Неудобный Грушевский. Почему визит Порошенко в Польшу сократили вдвое

Украино-польские отношения все больше деградируют
Фото: УНИАН

Игорь Исаев, главный редактор Мультимедийного портала украинцев Польши PROstir.pl, специально для "Деловой столицы"

Накануне визита украинского президента Петра Порошенко в Варшаву - и не просто так, а по случаю 25-летия признания Польшей украинской независимости - предлагаю проследить, как деградировали польско-украинские отношения за последние полтора года.                      

За внешнюю политику и в Польше, и в Украине отвечает МИД, но влиять на нее может также президент. В Польше сложилась традиция: внешнеполитическое ведомство занимается, главным образом, бюрократизированными отношениями с Западом и Евросоюзом, а президентский центр берет на себя более "эмоциональную" сферу восточных соседей. Потому встречи глав Украины и Польши важны не только для президентских канцелярий, но и для характера отношений во всем регионе.  

Смазанный старт          

С предыдущим польским президентом Брониславом Коморовским Петр Порошенко встретился еще до официального вступления в должность - 4 июля 2014 года. Визит в Варшаву был первой зарубежной поездкой Порошенко после майских выборов. Кроме Коморовского, он также встретился в польской столице с президентом США Бараком Обамой. Тогда темой на повестке были экономическая и военная помощь Украине.  

Иначе было год спустя, после победы - уже на польских президентских выборах - Анджея Дуды. Его успех стал неожиданностью, потому Порошенко захотелось разузнать - Who is Mr. Duda? (этот вопрос тогда задавали себе не только в Киеве, на него также искали ответ многие поляки).

Как раз 27 мая 2015 года в Варшаве был запланирован футбольный матч между украинской командой "Дніпро" и испанской "Севильей" в финале Лиги Европы, и по этому поводу Петр Порошенко анонсировал визит в Варшаву - очевидно, чтобы поговорить с Дудой. Однако Дуда встретиться не захотел, сославшись на загруженность календаря (что довольно странно для человека, который ради подписания законов, требуемых главой правящей партии "Право и справедливость" Ярославом Качиньским, прервет позже рождественский отпуск - главный семейный праздник в Польше, на минуточку). И у Петра Алексеевича интерес к футболу также пропал.  

Свой первый заграничный визит Дуда совершил в Эстонию. Первые его месяцы в должности - это время интенсивных разъездов: Берлин, Лондон, Будапешт, Словакия, Бухарест, Пекин, Нью-Йорк. Именно в Нью-Йорке в сентябре состоялась первая встреча Дуды и Порошенко - в кулуарах Генассамблеи ООН.

Визит в Киев был последним заграничным визитом Дуды в календаре 2015 года. Тогда Дуда пообещал Порошенко пролоббировать участие Украины в саммите НАТО в Варшаве летом 2016-го.                      

Новый формат Донбасса вместе с Польшей

Несмотря на то, что Дуда посетил Украину достаточно поздно, как для среднестатистического польского президента, на публичном уровне говорил он о ней часто. Еще во время избирательной кампании Дуда обвинял предшественника за то, что в "нормандском формате" нет Польши. В первые месяцы на должности участие Варшавы в решении конфликта в Донбассе стало для Дуды идеей-фикс.

"Перемирия нет, поэтому необходимо начать мирные переговоры по более широкой формуле. Я бы предложил, чтобы это были не только наиболее сильные европейские страны, но также и соседи Украины. Я хотел бы подробнее обсудить это с президентом Порошенко", - говорил Дуда 17 августа 2015 года, еще до своей первой встречи с главой украинского государства.

Изменения "нормандского формата" Дуда потребовал от Ангелы Меркель несколько дней спустя в Берлине, добавив: "президент Украины Петр Порошенко во время телефонного разговора сказал мне, что ждет поддержки со стороны Польши".

Однако Петр Алексеевич был неприятно удивлен тому, каким образом Дуда переосмыслил слово "поддержка". В достаточно категоричной форме он заявил, что не существует альтернативы для Минских соглашений. "Мы уверенны, что минский процесс является абсолютно универсальным инструментом. В нем речь идет о немедленном перемирии, отводе тяжелой военной техники и непрерываемой работе ОБСЕ", - отметил Порошенко в августе 2015 года.

После такого прокола Дуде пригрозил пальцем даже замминистра иностранных дел Польши Рафал Тшасковский, призвав главу государства "улучшить координацию в сфере внешней политики".       "В Конституции говорится, что правительство несет ответственность за проведение внешней политики. Обращаю внимание президента, что эту политику следует более тщательно координировать. Вопрос [о новом формате в Донбассе - ред.] не обсуждался ни с правительством, ни с иностранными партнерами, которые были удивлены неожиданным предложением президента", - подчеркнул Тшасковский.

После этого Дуда перестал говорить о новом формате и нашел себе другую внешнеполитическую игрушку. Хотя она проработана еще хуже.                      

От Междуморья до Трехморья                      

Дуда не даром отправится с первым иностранным визитом в Эстонию. Это было 23 августа, тогда в Таллине отмечали годовщину подписания пакта Молотова-Риббентропа и Европейский день памяти о жертвах сталинизма. Тогда Дуда заявил об "обеспечении субъектности Центральной Европы для безопасности и стабильности Европы в целом".

