Нашлась. Кому и зачем показали "воскресшую" Каримову под арестом
Новости о Гульнаре Каримовой появились почти через год после смерти первого президента страны и через несколько лет (то ли три с половиной, то ли пять) после помещения ее под домашний арест.
В официальном сообщении генпрокуратуры Республики Узбекистан (РУ) говорится, что 24 октября 2013 г. было возбуждено уголовное дело, в ходе которого выяснилось: "Каримова Гулнора Исламовна… непосредственно содействовала преступной деятельности организованной группы, руководимой в период 2001-2012 годов Содиковым Н., а с января по октябрь 2013 г. – Мадумаровым Р." (последнего фигуранта называли гражданским мужем Каримовой, а также организатором похищения своего предшественника на "ответственном посту" руководителя ОПГ). Далее в сообщении говорится, что непосредственно Гульнаре Каримовой было предъявлены обвинения как минимум по шести статьям. Среди них: уклонение от уплаты налогов, сокрытие валюты, подделка документов, вымогательство (рэкет и рейдерство), хищение и растрата государственного имущества. Также ее обвиняют в легализации активов и недвижимости в Великобритании, Германии, Гонконге, Ирландии, Испании, Латвии, Мальте, ОАЭ, России, Украине (узбекская прокуратура ошибочно "отписала" гостиничный комплекс, жилой дом и земельный участок в Ялте на Россию, о чем украинскому посольству в этой стране следует сообщить местным правоохранительным органам), Франции, Швейцарии и Швеции.
Далее в сообщении узбекской генпрокуратуры говорится, что "общая сумма причиненного интересам государства и граждан ущерба по двум указанным уголовным делам составляет 1 трлн. 270 млрд. 200 млн. сум, 1 млрд. 651,8 млн. долл. США, 26,1 млн. евро (всего в национальной валюте – 3 трлн. 746,8 млн. сум)". Здесь также кроется ошибка, хотя и не политическая, а математическая. Перевод только долларовой суммы в национальную валюту показывает: 1,6518 млрд долл – это 6,673272 трл узбекских сумов. И это только по официальному курсу, который в два раза ниже курса на "черном" рынке.
В целом же, если "сплюсовать" названные в сообщении суммы причиненного Узбекистану ущерба, то выйдет приблизительно 2 млрд долларов, которые уже несколько лет фигурировали в СМИ как "уведенные" Гульнарой Исламовной и ее приближенными.
Далее в сообщении прокуратуры говорится, что Ташкентским областным судом 21 августа 2015 г. "Каримова Г. признана виновной в совершении инкриминированных преступлений и ей назначено наказание в виде 5 лет ограничения свободы". Также говорится, что "в отношении нее избрана мера пресечения в виде заключения под стражу", хотя из сообщения трудно понять, когда это было сделано, а, следовательно, и сколько дочери покойного президента отбывать "ограничение свободы". Ведь, по информации некоторых СМИ, репрессии в виде жесткого домашнего ареста против Гульнары Исламовны начались именно пять лет назад, а не в начале 2014-го, когда она полностью исчезла из информационного пространства. Но даже если ей и зачтут все "ограничения свободы" вплоть от 2012 г., вряд ли она скоро появится на публике: прокуратора говорит, что некоторые дела против нее еще расследуются.
Злоключения Гугуши (под этим псевдонимом дочь президента выступала на эстрадной и даже оперной сцене, в том числе вместе с Хулио Иглесиасом, Монтсеррат Кабалье и Жераром Депардье) начались в 2012 г. Именно пять лет назад в июле прокуратура Швейцарии при попытке отмыть деньги на счетах старшей дочери президента Узбекистана в банке Lombard Odier задержала Алишера Эргешева и Шохруха Сабирова – двух фигурантов будущего "дела Гули" (еще одно неофициальное прозвище Гульнары Исламовны, а также название торговой марки, под которой она создавала духи, косметику и ювелирные украшения). "Раскручивание" этого дела привело к выявлению фактов вымогательства со стороны Гульнары и ее "команды" миллиардных (в долларах) взяток у компаний TeliaSonera (Ucell), МТС и Vimpelcom (Билайн) за выход на узбекистанский рынок. Якобы этот международный скандал переполнил чашу терпения Ислама Каримова, который до этого не особо обращал внимание на то, как его дочь обзаводилась бутиками, клубами, ресторанами, телеканалами, журналами и радиостанциями.
