НАТО без США. Что кроется с предложениями Столтенберга
Союзники готовятся к возможному возвращению Дональда Трампа в Белый дом. Но не только
Из Организации Североатлантического договора (НАТО) на этой неделе поступили важные новости, непосредственно касающиеся Украины в контексте дальнейшей поддержки на фоне, отметим, отсутствия ясности в принятии Конгрессом США новых пакетов помощи.
Источником этих новостей является генеральный секретарь Альянса Йенс Столтенберг. Срок его каденции истекает уже через несколько месяцев, поэтому он может позволить себе быть инициатором серьезных трансформаций в архитектуре безопасности не только Альянса, но и Европы в целом вместе с Украиной.
Тем более, что главным претендентом на его должность является многолетний премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, у которого достаточно схожие дипломатические и политические навыки, в том числе и в плане ведения диалога с вероятным новым-старым президентом США Дональдом Трампом. Что, несомненно, имеет большое значение и для Североатлантического Альянса, и для Украины.
В чем же состоят серьезные изменения?
Во-первых, во время двухдневного саммита министров иностранных дел стран-членов НАТО в Брюсселе генсек настаивал на том, что помощь от Альянса Украине должна быть "систематической" и "длительной", за акцентом не на добровольные усилия союзников, а непосредственно на обязательства всей НАТО. При этом наше членство является вопросом "когда, а не если", добавил он.
Во-вторых, Столтенберг, как сообщает Reuters, предложил союзникам сформировать продолжительную программу военной помощи Украине – сроком на пять лет и в размере 100 млрд евро.
В-третьих, союзники, осознавшие важность такого изменения в подходе к поддержке Украины, планируют создать также Миссию НАТО для Украины. Впрочем, еще неизвестно, будет ли она действовать именно в нашей стране.
Однако, это еще не все.
Источники другого издания – Politico – также сообщили: Вашингтон и другие страны-члены НАТО сейчас рассматривают сценарий постепенного перевода Контактной группы по вопросам обороны Украины, или "Рамштайна", под эгиду Альянса.
Еще один вариант, по словам собеседника Politico, — это получение НАТО более "формализованного места" за переговорным столом во время заседаний "Рамштайна".
Какой вариант будет выбран, участники переговоров должны определить до саммита НАТО в Вашингтоне, который запланирован на июль 2024 года.
Но в любом случае речь идет об усилении роли Альянса в поддержке Украины и укреплении связей между ним и Киевом. А это крайне важно, поскольку собственных мощностей для дальнейшей защиты от российской агрессии у нас не хватает и из-за масштабных разрушений, и из-за провальных решений политического руководства.
Соответствующие планы обусловлены стремлением нынешней администрации США и их союзников обезопасить НАТО от потенциальных политических землетрясений в результате возвращения Трампа в Овальный кабинет, а также вероятных кардинальных изменений в правительствах других стран-членов Альянса. Другими словами, чтобы Украина и весь Альянс не стали его заложниками, а союзники имели бы независимость в вопросе поддержки украинцев.
От Мексики к кредитам и газу
Опасения союзников США по НАТО – не безосновательны. Учитывая и его текущую риторику по Альянсу и Украине, и опыт европейцев в коммуникациях с Трампом во время его президентства. Да и, конечно же, многомесячное промедление с помощью для Украины через демарши ультраконсерваторов, которые продемонстрировали способность влиять почти на всю Республиканскую партию.
Да, с одной стороны, ультраконсервативные "слоны" и даже трамписты – не вполне тождественны Трампу и его политике. То есть они действуют так как действуют в текущей парадигме, в которой Трампа является единственной на сегодняшний день возможностью вернуть под свой контроль Белый дом. Да и непосредственно Трамп, напомним, дал старт военной помощи Украине, хотя и с элементами шантажа из-за стремления получить компромат на Байденов.
С другой стороны, нет никаких гарантий, что Трамп и его команда все же не поставят крест на помощи для нас. Особенно когда мы уже полгода наблюдаем процесс постоянной отсрочки принятия новых пакетов.
Сначала финансирование помощи Украине, Израилю и Тайваню республиканцы привязывали к усилению мер безопасности на границе с Мексикой. Позже, когда демократы пошли на уступки, появились новые условия.
Перманентная дискуссия, скорее напоминающая бесконечные качели, позволяла постоянно откладывать рассмотрение того или иного законопроекта. И новая дата для вынесения спикером Палаты представителей Майком Джонсоном на рассмотрение сегодня, как сообщил недавно конгрессмен-республиканец Майкл Маккол, — после пасхальных каникул и не ранее 9 апреля.
При этом, по словам уже самого Джонсона, он планирует внести в законопроект помощь для Украины не в виде грантов, а в виде кредитов ленд-лизного типа. Именно этот вариант продвигал Трамп, за ним – ряд других республиканцев.
Кроме того, Джонсон, признававший, что находится в сложном положении из-за давления однопартийцев (и это действительно так), заявил, что рассчитывает убедить республиканцев поддержать предоставление военной помощи Украине путем уже привязки к этому вопросу отмены запрета на экспорт американского сжиженного природного газа., которая была введена ранее Белым домом (в том числе из-за давления экогрупп).
Очевидно, что ее отмена, как и предварительные условия, выдвинутые "слонами", призвана нанести электоральный ущерб Байдену, но следует отметить, что по информации Reuters, его администрация готова решиться на этот шаг, но сначала дождется всех предложений от РП.
Автономия
Конечно же, очередные потенциальные уступки администрации Байдена не гарантируют согласия республиканцев принять продолжение поддержки Украины. Как мы также не имеем гарантий, что Трамп в случае победы действительно не откажется нам помогать или активно действовать как член НАТО.
Поэтому вышеприведенные предложения Столтенберга вполне рациональны.
Их реализация, во-первых, будет пряником для Украины в Вашингтонском саммите Альянса, где мы вряд ли получим приглашение в НАТО.
Во-вторых, станет своеобразной подстраховкой для Европы на случай возвращения Вашингтона к самоизоляции.
В-третьих, Европа и НАТО таким образом получают существенный стимул и потенциал для формирования большей автономии безопасности от Соединенных Штатов. Иными словами, они адаптируются под новые реалии, где США больше не лидируют, и направляются к самостоятельности как геополитическая сила.
Что, заметим, очень вовремя "ухватил" президент Франции Эмманюэль Макрон, сейчас заметно тянущий на себя одеяло лидера ЕС, готового к максимально решительным действиям в контексте обеспечения безопасности Европы.
Тем более что, напомним, Макрон был одним из тех лидеров Европы (вместе с Ангелой Меркель), кто был среди адептов кардинальной оборонной реформы ЕС в сторону автономии безопасности за счет создания полноценных единых вооруженных сил Европы с соответствующей инфраструктурой, развитием ВПК и т.д. п.
Российская война против Украины ускорила этот процесс, а в дистанцировании США Макрон увидел прекрасную возможность воплотить свой план. К тому же, как и у Столтенберга, это его последняя каденция, увеличивающая его пространство для маневров с целью закладки фундамента для дальнейшей политической карьеры в парламенте или правительстве.