Вечная власть. Зачем Путину новая конституция

Реальная конституционная реформа в России оказалась далека от сказок, рассказанных Владимиром Путиным несколько дней назад. Главная задача — решить "проблему-2024"
Фото: EPA/UPG

В режиме спецоперации

То, как были озвучены и поданы российской публике предложения (от которых нельзя отказаться) по изменениям в конституции, было похоже на спецоперацию. Путин и его окружение не зря работали в спецслужбах: оттуда было привнесено все: и внезапность (не только для народа, но и для чиновничества), и кажущийся масштаб, и дымовая завеса, за которой не сразу разберешь цели, ради которых все затевалось.

Кроме того, все чаще утекает информация о том, что далеко не все пошло по плану. Например, якобы Дмитрий Медведев не захотел участвовать в игре, так как не получил желаемого поста вице-президента, да и в Кремле некоторые "башни" были против.

Отсюда и такая странная спешка: Верховному суду, Совету Федерации и главам регионов было указано буквально за двое суток подготовить и прислать свои отзывы к президентскому проекту поправок в конституцию РФ. Так постановил якобы Совет Госдумы, который сам только накануне вечером увидел эти самые поправки. При этом путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков с невинным видом объясняет это тем, что предложения президента рассматриваются в первую очередь. И вот результат: всего через пять дней после послания Владимира Путина Федеральному собранию поправки в конституцию уже внесены в Госдуму.

То есть на разработку конституционной реформы, которая обещает стать самой масштабной за всю новейшую историю страны, у рабочей группы из 75 человек, куда, помимо сенаторов, депутатов и юристов, вошли атаман российского казачества Николай Долуда, пианист Денис Мацуев и двукратная олимпийская чемпионка Елена Исинбаева, ушло всего четыре дня (16, 17, 18 и 19 января).

В среду, 15 января, президент анонсировал поправки в послании Федеральному собранию, а уже в понедельник под проектом реформы стояли подписи главы конституционного комитета Госдумы Павла Крашенинникова, главы аналогичного комитета Совфеда Андрея Клишаса и директора Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Талии Хабриевой. "Всенародное голосование" по поправкам, вероятнее всего, пройдет 12 апреля, причем голосовать их будут единым пакетом.

Впрочем, кремлевские источники "Коммерсанта" еще в конце прошлой недели сообщали, что власти рассматривают возможность досрочных выборов в Думу: это "позволит снова поймать волну народной любви и провести выборы на ее фоне".

Насчет этого, конечно, есть сомнения, но все прочее действительно выглядит как сознательное и очень профессиональное наведение тумана. Сначала Владимир Владимирович ошарашивает всех заявлением о конституционной реформе, которая подается публике как движение в сторону полупарламентской полуреспублики. Но если вникнуть, мы видим набор мер по сохранению у власти самого Путина после 2024-го.

Однако чтобы "этот, как его, народ" не вникал, поверх подается — и становится главной темой обсуждения — целый пакет социальных мер. Задача очевидна: смягчить народное недовольство и представить происходящее как поворот зажравшихся элит "лицом к народу". Правда, при этом социальный кризис пытаются изобразить как демографический, а в качестве главного изменения в конституцию то, что в нее впишут гарантии исполнения государством своих обязательств: МРОТ не ниже прожиточного минимума и достойные пенсии.

Сценарий транзита

Конституционную реформу обществу продают как честное и искреннее желание Кремля перераспределить полномочия от президента к другим органам власти во имя развития России и социальной стабильности. В реальности же готовится набор из нескольких вариантов, при реализации которых Путин, уйдя с поста президента, сохранит контроль над страной. Он станет или как Назарбаев, или чем-то вроде главного иранского аятоллы, только вместо религиозного фундаментализма будет вооруженный до зубов патриотизм.

После 2024-го на выбор у Путина будут сразу три поста — премьер-министра, председателя Госдумы и главы Госсовета. Последний орган существует давно, но теперь впервые будет прописан в конституции, хотя его полномочия и роль в структуре власти пока не обозначены.

