Вакцинная война. Почему Евросоюз обиделся на британцев

Брюссель угрожает Лондону заблокировать экспорт вакцин в Британию

Вакцина AstraZenecapicture / alliance/SvenSimon

В Европе разразилась вакцинная война. И ведет ее Евросоюз, к примеру, не с Россией, использующей "Спутник V" как гибридное оружие, или Китаем, проталкивающим вакцины Sinopharm и Sinovac, а с бывшим членом ЕС — Великобританией.

Отношения с ней, заметим, у ЕС и так довольно напряженные из-за решения Лондона в нарушение соглашения по Brexit продлить переходной период, на что Еврокомиссия 15 марта отреагировала началом юридической процедуры против Британии.

Через два дня президент Еврокомиссии, экс-министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен подлила масла в огонь — выразила недовольство тем, что британская компания AstraZeneca до сих пор не отправила в Евросоюз, где привиты меньше 10% граждан, ни единой дозы вакцины.

При этом заводы ЕС, сетует она, поставили британцам 10 млн доз.

Если ситуация не изменится, то Брюссель, по словам фон дер Ляйен, рассмотрит вариант с замораживанием экспорта вакцин в Соединенное Королевство.

Лондон не заставил себя долго ждать и оперативно ответил на критику из Брюсселя. Британский министр иностранных дел Доминик Рааб в свою очередь обвинил ЕК в намерении нарушить свои обязательства по поставкам вакцин в Великобританию.

В комментарии Reuters Рааб подчеркнул, что заявления фон дер Ляйен противоречат словам вице-президента ЕК Валдиса Домбровскиса и верховного представителя Евросоюза по внешней политике и безопасности Жозепа Борреля, которые заверили британское правительство в том, что в ЕС не планируют сокращать экспорт.

В случае, если ЕС вдруг нарушит свои обязательства по экспорту вакцин в Британию, то для нее это станет достаточно ощутимым ударом. Потому как Соединенное Королевство находится на пятом месте в мире по количеству жертв Covid-19. И кабмин Бориса Джонсона поставил перед собой амбициозную цель уже на этой неделе вакцинировать хотя бы одной дозой половину взрослого населения страны.

Цель амбициозная, но вполне осуществимая, поскольку Великобритания наряду с Израилем входит в числе лидеров по темпам вакцинации. На сегодняшний день первую дозу получили уже больше 25 млн британцев. В основном это как раз вакцина собственного производства — AstraZeneca, запасы которой уже истощаются. Но Лондон также наладил тесное сотрудничество с Pfizer/BioNTech, которая в тот же день, когда фон дер Ляйен угрожала британцам прекращением экспорта, пообещала, что ежемесячный план поставок ее вакцины в Великобританию будет выполнен.

С одной стороны, разочарование руководства ЕК можно понять — британцы на самом деле "коллекционируют" эффективные вакцины и успешно применяют их, в то время как ЕС сталкивается с третьей волной пандемии и испытывает острую нехватку препаратов.

С другой стороны, претензии Урсулы фон дер Ляйен очень похожи на попытку хотя бы отчасти переложить на других ответственность за проваленную Еврокомиссией кампанию по вакцинации в ЕС.

Это вынудило стран-членов ЕС искать альтернативные пути выхода из кризиса, поэтому кто-то обратился за помощью к Израилю, кто-то — к Китаю, а кто-то — к России.

Тромбоз-психоз

Существенное влияние как на вакцианционную кампанию, так и на кризис в отношениях между Лондоном и Брюсселем оказывает и паника вокруг AstraZeneca после того, как стало известно о случаях тромбоэмболии у некоторых граждан ЕС, зафиксированных одновременно с тем, как их прививали британской вакциной. Поднявшаяся шумиха вредит репутации британской компании и подрывает доверие к ее вакцине.

Но в то же время, именно сейчас ей она на руку, поскольку позволяет со спокойной душой и дальше не отправлять вакцину европейским странам, временно прекратившим ее использование. Таковых на сегодняшний день насчитывается уже 15: Дания, Норвегия, Нидерланды, Ирландия, Болгария, Испания, Исландия, Франция, Германия, Италия, Португалия, Словения, Кипр, Швеция и Латвия.

Т.е. почти половина стран-членов ЕС (Норвегия и Исландия не входят в Союз) решили приостановить вакцинацию AstraZeneca, пока не появятся результаты дополнительных исследований.

Причем волна "отказов" началась с Австрии, которая на прошлой неделе приостановила вакцинацию AstraZeneca, но уже 15 марта отменила это решение. Жертвой панических настроений, между тем, отказались быть, к примеру, Бельгия, Польша, Словакия.

