Не Хиллари. Как Трамп переживает первые федеральные обвинения
По самым тяжелым пунктам обвинения экс-президенту грозит до 20 лет лишения свободы
В день рождения Дональда Трампа федеральный суд в Майами сделал экс-президенту оригинальный подарок – его взяли под стражу и поместили под арест. Временно. Это формальная процедура перед тем, как 45-й президент заслушал обвинения по делу о хранении секретных документов в своей резиденции Мар-а-Лаго. Трампу даже не одевали наручники и не фотографировали, ведь он личность – известная, мягко говоря.
Впрочем, в зале суда он выглядел довольно мрачным, ведь основания для ареста, пусть и формального, все же серьезные.
Это уже вторые уголовные обвинения бывшего президента США. Первые были недавно выдвинуты в нью-йоркском суде, став прецедентом для американской истории, по "делу Сторми Дэниелс".
Обвинения, выдвинутые в федеральном суде в Майами, тоже беспрецедентны, потому что это первые обвинения экс-президента в нарушении законодательства уже не штата (в первом случае – штата Нью-Йорк), а федерального.
В общей сложности ему выдвинули 37 пунктов обвинения по делу. Речь идет о сознательном сокрытии информации о национальной обороне и документов в рамках федерального расследования; о сговоре с целью препятствования органам юстиции и предоставлении ложных заявлений. В случае вины Трампа только по самым тяжким из пунктов (сокрытие документов) ему грозит до 20 лет лишения свободы. Для человека, которому 14 июня исполнилось 77 лет, — это очень большой срок.
Что касается сговора, о котором сообщила прокуратура: вместе с Трампом на скамье подсудимых оказался его помощник – Уолт Наута (Уолтин Торре Наута). 40-летний мужчина с острова Гуам служил в ВМС США, а при Трампе занимал должность военного камердинера Белого дома, откуда уехал вместе с боссом в качестве помощника в Мар-а-Лаго.
Прокуроры обвиняют его в нарушении шести уголовных статей (максимальная санкция — 90 лет лишения свободы), а именно в сговоре с целью препятствования правосудию, сокрытии документов, сокрытии фактов от следствия и предоставлении ложных или обманчивых заявлений.
В ходе следствия были обнаружены записи с камер видеонаблюдения, которые показали, как Наута переносил коробки с документами перед обысками в резиденции по указанию, как утверждает прокуратура, Трампа. Федералам же он потом "солгал, что не знал, как эти коробки оказались" в резиденции и где они хранились.
В суде им обоим – шефу и его помощнику – зачитали обвинительный акт, свою вину они не признали, и их отпустили до начала досудебных действий, в ходе которых адвокаты сначала попытаются снять статьи обвинения со своего клиента. В случае, если им это не удастся, начнется суд.
WitchHuntShow
После судебного заседания Дональд Трамп отправился в другую свою резиденцию – в Бедминстере (Нью-Джерси), но по дороге остановился ради шоу – его он провел в известном кубинском ресторане Versailles в Майами, где всех угостил едой, послушал Happy Birthday и устроил небольшой митинг: правительство вышло из-под контроля, разрушает страну, дело должно быть закрыто, а он имел "полное право хранить эти документы".
На самом же деле уже два уголовных производства по Трампу для него лично являются неисчерпаемым источником медийного присутствия. Учитывая, что рассмотрение дел будет достаточно продолжительным (а еще наверняка будут подаваться апелляции), до самих выборов Трамп сможет держать в тонусе свой электорат, настраивая его против федеральных ванхельсингов. Тем более что судьей является Эйлин Кэннон, которую номинировал сам Трамп. Конечно это не означает, что суд в Майами будет вести себя, как, например, наш скандальный ОАСК, однако следует отметить, что в прошлом году судья Кэннон накладывала временный мораторий на изучение федералами документов из Мар-а-Лаго, но ее решение было отменено апелляционным судом .
В то же время, демократы сейчас активно вспоминают республиканцам историю с Хиллари Клинтон в ответ на обвинения в политически мотивированном преследовании визави Джо Байдена.
Напомним, в 2015 г. разразился скандал в связи с тем, что Клинтон как госсекретарь в свое время использовала личную электронную почту для служебной переписки.
ФБР начало расследование. Но уже в июле 2016 г. директор Бюро Джеймс Коми сообщил, что расследование будет закрыто. Да, Клинтон, по его оценке, допустила халатность, но признаков преступного умысла в ее действиях следователи не обнаружили, как и вреда государству.