Также пока из текста изменений в конституции следует, что ограничивать президентскую власть никто не намерен — действующий президент получит даже больше полномочий, чем имел. Полномочия парламента будут расширены крайне незначительно, а новый, вписанный в конституцию Госсовет остается темной лошадкой.

Единственное новое ограничение полномочий президента — запрет на отклонение кандидатур министров, уже утвержденных Госдумой. В реальности это вряд ли станет проблемой: кандидатуру премьера все так же вносит президент. Премьер будет назначаться не с "согласия Госдумы", как прописано в действующей конституции, а после "утверждения" Госдумой. В чем разница — непонятно, что оставляет простор для "нужных" толкований. Зато президент сохраняет свой главный рычаг давления на парламент — право распустить Думу, если она трижды не утвердит кандидатуру премьера.

Во всем прочем полномочия президента расширяются. Так, он получает больший контроль над Конституционным судом. Число судей КС сокращается с 19 до 11, а президент получает право вносить в Совет Федерации представление об их увольнении (раньше это мог делать только сам КС).

Добавим сюда право вето при подписании законопроектов. Сейчас, если президент отказывается подписать закон, проект отправляется на новое голосование в обе палаты, и если он набирает больше 2/3 голосов депутатов Думы и членов Совета Федерации, президент обязан его подписать. Теперь же президент РФ сможет направить проект на рассмотрение в Конституционный суд (про контроль над ним — см. выше) и, если тот признает его неконституционным, не подписывать закон.

Наконец, президент получает право формировать вписываемый в конституцию Госсовет. До сих пор он формировался "естественным путем": президент был председателем Госсовета, а его членами автоматически становились главы палат Федерального собрания, руководители фракций Госдумы, полпреды президента в федеральных округах и губернаторы.

Что касается Госдумы, то она получит право утверждать не только премьера, но и вице-премьеров и министров. Совет Федерации получает аналогичные, но более размытые полномочия в отношении министров и глав ведомств силового блока — президент будет назначать их после "консультаций" с верхней палатой.

О новых полномочиях Госсовета в конституционных поправках говорится мало — видно, что авторы старались в эту тему не углубляться. Пока предлагается такое: президент формирует Госсовет "в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ и приоритетных направлений социально-экономического развития государства". Эта фраза почти дословно списана из перечня функций самого президента в статье 80 действующей конституции (в нее поправки не вносятся).

Вся конкретика о том, как именно Госсовет будет осуществлять свои широкие, но расплывчатые функции, будет прописана в федеральном законе, который еще предстоит принять. По сути, Госсовет легко может превратиться в надпарламентский орган, для этого в законе достаточно провести нужные положения.

"Я устал, но я не ухожу"

Путин останется у власти — а как вы думали, для чего все затевалось? Во главе Госсовета он может сколько угодно времени контролировать президента, премьера и парламент, а вот их полномочия действительно станут более сбалансированными. Президент и премьер превращаются в примерно равновеликие фигуры, не имеющие всей полноты власти и работающие под надзором "вечного Путина", сохранившего реальный контроль над силовыми структурами. Здесь можно вспомнить китайский опыт: Дэн Сяопин в подобной роли не был ни генсеком, ни президентом, ни премьером, а только председателем Центрального военного совета.

При таком раскладе вопрос о преемнике не принципиален. Это может быть или кто-то "временный" из соседей по кооперативу "Озеро", или некий технократ вроде Сергея Кириенко — представитель нового поколения, или кто-то из силовиков, если "охранители" возобладают над "реформаторами".

Примечательно, что в РФ голосование по правкам в конституцию состоится в День космонавтики — 12 апреля. Это символично: пока в Америке Илон Маск запускает спутники, экспериментирует с ракетами и обещает к 2050-му создать на Марсе колонию из миллиона человек, россияне заняты перезапуском на новую орбиту власти 70-летнего правителя.