Не только Украина - рай антиваксов. Почему Европа буксует с вакцинацией
Восточная и Центральная Европа — лидеры ЕС по уровню заболеваемости коронавирусом
Журналистка Politico Europe Эшли Ферлонг в своей статье разбирается, почему страны Восточной и Центральной Европы не могут похвастать высоким уровнем вакцинации.
Ученые творят чудеса, создавая вакцины против коронавируса, которые помогают защитить мир, но у них нет лекарства от напасти, ставшей причиной четвертой волны пандемии в Европе — недоверия к властям.
Подавляющее большинство ученых и врачей называют причиной отказа от вакцины недоверие к правительству. И хотя отчасти сомнения обусловлены самими вакцинами и той скоростью, с которой их создали и сертифицировали, в Центральной и Восточной Европе, ставшей эпицентром всплеска заболеваемости, кризис доверия гораздо обширнее.
Глубокое недоверие к организациям, популяризирующим вакцинацию, в этом регионе привело к появлению целой армии непривитых, несмотря на доступность препаратов. Это, в свою очередь, спровоцировало скачок заболеваемости и числа летальных случаев — в частности, в Болгарии и Румынии, где эти показатели бьют рекорды и где самый низкий процент вакцинированных — 23 и 34% соответственно.
И как неоднократно можно было убедиться за время пандемии, высокий уровень заболеваемости в нескольких странах — это плохая новость для всего блока.
"У нас все меньше доверия к властям", — говорит Космин Тот, преподаватель социологии Бухарестского университета. Рекламные кампании, которые политики проводили для популяризации вакцинации, провалились из-за "ненависти к политической системе", сказал Тот в комментарии Politico. Стимулы вроде денежного вознаграждения или бесплатных хот-догов пока не принесли серьезных результатов, а попытки привлечь в качестве лоббистов вакцинации священнослужителей и врачей откровенно буксуют.
Согласно последнему опросу "Евробарометра", доверие к властям в Центральной и Восточной Европе значительно ниже среднего показателя по ЕС. Это говорит о том, что многие новые страны-члены Союза, покончившие с коммунизмом больше 30 лет назад, еще не слишком глубоко укоренились в демократии.
Политические катаклизмы еще больше усугубили напряженные отношения между гражданами и правительствами. С мая в Болгарии действует временное правительство, а 14 ноября состоятся третьи уже выборы в году. Правительство Румынии ушло в начале октября, и новое пока не сформировано. Словения ждет выборов в 2022 году.
А поскольку политики боятся потерять избирателей, вопреки усилиям врачей растет уровень заболеваемости коронавирусом. "В нашем отделении интенсивной терапии умирают 9 из 10 пациентов", — сказал Иван Пороманский, руководитель Пироговской больницы, одного из крупнейших медицинских учреждений в Софии, где лечат пациентов с тяжелой формой COVID-19. Среди привитых число летальных случаев "ничтожно", добавил Пороманский.
Вне мейнстрима
По словам Хайди Ларсон, директора Проекта доверия к вакцинам при Лондонской школе гигиены и тропической медицины, Европа — это регион, который с наибольшим недоверием относится к вакцинам, причем уровень непринятия вакцины от коронавируса куда выше чем остальных. По словам Ларсон, это понятно, учитывая их недавнее появление.
Однако эксперты, мониторившие предыдущие кампании вакцинации в Центральной и Восточной Европе, часто недоумевают от того, насколько сложно было убедить людей сделать прививку от Covid-19. "Я не могу прекратить удивляться этой ситуации. Не могу даже вообразить, что же случилось, — говорит Митя Врделя, руководитель отдела коммуникаций Словенского национального института общественного здравоохранения. — Мы пытались на практике применить все знания, полученные за [последние] 10 лет, но ничего не вышло".