Решение Коми, мягко говоря, возмутило Трампа и многих республиканцев. На Бюро оказывалось серьезное политическое давление. И уже в конце октября, то есть фактически накануне выборов, Коми сообщил Конгрессу об обнаружении новых писем и начале новой проверки. За два дня до общенационального голосования Коми вновь отметил, что оснований для предъявления обвинений нет.
Однако многие аналитики, и конечно же демократы, включая саму Клинтон, считают, что эти действия ФБР фактически под день голосования повлекли за собой ее поражение на выборах.
Консерваторы сейчас уже отвергают аргументы с Клинтон, подчеркивая, что ей удалось избежать суда, а их любимого президента продолжают травить.
Однако, очевидно, "охота на ведьм" будет хоть и не единственным нарративом, но одним из основных. И важно, что большинство республиканцев сейчас тоже используют против демократов обвинения в преследовании и репрессиях. Не потому, что Трамп им нравится, но потому, что сейчас опасно играть против их главного, но крайне нестабильного кандидата в президенты, потому что такими действиями взбудоражат в целом весь консервативный электорат.
Кроме того, дело о секретных документах в Мар-а-Лаго – это отличная возможность использовать его против уже Джо Байдена, в офисе аналитического центра которого также нашли несколько документов времен вице-президентства, которые его адвокаты оперативно вернули в Национальный архив.
Сейчас республиканцы, имеющие большинство в Палате представителей, гипотетически могут инициировать расследование уже в отношении Байдена. Кевин Маккарти намекнул на такой вариант, когда сказал журналистам в Капитолии, что "некоторые вещи" могут сыграть против президента Байдена. С другой стороны, отвечая на вопрос, считает ли Трампа виновным в совершении противоправных действий, также отметил: "Я не видел документов, не могу вам сказать. Но если они засекречены, их следовало вернуть".
Такие комментарии спикер Палаты представителей предоставил 13 июня, то есть накануне судебного заседания в Майами. Но после него он почему-то молчит. И в этом плане интересна также реакция, то есть ее отсутствие, и губернатора Флориды Рона Десантиса, перешедшего в список врагов Трампа, когда решил тоже посоревноваться за Белый дом.
Еще в пятницу, 9 июня, он был очень сдержан в оценках: намекнул на двойные стандарты Министерства юстиции по сравнению дела Клинтон с Трампа. И сразу добавил, что он как "офицер ВМС, если бы взял домой секретные документы, то его уже через минуту судили бы в Нью-Йорке". При этом он настаивает на "едином стандарте справедливости" и обвиняет в использовании государством "силы" — то есть судебного процесса — против одной "общественной фракции" (республиканцев).
Отчасти Десантис по-прежнему придерживается той же линии, что и партия в целом. Но эти двусмысленные фразы очень красноречивы.
Единственным из претендентов на пост президента от РП, публично поддержавшим экс-президента, был лишь молодой кандидат индийского происхождения Вивек Рамасвами. Но и здесь не обошлось без двусмысленностей. Под зданием суда он стоял с плакатом, на котором разместил призыв к однопартийцам обязаться помиловать Трампа, если они выиграют выборы.
Вопрос в том, прислушиваются ли республиканцы к призывам Рамасвами. Тем более что и он де-факто риторически обрек Трампа на заключение. Но Рамасвами — не слишком уж популярный кандидат, в отличие от Десантиса. Именно на губернатора Флориды надеются отдельные группы в РП. Тем более что он заметно догоняет Трампа. Согласно последнему опросу Reuters-Ipsos, уровень поддержки экспрезидента консервативными избирателями держится на отметке в 43%, но он стремительно снижается: в мае Трамп имел 49%, в апреле вообще 58%.
В то же время Десантис занимает второе место с 22%. На третьем – бывший вице-президент Трампа Майк Пенс (7%). Остальные кандидаты, в том числе Рамасвами, не имеют больше 3%.
Прогресс молодого "офицера ВМС" Десантиса, то есть если он вплотную приблизится к Трампу, может стать тем фактором, который в подходящий — удачно выбранный момент — избавит республиканцев от необходимости в осторожной поддержке 45-го президента США. Как, собственно, и тенденция к понижению популярности Дональда Трампа. Однако, безусловно, политические баталии в США будут ожесточенными, а судебные процессы, когда начнутся, — на первых страницах.