"Побочными эффектами прекращения вакцинации AstraZeneca являются госпитализации из-за Covid-19, длительное повреждение органов из-за Covid-19 и смерть от Covid-19", — подчеркнул бельгийский вирусолог Марк Ван Ранст.

Примечательно, что Европейском агентстве лекарственных средств также раскритиковали решения отдельных правительств, принятые без наличия доказательств того, что британская вакцина на самом деле провоцирует тромбоэмболию. Тем более, что и случаев с тромбоэмболией кот наплакал — 30 на 5 млн человек, привитых британской вакциной. Исполнительный директор EMA Эмер Кук на пресс-конференции 16 марта подчеркнула: польза от AstraZeneca перевешивает риски. А также сообщила, что уже сегодня, 18 марта, во второй половине дня EMA предоставит результаты исследования о наличии связи между вакциной и случаями тромбоза.

Жонглирование страхами

Если эксперты EMA объявят о том, что вакцина безопасна и не провоцирует тромбоз, то репутация AstraZeneca будет восстановлена. Но не до конца. Ей нанесен ощутимый ущерб.

Что бы ни говорили специалисты, разошедшиеся по СМИ и соцсетям "страшилки" крепко увязнут в подкорке граждан ЕС, да и не только ЕС, поскольку чувство страха за последний год стало едва ли не преобладающим у нас.

Сперва боялись коронавируса, теперь некоторые боятся вакцин. При чем лекарство их пугает больше смертельной болезни. Но страхи, особенно иррациональные — это благодатная почва для манипуляций и дезинформации. Даже с положительным вердиктом EMA и возобновлением вакцинации, недоверие к AstraZeneca сохранится. Соответственно, желающие защититься от Covid-19, будут искать другие способы это сделать.

И вот здесь на сцену выходят Россия со своим "Спутником" и Китай, у которого предложений по вакцинам несколько больше. Несмотря на то, что их продукция не одобрена в ЕС, их шанс зайти на европейский рынок довольно высок. В Словакии российской вакцине, например, доверяют почти также как Pfizer/BioNTech. Потому, собственно, глава словацкого правительства Игорь Матович ее и купил, столкнувшись в итоге с угрозой раскола коалиции и потери кресла премьера.

Но вакцина уже в Словакии. Россия получила еще один приз в рамках собственной вакцинной войны, которую она ведет как в Европе, так и по всему миру, усиливая с ее помощью собственное влияние.

Москва, пользуясь тем, что EMA провалилась с поставками действительно эффективных препаратов, ломится в приоткрывшееся окно со своей вакциной, исследования относительно которой имеют все признаки фальсификации и подтасовки.

Ну, и безусловно, не только EMA предоставила РФ такой шанс. Для распространения своей "вакцины" Россия тоже сделала немало, проводя масштабную кампанию по дезинформации в отношении западных вакцин. В том числе и в отношении AstraZeneca. О том, что такая кампания россиянами проводится, авторитетная британская газета The Times писала еще прошлой осенью.

Затем наступило временное затишье, поскольку производитель "Спутника" институт им. Гамалеи вроде как дожал британскую кампанию и в декабре добился согласия попробовать применять комбинированную вакцину — доза AstraZeneca и доза "Спутника".

О начале испытаний россияне объявили в конце февраля. Т.е. получается, что Россия получила от британской компании нужные ей данные, а значит "в услугах" AstraZeneca Москва более не нуждается.

И сейчас снова можно наблюдать интенсивную информационную кампанию России против западных вакцин (фейковые сообщения о смертях от вакцин, манипуляции вокруг тромбоэмболии и т.п.), что, к слову, подтвердил в начале марта глава европейской дипломатии Боррель.

Благодаря созданию в медиапространстве негативного образа у Pfizer и AstraZeneca, России медленно, но верно удается отвоевывать часть европейского рынка.

Москва также может рассчитывать на существенный прогресс в этом направлении уже через несколько месяцев, если EMA все же одобрит "Спутник V".

Как заявил недавно в эфире Il Sole 24 Ore глава департамента EMA по угрозам здоровью и стратегии вакцинации Марко Кавалери, решение по российской вакцине агентство вероятно примет уже в мае.

Не факт, что оно будет в пользу России, но она все же подготовилась: Российский фонд прямых инвестиций, коммивояжер "Спутника V" государственного уровня, накануне объявил о том, что договорился с некоторыми компаниями в Италии, Испании, Франции и Германии о выпуске вакцины на их мощностях.

Это джек-пот для Москвы, ведь собственных мощностей для производства своей так называемой вакцины в должном объеме у нее нет. А так страна-агрессор за счет европейских же государств продолжит наращивать "мягкую ковидную силу", улучшая в Европе свой имидж.