Согласно другой версии, Гульнара Каримова преждевременно начала демонстрировать амбиции превратиться из "принцессы" в "наследницу". Рассчитывала она это сделать то ли в качестве прямой "преемницы" отца, то ли в качестве жены официального "преемника". Таковым, например, в средине 2000-х рассматривался министр иностранных дел РУ Садик Сафаев. А Гульнара официально числилась его заместителем, а неофициально называлась в СМИ его "невестой". Но стремительная дипломатическая карьера не спасла ее во время противостояния с всесильным главой Службы национальной безопасности Узбекистана Рустамом Иноятовым. Последний, по версии некоторых СМИ, предоставил Исламу Каримову доказательства того, что дочь готовится к "захвату трона", чем вызвал небывалый гнев первого президента РУ. По версии других СМИ, Иноятов предоставил Каримову фотографии его дочери, на которых она фигурировала на светских мероприятиях в не очень подобающих для мусульманки одеяниях. Чем спровоцировал не только гнев президента и домашний арест Гульнары, но и избиение отцом дочери.
Есть еще и версия о том, что в крахе Гульнары была очень заинтересована ее младшая сестра Лола. Доказательствами этого считают почти двадцатилетнюю вражду двух сестер, а также поразительные успехи Лолы Каримовой-Тилляевой именно в тех сферах бизнеса, в которых еще недавно блистала Гугуша.
После исчезновения Гульнары Каримовой из информпространства неоднократно появлялись слухи о ее смерти или помещении в психлечебницу. Они еще более усилились из-за ее отсутствия на похоронах отца в сентябре прошлого года. Говорили даже о том, что ее отравили в ноябре прошлого года и похоронили в безымянной могиле в Ташкенте. Однако в декабре 2016 года появилось интервью ее сына Ислама, живущего в Лондоне. Он утверждал, что мать жива, ссылаясь, правда, на разговор не с ней, а с сестрой, тоже содержащейся под домашним арестом. Также опровержением версий о смерти Гульнары посчитали ее допрос швейцарским прокурором в декабре прошлого года. Однако сторонники версии ее убийства утверждают, что швейцарцы беседовали с двойником узбекистанской "принцессы".
Очевидно, что долгоиграющие слухи о судьбе Гульнары Каримовой становились поводами для неприятных вопросов новым руководителям Узбекистана, которые пытаются улучшить имидж страны и на Востоке (где смерть дочери бывшего президента могли посчитать едва ли не "цареубийством"), и на Западе (где ее длительная изоляция от общества без суда представляется нарушением прав человека). Сейчас президент Шавкат Мирзияев пытается показать, что демократизирует страну. Это вылилось, например, в недавнее массовое исключение из "черных списков" мусульман, которые смогли доказать свою непричастность к террористическим организациям или даже то, что они, хоть и были к ним причастны, но давно разочаровались в исламизме и теперь в этом плане "чисты" перед законом. В этом же русле следует рассматривать о новости о дочери Каримова. С другой стороны, выпустить на свободу Гугушу, чтобы сразу отмести все обвинения, новые ташкентские власти не решаются. Они, вероятно, продолжают видеть в ней возможного претендента на президентский пост. Поэтому и решили "оформить" ее как следует, пообещав еще и продолжение сериала - новые обвинения, которые пока расследуются, а следовательно - и новый срок. То, что это случилось почти через два года после вынесения "ташкентским судом" приговора, объясняют публикации СМИ по этому делу прошлых лет. В них этот суд описывался как не только закрытый, но и неофициальный, почти семейный. Вряд ли все бумаги оформлялись так, чтобы их можно было показать широкой публике. А через какое-то время после смерти Ислама Каримова (возможно даже после декабрьских выборов нового президента) узбекские силовики получили указание привести их в порядок. О выполнении и отчитались.