Брентон Таррант - незадолго до акции опубликовал в интернете свой манифест. В нем он заявил, что является "простым белым парнем", который родился в бедной семье рабочих, ненавидит мусульман и мигрантов, а также подчеркнул превосходство белой расы. Кроме того, он полностью снял бойню в мечети на видео от первого лица с прямой трансляцией в Сеть.
Брентон Таррант снимал свои действия на видеокамеру GoPro, прикрепленную к шлему. На кадрах видно, как преступник подходит к мечети с дробовиком и начинает стрелять по прихожанам. После он меняет помповое ружье на автоматическую винтовку, расписанную антиисламскими лозунгами, и начинает уже прицельно расстреливать людей.
Таррант заявил, что "сделал это, чтобы показать, что пока жив белый человек, мусульмане никогда не захватят наши земли и не заменят нас собой". Таррант отметил, что хочет отомстить за террористические атаки, совершенные в Европе радикальными исламистами. По его объяснению, мечеть Аль-Нур он выбрал как мишень, поскольку раньше на ее месте находилась христианская церковь.
Что будет дальше с этим последователем Андерса Брейвика, мы узнаем позже. Сейчас нам интересно посмотреть, что происходило "в этих ваших интернетах" после событий в Новой Зеландии. А вот что: крупнейшие мировые интернет-компании потратили невероятное количество усилий, времени и денег на то, чтобы убрать из интернет-пространства два файла: манифест Тарранта и видеозапись его действий.
В какой-то момент в Facebook было опубликовано почти 17-минутное видео, которое показывало боевика, вошедшего в мечеть и открывшего огонь. По словам официального представителя соцсети Мии Гарлик, полиция Новой Зеландии предупредила о ролике администрацию соцсети, и он был оперативно удален.
В своем заявлении Гарлик отметила, что администрация Facebook за первые 24 часа вычистила не менее 1,5 млн размещенных в социальной сети видеозаписей, на которых запечатлен новозеландский теракт. Причем, по ее словам, из этого числа "по всему миру" 1,2 млн видеозаписей нападения были заблокированы на стадии загрузки.
"Мы продолжаем работать круглосуточно, чтобы удалить подобный жестокий контент", - добавила она, подчеркнув, что также блокируются "отредактированные версии видео, на которых не показаны сцены насилия".
Аккаунты стрелка в Facebook и Instagram были оперативно заблокированы. Другие крупные интернет-компании, включая YouTube и Twitter, также без промедления включились в борьбу с распространением кадров террористической атаки.
Мотивы понятны. В конце концов, речь об очевидной пропаганде жестокости и ненависти на расовой почве. Причем это тем более нежелательно, что ролик здорово напоминает 3D шутер от первого лица. Опять же, прецеденты обратной трансформации - из геймеров в киллеры - тоже известны. Да и коммерческий потенциал ролика - как минимум в качестве сырья для всевозможных модов подобных игр - тоже на поверхности, сколь бы циничным это ни было.
И что, помогло? Автор этих строк даже не искал запрещенный контент в Сети сам. Не потребовалось ничего - ни Tor устанавливать, ни в даркнет лазить... И манифест Тарранта, и видеозапись его действий "на хвосте принесли" Телеграм-каналы. Как оказалось, несмотря на все блокировки поисковиками и соцсетями, найти означенный контент совсем несложно. Чтобы не быть голословными:
Более того, через пару дней появилось и сразу несколько переводов "манифеста" на русский язык. Привет, Роскомнадзор!!! Или белого христианина-террориста, охотящегося на цветных иноверцев, таковым в Москве уже не считают? В принципе, понятно: иначе придется признать террористами едва ли не весь личный состав контингента в Сирии в придачу с помогавшими ему экипажами дальних бомбардировщиков и кораблей.
