Не под запись. За что Блинкен и Нуланд спросят с Зеленского
Официальная повестка дня визита топ-дипломатов США известна. Но помимо этого может всплыть и тема сбора компромата на Байденов адвокатом Трампа
Государственный секретарь США Энтони Блинкен и его зам Виктория Нуланд будут находиться в Киеве с официальным визитом в период с 5 по 6 мая.
Летят из Лондона, который, как известно, также входит в число ближайших союзников и партнеров Украины, и даже наращивает сотрудничество с Киевом в рамках развития концепции "Глобальная Британия".
В Лондоне, как и в Вашингтоне обеспокоены действиями России и планомерно усиливают натиск на Москву посредством санкций и ограничений для российских "дипломатов".
Соответственно, визит Блинкена и Нуланд будет проходить под аккомпанемент реагирования Запада на нынешние провокации Москвы, по-прежнему удерживающей часть войск близ украинской границы.
Одной из ключевых тем, которые будут подниматься во время встреч топ-дипломатов США с президентом Владимиром Зеленским, премьер-министром Денисом Шмыгалем и главой МИД Дмитрием Кулебой, будет эскалация в отношениях между Украиной и Россией.
Эскалацию украинские союзники и партнеры будут и дальше гасить выражением "непоколебимой поддержки" Киева, включая нарашивание помощи — прежде всего, оборонной — и заключение в будущем выгодных контрактов.
Еще один инструмент, на эффективность которого рассчитают как в Белом доме, так и на Банковой, — это встреча президента США Джо Байдена с российским лидером Владимиром Путиным, которая, возможно, состоится уже в июне, если в Кремле решат, что игра стоит свеч, т.е. если будут намеки на готовность Вашингтона к взаимовыгодному обмену в некоторых областях.
К примеру, в сфере контроля над вооружениями. В чем заинтересован Вашингтон — и что является козырем в рукаве Путина для торга по другим вопросам.
Правда, вряд ли ему удастся что-то выторговать по кейсу "Северного потока-2", завершения строительства которого, как и прежде, в Вашингтоне стремятся не допустить. Блинкен во время недавней встречи с немецким коллегой Хайко Маасом прямо так и сказал: Соединенные Штаты выступают против газопровода "Северный поток-2", который Берлин прокладывает и лоббирует вместе с Россией.
В Вашингтоне явно нацелены на усиление давления на Россию после того, как совершили несколько шагов навстречу: отменили проход своих кораблей в Черное море, пригласили Путина на климатический онлайн-саммит и на личные переговоры с Байденом.
Свидетельством тому является то, что в Киев летит и Виктория Нуланд, хорошо известная и в Украине, и в России благодаря активной поддержке участников Революции Достоинства. Ее визит, по всей видимости, обусловлен двумя основными причинами. Во-первых, Нуланд на самом деле очень хорошо разбирается в особенностях украинских политики и системы государственного управления. Во-вторых, она, в то же время, является своего рода брендом. Причем брендом со специфической репутацией. Нуланд – триггер для Кремля, который в свое время даже ввел против нее санкции из-за публичной поддержки Майдана. Таким образом, администрация Байдена в этом визите сочетает приятное с полезным. И нельзя не признать, что демократы в таких делах действуют несколько эффектнее, нежели республиканцы.
Это внешнеполитическая часть повестки дня.
Поговорим о Руди
Естественно, есть и внутриполитическая.
Блинкену и Нуланд есть что обсудить с украинским руководством. Например, застопорившиеся практически по всем направлениям реформы, о чем на Банковой призывают Запад забыть и предоставить "уже, наконец," Украине ПДЧ в НАТО на фоне агрессии со стороны Москвы.
При этом, публично убеждая союзников в своей проевропейскости и приверженности европейским ценностям и моделям развития, команда Зеленского от некоторых из них отказывается. Вроде корпоративного управления.
И делает это как раз к визиту госсекретаря и его зама.
Речь об отставке главы правления "НАК Нафтогаз" Андрея Коболева, которого на этом посту, несмотря на явный конфликт интересов, сменил и.о. министра энергетики Юрий Витренко.
Госдепартамент и послы стран "Большой семерки" уже выразили свое возмущение решениями украинского правительства.
