• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Немо, Бриджит и пресса. Как будут спасать рейтинг Макрона

Смогут ли жена, частые интервью и пес вернуть президенту Франции утраченное доверие?
Реклама на dsnews.ua

Согласно соцопросам уровень симпатий к Эммануэлю Макрону падает. После 100 дней пребывания в Елисейском дворце президент собирается изменить свою медиастратегию.

Об этом пишет Gazeta Wyborcza.

39-летний Эммануэль Макрон ежедневно тратит 250 евро на макияж. За последние три месяца припудривание президентского лица обошлось французским налогоплательщикам в 26 тыс. евро. В Елисейском дворце говорят, что это меньше, чем тратили предшественники Макрона.

Правда, они куда чаще появлялись в прессе.

На самом деле Макрон любит красоваться перед публикой (то в форме пилота самолета, то спускаясь с вертолета по веревке на подводную лодку), однако журналистов держит на расстоянии. С момента избрания президент не дал ни одного телевизионного интервью.

На популярность Макрона начнут работать медиа и пес Немо

За три месяца правления уровень поддержки Макрона упал на 20%. По данным последнего социсследования Ifop, положительно к главе государства относятся лишь 40% французов.

Реклама на dsnews.ua

Даже Франсуа Олланд, самый непопулярный президент республики, ощутил себя настолько уверенно, что раскритиковал нынешнего хозяина Елисейского дворца и своего бывшего министра. К критике присоединился и союзник Макрона по коалиции, лидер центристской партии "Демократическое движение" (MoDem) Франсуа Байру. В интервью журналу Le Point он отметил, что французы "не видят четкого направления и целей, которые поставил Макрон".

Поэтому президентская команда решила, что пришло время изменить PR-стратегию. Отношения с прессой должен выстроить известный журналист Бруно Роже-Пети, только что ставший новым пресс-секретарем президента.

По информации Le Monde, Макрон должен чаще появляться в СМИ. Так, недавно он нарушил традицию не отвечать на вопросы, касающиеся внутригосударственной политики, во время заграничных поездок: на встречах в Австрии и Румынии Макрон упомянул о реформе Трудового кодекса, которая была представлена премьер-министром Эдуаром Филиппом в прошлый четверг.

Улучшить имидж президента также должен годовалый метис лабрадора и грифона по кличке Немо, который несколько дней назад дебютировал на коврах Елисейского дворца.

Юпитер заменил гражданина Нормального

"У Макрона такой же подход к журналистам, как и у президента Франсуа Миттерана, который исходил из того, что может говорить с прессой только тогда, когда ему этого хочется, и только после того, как убедится, что ему есть что сказать. Однако это ошибка, поскольку мы живем не в 80–90-х годах прошлого века — в век интернета и социальных сетей такой подход неприемлем", — отметил в комментарии Wyborczej руководитель отдела политических исследований Парижского исследовательского центра Opinion Way Бруно Жанбарт.

Макрон еще в ходе президентской кампании заявлял, что не будет брать пример с Олланда, который общался с медиа слишком часто. "Думаю, что проблемой последнего президента была чрезмерная близость с журналистами", — говорил Макрон.

В интервью еженедельнику Challenges уже в статусе президента он критиковал своего предшественника за то, что тот пытался быть "гражданином Нормальным" и не верил в "президентство в стиле Юпитера". С тех пор СМИ называют Макрона Юпитером, богом всех богов. В недавнем интервью для Le Point он заявил, что никогда не считал себя Юпитером.

"Образ "гражданина Нормального" был хорош для предвыборной кампании, но не для президентства, — говорит Бруно Жанбарт. — Французы хотят видеть своим лидером сильного человека, который способен управлять. Однако это не означает, что, по их мнению, модель "Юпитера" самая оптимальная, а главное качество руководителя состоит в том, чтобы присутствовать везде и создавать впечатление, что он единственный человек, который все решает. Судя по всему, Макрон еще не нашел баланса между этими двумя моделями власти. Однако важно это сделать как можно скорее, чтобы люди не чувствовали себя брошенными, поскольку в этом случае Макрону будет сложно стать популярным".

Молодой, но справится

Потребность Макрона в собственном позиционировании возникла не на ровном месте. И в то время, когда он возглавлял министерство экономики, и в ходе президентской избирательной кампании его обвиняли в отсутствии политического опыта и в том, что он попросту не справится с вызовами вроде терроризма, Brexit или Дональда Трампа в Белом доме.

Макрон начал с крепкого рукопожатия Трампу и прохладного приема президента Владимира Путина в Версале.

"Высокая активность на международной арене в первые недели правления была хорошей стратегией, поскольку Макрон мог доказать критикам, что справляется с обязанностями президента", — говорит Бруно Жанбарт. — Но если за границей он был хорошо известен, то в самой Франции его поддержка упала. У многих французов создалось впечатление, что президент слишком много внимания уделяет международным вопросам, а не темам, которые реально важны для французов, — вроде ситуации на рынке труда или реформы системы образования".

Во что играет Макрон?

Макрон начал показывать гражданам, что его действия за границей связаны и с национальной политикой. До презентации реформы Трудового кодекса он отправился в Восточную Европу, чтобы убедить местных лидеров изменить директиву ЕС о европейских заробитчанах (Франция занимает в ЕС второе место по количеству иностранных работников, тогда как Польша — главная страна-донор "командировочных рабочих"). Макрон даже подверг критике польское правительство за нежелание менять существующий порядок вещей.

"В этом вопросе Макрон может рассчитывать на поддержку общественного мнения, — считает Бруно Жанбарт. — Однако если ему не удастся изменить директиву, общество может ополчиться на него. Президента начнут воспринимать как лидера, который много говорит, но не в состоянии ничего сделать. Макрон играет в опасную игру, если не уверен в том, что ему удастся достичь успеха. Его уже считают авторитарной личностью. Если в ситуации с Польшей он проиграет, то в обществе может утвердиться мысль о том, что он считает себя самым умным".

В ближайшие месяцы Макрон вряд ли сможет компенсировать падение уровня доверия и заполучить новых сторонников — на сентябрь уже объявлены протесты против реформы Трудового кодекса.

Проблема Макрона — тяжелый электорат, в первом туре проголосовало всего 24% избирателей. Это меньше, чем за Олланда или Саркози. В дополнение к этому большинство из них левоцентристы, а реформы, которые собирается проводить президент, придутся по душе скорее правым.

Французам надоели персоналии

Может быть, жена поможет Макрону улучшить имидж? Последний номер Elle, в котором появилось интервью с супругой президента, вышел рекордным тиражом.

"Французы уже устали от шумихи вокруг жен и спутниц президентов", — говорит Бруно Жанбарт. — В ходе кампании очень много было разговоров о семейной паре Макрон, недавно шли дискуссии о предоставлении Бриджит статуса первой леди. Ранее обсуждался развод Саркози и его брак с Карлой Бруни, потом последовал роман Франсуа Олланда. Чем меньше будет на виду Бриджит, тем лучше. Лучше и для президента, если не будет слухов о том, что жена оказывает большое влияние и на него, и на политику".

Два года на компенсацию

Эксперт добавляет, что рейтинги Макрона не так уж и плохи. И если реформы окажутся успешными, то у президента будет шанс усилить доверие к себе. "Кроме того, следующие выборы состоятся только в 2019-м, так что у него есть два года", — отмечает Жанбарт.

    Реклама на dsnews.ua