Это - основа проповедуемой польским президентом идеи Междуморья. Что это? В нескольких словах - большая фикция, так как предполагает создание альтернативного блока на востоке Европы в противовес России и сильному Западу. Кто должен входить в этот блок, только страны ЕС или кто-либо еще? Если кто-либо еще, то должны ли войти, к примеру, Беларусь или Азербайджан? Что объединяет эти страны? Ответов на эти вопросы не знает даже сам Дуда. Однако эта фикция не только велика, она еще и красива. И это главное. Восходит она к геополитическим идеям Пилсудского - построить блок государств между агрессивными Германией и Россией. И хотя Польше не удалось реализовать эту стратегию, она как идея живет и греет сердца консерваторам страны.  

В начале ноября Дуда стал одним из инициаторов встречи глав государств восточного фланга НАТО в Бухаресте. "Визит должен подчеркнуть важность польско-румынских отношений для реализации плана президента Польши относительно строительства сотрудничества адриатско-балтийско-черноморских государств", - отмечал тогда министр Канцелярии президента Кшиштоф Щерский.

Анджей Дуда хотел показать, что центральноевропейская политика может быть значительно шире Вышеградской группы (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия). Однако в Бухарест не приехал ряд высокопоставленных представителей региона, в частности президент Чехии. И идея адриатическо-балтийско-черноморского "Междуморья" зависла.

Очередная презентация главной внешнеполитической идеи польского президента имела место в хорватском Дубровнике в августе 2014-го, на форуме стран ABC (Адриатика, Балтика и Черное море). На этот раз уже не было Междуморья - у Дуды придумали новое слово: Трехморье.

Президент говорил о развитии энергетической инфраструктуры в регионе, намекая на зависимость многих государств от "Газпрома".     Однако президентское "Междуморье", скорее всего, обречено на такой же конец, как и попытки Дуды решить конфликт на востоке Украины.                      

Чего ожидать от президентов                      

Декабрь вообще - лакмусовый месяц для отношений Киева и Варшавы. Второго декабря 1991-го Польша первой в мире признала новую украинскую независимость. Уже несколько лет подряд в декабре один из президентов посещает своего коллегу. Но если с бывшим польским лидером Брониславом Коморовским у Петра Порошенко все было почаще и системнее, то с Дудой как-то не складывается.

Трудно назвать конкретные результаты контактов Дуды и Порошенко, кроме красивых жестов. Дуда ярко выступил во время празднования Дня независимости Украины в этом году. Дуда приехал в Киев в декабре прошлого года, однако по сравнению с контактами Порошенко с предыдущей польской властью это малость. За полтора года связей Коморовского и Порошенко президенты встречались значительно чаще, каждый даже успел выступить на парламентской трибуне соседа.

В начале 2015 года в Киев приехал польский десант министров во главе с премьером Евой Копач: тогда принято решение выделить кредитную помощь Украине на сумму 100 млн евро на протяжении 10 лет, кроме того - 500 дополнительных стипендий для студентов из семей украинских военнослужащих и жителей Донбасса для обучения в образовательных учреждениях Польши. Кроме этого, Варшава обещала принять участие в модернизации украинских электростанций.

Сейчас же в контактах межу странами все громче зазвучали неоднозначные вопросы прошлого. Так и сейчас: Порошенко, кроме Варшавы, предложил Дуде посетить Холм на востоке Польши, в котором 150 лет назад родился первый президент Украины Михаил Грушевский.

"2 декабря я вместе с польским президентом Анджеем Дудой совершу визит в честь 25-летия восстановления дипломатических отношений между Украиной и Польшей, - заявлял ранее Порошенко. - И Польша была первой страной, которая признала восстановление украинской государственности. Я сказал: "Господин президент, хорошо, что мы встречаемся в этот день, но было бы неправильно встречаться только в Варшаве. Поехали в Холм. Поехали, почтим Грушевского, сделаем парк, откроем памятник. Именно это должно быть символом единства наших народов", - отметил украинский президент. Но за несколько дней до визита из украинского посольства в Варшаве пришла информация об отмене поездки в Холм "в связи с непредвиденными обстоятельствами".

Небольшое уточнение: в Холме имя Грушевского - это как памятник Ленина в Киеве. Мол, не наш он, и к тому же полонофоб. И хотя с полонофобией Грушевского все очень спорно, местные власти на востоке Польши всячески стараются замолчать украинское прошлое этих земель. А нынешние центральные власти как раз дали им негласный зеленый свет.

И это - главный итог польско-украинских отношений последних 25 лет: президенты сколько угодно говорят о партнерстве и трансграничном сотрудничестве, но на востоке Польши ряд памятников ожидает официального открытия президентом Украины. Варшава все более категорична в вопросах истории, но за много лет не создано ни одного двустороннего исследовательского органа с общим, стабильным финансированием (тем временем такой центр существует между Польшей и Россией!). Нынешние польские власти не устают критиковать предшественников за слабую политику по отношению к Украине, но до сих пор между странами нет программ молодежного обмена.

Ныне политические отношения Польши и Украины пущены на самотек. Персональные высокие оценки поляков украинцами и наоборот (хотя последнее значительно ниже) - это результат работы гражданского общества. И огромной миграции с Украины в Польшу. Но в политической сфере, несмотря на многократно повторяемые красивые слова президентов (а они несомненно прозвучат сегодня) наши страны за четверть века так и не смогли конвертировать хороший старт в отношениях в реальные действия.