"Уважение корпоративного управления, прозрачности, честности в энергетическом секторе – будь то частное или государственное предприятие – ключевой фактор для поддержки доверия к Украине и ее приверженности реформам", – подчеркнул намедни пресс-секретарь Госдепа Нед Прайс.
Но это ведь еще не конец истории. Потому как параллельно Кабмин вместо Витренко министром энергетики назначил вице-президента НАЭК "Энергоатом" Германа Галущенко, которого СМИ связывают с депутатом ВР Андреем Деркачом, признанным США агентом российских спецслужб ввиду его вмешательства в американские выборы. Напомним: Деркач и еще ряд персон, среди которых нардеп от "Слуги народа" Александр Дубинский, сотрудничали с адвокатом экс-президента США Дональда Трампа Рудольфом Джулиани в операции по сбору компромата на Байдена. Это ныне является предметом расследования ФБР и других американских правоохранительных органов.
Неделей ранее федералы провели обыски в доме и офисе Джулиани, а также изъяли технику у него, у его помощницы и адвоката Виктории Тенсинг, которая, по данным американской прессы, помогала Джулиани контактировать с украинским олигархом Дмитрием Фирташем, пообещавшим тому компромат на Байденов – и отца, и сына.
По сути, Джулиани сейчас берет огонь на себя. Вырисовывается образ паука, дергавшего за все нити, и даже убедившего Трампа в необходимости заставить Зеленского начать преследование Байдена.
Не исключено, что адвокат Трампа согласился стать козлом отпущения, чтобы отвести подозрения от своего босса, намерившегося в 2024 г. вернуться в Белый дом. В случае успеха он, очевидно, помилует Джулиани через три года. И это также ответ на вопрос, почему Трамп, "прощая" налево и направо всех одиозных подчиненных (Пола Манафорта, Майкла Флинна), не помиловал своего консильери Руди Джулиани под занавес каденции.
Так что есть основания предполагать, что помимо официальной повестки дня, озвученной, в том числе, в пресс-релизах и заявлениях Госдепартамента, Блинкен в режиме "не под запись" может затронуть и вопрос вмешательства отдельных украинских политиков и обсуждения с Джулиани украинскими высокопоставленными чиновниками, в частности, нынешним главой Офиса президента Андреем Ермаком, возможности проведения расследований в отношении Хантера Байдена, работавшего в украинской компании Burisma Holdings.
Подкрепляет этот прогнозы и актуализация темы давления Джулиани на руководство Украины не только в Соединенных Штатах, но и в Украине.
Опять же накануне визита госсекретаря в Киев появился ряд заявлений изобличающего характера бывших представителей команды Зеленского.
Это и внештатный советник президента Игорь Новиков, который активно участвовал в формировании американской политики Банковой. В интервью Цензор.НЕТ он критически отозвался о действиях Ермака, пообещавшего, согласно обнародованному BuzzFeed News транскрипту переговоров того с адвокатом Трампа, Джулиани содействовать в проведении расследования по Байденам.
Это и комментарий бывшего генпрокурора Руслана Рябошапки все тому же BuzzFeed о том, что одной из причин его отставки был отказ вмешиваться в американские выборы и подыгрывать "одному из кандидатов на выборах в США", т.е. Дональду Трампу.
Кроме того, Рябошапка заявил, что правоохранителям следует расследовать причастность Ермака к открытию дел в отношении Байденов.
Все это указывает на то, что разговор Блинкена с Зеленским будет очень непростым для украинского президента. Не только из-за перестановок в Нафтогазе и Минэнергетики, но и из-за кейса Джулиани.
И еще важный момент: если в ходе переговоров эту тему затронут, то в дальнейшем администрация Байдена будет действовать не как предыдущая, а публично и направляя запросы в Киев по официальным каналам, а не отправляя лиц с непонятными полномочиями для сбора информации.
Понятное дело, что Байден не намерен наступать на трамповы грабли и подвергать себя риску столкнуться уже со своими Украиногейтом и процедурой импичмента.
К сожалению, такая перспектива развития отношений между Банковой и Белым домом указывает на следующее: Украина по-прежнему остается элементом межпартийной борьбы в США.