Можно, конечно, поиграть в конспирологию, благо биография Telegram, хищный интерес ФСБ к нему и непростые взаимоотношения Павла Дурова с российскими властями к тому располагают. Да, это тоже может быть (и наверняка будет) использовано в рамках информационных операций России против Запада, однако дело прежде всего в том, что все соцсети не накроешь, а контенту свойственно перетекать между ними. Не говоря уже о том, что "подвиг" Тарранта наверняка окажется в свободном доступе на торрентах.
Замечу, что власти Новой Зеландии это понимают. Отсюда и обращение к пользователям соцсетей и журналистам с просьбой не публиковать отрывки из этого 37-страничного манифеста, автор которого с ненавистью отзывается о мусульманах и мигрантах, указывая на превосходство белой расы.
Однако тем дело не кончилось. В соответствии с новозеландским Актом по борьбе с терроризмом, причастным к подобным атакам, грозит пожизненное заключение. Финансирование терроризма карается лишением свободы на срок до 14 лет. Аналогичный срок грозит за членство в террористической группировке. Теперь же пообещали наказывать и просто за распространение информации. Власти Новой Зеландии напомнили гражданам, что они могут присесть на 10 лет, если будут хранить на своих компьютерах видео с терактом. И на те же 14 лет - если будут его распространять.
То есть последнее - распространение информации - приравнивается к финансированию терроризма или членству в террористической группировке. Это любопытный момент. Новая Зеландия - государство, во-первых, демократическое, а во-вторых, практикующее прецедентное право. Так что возможность эффективного применения этой нормы вызывает серьезные сомнения. В конце концов, распространение ролика в академической среде ради изучения, скажем, некоторых поведенческих паттернов стрелка, запросто подпадает под ее действие. Да и адвокаты условного экстремиста при некоторой толике везения смогут, пожалуй, доказать, что именно просмотр кадров бойни в Крайстчерч убедил его воздержаться от насилия.
В общем, эта поправка, по всей видимости, из тех, которые принимаются для предостережения, а не покарания - своего рода механизм психологической защиты. Новая Зеландия - страна тихая, и те немногие разы, когда она оказывалась на первых полосах мировых лент новостей, были преимущественно позитивными. Общество шокировано, и, чтобы восстановить хотя бы минимальное ощущение защищенности, руководству страны необходимо было сделать хоть что-то. Хоть что-то и сделали. Больше в этих обстоятельствах вряд ли возможно: даже маргиналам новозеландской политики нельзя воспользоваться тем фактом, что Таррант - иностранец. Он - гражданин Австралии, ближайшего во всех отношениях соседа, партнера и союзника.
Кстати, требования ужесточить контроль над гражданским оружием оказалось таким же "что-то". Тем более нелепым, что в мечети Линвуда жертв могло оказаться куда больше, если бы нападавших на нее не встретил прихожанин с пистолетом, заставив террористов ретироваться. Впоследствии, правда, оказалось, что то, что они приняли за оружие, было всего лишь мобильным кассовым терминалом. А если бы кто-то из жертв и в самом деле мог выстрелить в ответ?
Такие вопросы, однако, неизменно нервируют представителей властей, то ли прикрывающих стремление к контролю гуманизмом, то ли и впрямь наивно полагающих, что позиция "не позволю плохого" - достаточная от него, плохого, защита. Проще, а главное, быстрее - заняться глобальной чисткой соцсетей от контента. Из тех же, впрочем, соображений.
Хотя, конечно, скорее всего, и Facebook, и YouTube, и Twitter, и прочие Yahoo - все они так ретиво вычищают из Сети "информационное наследие" Брентона Тарранта вовсе не потому, что отличаются гуманностью и дружно отрицают насилие. А потому, что хотят обезопасить себя от судебных исков, которыми бы их могли закидать родственники жертв (да и те из них, кому посчастливилось выжить).
Между тем в подобных действиях, как ни парадоксально, есть еще одно рациональное зерно. В свободном распространении по Сети и манифеста Тарранта, и его видеозаписи более всего заинтересованы как раз представители радикального ислама. Им для вербовки единомышленников душераздирающее видео христианина, который расстреливает молящихся мусульман, - просто подарок Аллаха.