И хотя в Эстонии дела обстоят лучше, чем в Болгарии и Румынии, уровень вакцинации в ней составляет 57% — и это куда ниже, чем в чемпионах-прививочниках Испании, Португалии и Дании. Психолог Андеро Уусберг, член научного консультативного совета по Covid-19 при правительстве Эстонии, отметил, что постоянной чертой непривитых является нежелание следовать примеру общества. В Эстонии это культурная особенность, ведь наиболее низкий уровень вакцинации наблюдается среди русскоязычного меньшинства, которое составляет 24% от всего населения (влияние российской пропаганды и троллей на этот сегмент населения, увы, остается за рамками — прим. пер.).
Таким образом, эти страны достигли своего рода потолка вакцинации. Поток желающих получить прививку почти иссяк. И несмотря на то, что в Центральной и Восточной Европе наивысший уровень заболеваемости, там не наблюдается резкого роста темпов вакцинации, необходимой для выработки коллективного иммунитета.
По словам Ларсон, поэтому нужны новые подходы для преодоления "последней мили" вакцинации. "Это доказательство того, что нам нужны разные стратегии для разных этапов — не только для разных регионов, но и для разных этапов внедрения вакцины", — сказала она.
Одна из стратегий: параллельно задействовать несколько организаций и лиц, которые все еще пользуются доверием. По словам Ларсон, нужно "очень предметное определение того, кто является здешним, надежным партнером и/или представителем определенного сообщества". Это может быть местный парикмахер, фермер, врач или священник. "Нельзя останавливаться на достигнутом, потому что темпы вакцинации замедлились", — сказала она.
В Румынии, однако, попытки правительства обратиться за помощью к церкви не принесли результатов, поскольку некоторые влиятельные церковные деятели открыто продвигали теории заговора о вакцинах. "Румынский народ является одним из самых религиозных в Европе, и все же лидеры Румынской православной церкви не распространяли убедительных призывов вакцинироваться", — сказал Эмилиан Дамиан Попович, доцент эпидемиологии Университета медицины и фармации Виктора Бабеша в Тимишоаре.
Использование врачей-терапевтов для проведения вакцинации — еще один метод, в котором эксперты видят потенциал. Во многих регионах Болгарии местные участковые — "всё для пациента", — сказала Христиана Батселова, доцент кафедры эпидемиологии инфекционных заболеваний Медицинского университета Пловдива. По ее словам, если бы врач сказал им не вакцинироваться, было бы "абсолютно невозможно" убедить их в обратном.
Вот почему Бацелову так беспокоит нехватка знаний у врачей о новых вакцинах. Как и в случае со священниками в Румынии, неучастие врачей в Болгарии нанесло серьезный удар по кампании вакцинации.
Крайнее средство
Если мягкое убеждение не сработает, придется заставлять людей вакцинироваться.
Недавно Эстония ввела фактически мандат на вакцинацию, поскольку там для доступа к большинству мероприятий требуется свидетельство вакцинации или выздоровления от Covid-19. В Румынии во многих публичных местах требуется подтверждение вакцинации, отрицательного результата теста или перенесенной болезни. Однако попытку ввести практику в определенных рабочих сферах заблокировал парламент. В Словении введена обязательная вакцинация для государственных служащих, а в октябре там запустили "зеленый пропуск" для доступа в закрытые помещения вроде ресторанов и торговых центров.
С такими методами не все согласны из опасения, что они могут подорвать доверие у сомневающихся. Да и не всегда они работают: например, в Эстонии такие правила не способствовали увеличению числа прививок.
По словам доцента кафедры социологии Университета Марибора в Словении Андрея Кирбиша, требования потенциально полезны в определенных условиях, например, в здравоохранении. Но при этом они приводят к давлению на людей, когда добровольно сделать это не удалось — это рискованный путь.
"Когда обязательная вакцинация внедряется в обществе с низким уровнем вакцинации как единственный способ компенсировать провалы государственной политики по борьбе с пандемией Covid-19, она может иметь негативные последствия, провоцируя даже, возможно, более серьезный кризис легитимности или социального напряжения", — сказал Кирбиш.