Полуреформа. Почему Германия не поддержала лишение России права вето в Совбезе ООН
Совет Безопасности ООН может увеличиться за счет новых постоянных представителей Глобального Юга
В Нью-Йорке продолжается 78 сессия Генассамблеи ООН, одной из ключевых тем для дискуссий, как и во время вчерашнего заседания Совбеза, является война России против Украины и, в частности, в глобальном измерении – противодействие демократий попыткам авторитарных режимов или адаптировать под себя международную систему правил, или полностью ее уничтожить и извлекать выгоды от сплошного хаоса, как это делает Россия.
Вчерашний день в Нью-Йорке запомнился несколькими моментами: истериками представителей РФ на заседании Совбеза и актуализацией темы реформирования этого органа.
Как отметил в Telegram президент Украины Владимир Зеленский после своего выступления, "жаль, что Совет Безопасности ООН сейчас – это лишь самая заметная в мире трибуна".
Так оно действительно и есть. Сегодня Совет Безопасности — это, прежде всего, сцена. Важная? Да, безусловно. Однако СБ также и кунсткамера, когда речь идет о деструктивном поведении российского представительства при ООН.
Собственно, россияне приложили максимум усилий для превращения вчерашнего заседания СБ в шоу и фарс одновременно.
Сперва постоянный представитель РФ Василий Небензя устроил истерику из-за выступления Зеленского сразу после генсека ООН Антониу Гутериша – в начале заседания. Небензя четырежды пытался взять слово, стремясь сорвать выступление украинского президента и требуя, чтобы Зеленского подвинули в конец списка – после всех представителей стран-членов СБ (постоянных и временных). Однако, хотя и жестко, но на дипломатическом языке председательствующим, премьер-министром Албании Эди Рамой, был послан по всем известному направлению, ведь порядок слушаний был согласован участниками заседания.
Затем — через час после выступления Зеленского — в зал зашел министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и начал, как выразилось немецкое издание Die Welt, свой "долгий и сложный для восприятия исторический трактат" о, якобы, лицемерии Запада и его попытке уничтожить или унизить Россию .
Иными словами, "пришел, произнес свою, как всегда лживую речь и ушел". Это уже реакция главы МИД Франции Катрин Колонны.
Впрочем, также отметила министр, на заседании все же "продвигаются идеи мира".
Однако речь идет не только о идеях мира, но и о жизнеспособности и эффективности Совбеза и ООН в целом. Относительно которых существуют существенные сомнения на фоне российской агрессии. Именно российская война против Украины, а также риск начала жесткой конфронтации между США и Китаем выступают в роли катализаторов процессов трансформации ООН.
Зеленский во время выступления в Совбезе призвал к расширению органа за счет новых постоянных представителей из других регионов мира – Африки, Латинской Америки, Азии, Тихоокеанского региона. Получение представительства в СБ исламским миром, а также странами с мощными экономиками – Индией, Японией и Германией, по его словам, было бы справедливым.
Эти заявления украинского президента совпадают с позициями Бразилии, Индии и Германии по поводу предоставления им членства в РБ, на чем они настаивают далеко не первый год.
И важно, что идея расширения Совбеза также поддерживает администрация Джо Байдена. Так, еще до начала сессии Генассамблеи The Telegraph писала о намерении американского президента продвигать включение в СБ пяти-шести стран, а именно: Бразилии, Германии, Индии, Южной Африки и Японии. Как пояснил британским журналистам представитель Белого дома по вопросам национальной безопасности Джон Кирби, пора изменить архитектуру СБ, которая должна стать "инклюзивнее и всеохватывающей".
Но есть одно но. Если Киев в рамках реформирования Совбеза рассматривает и предлагает возможность лишить Россию права вето, то наши партнеры, в частности, Германия все же придерживаются несколько иной точки зрения. На полях ГА ООН министр иностранных дел Анналена Бербок в процитированном Zeit интервью каналу ARD это предложение Зеленского отвергла и отметила, что Берлин не поддерживает лишение России права вето в Совбезе ООН.
Позиция украинской стороны ясна: текущие экстремальные условия нашей жизни требуют принятия решений здесь и сейчас для максимального эффекта в контексте усиления потенциала противостояния с РФ и нашего выживания как государства и нации.
В то же время Германия, а вместе с ней, вероятно, другие наши партнеры, очевидно, играют на перспективу. Прежде чем лишать кого-либо права вето ФРГ и другим вышеупомянутым странам, нужно попасть в СБ ООН именно в качестве постоянных представителей. Если они будут идти в Совбез в комплексе с позицией касаемо права вето, то они туда и не попадут. Процесс просто заблокируют Китай и Россия.
С другой стороны, сейчас вообще сложно представить, что РФ согласится на расширение СБ. Да, она тоже может получить выгоду, поскольку в этот орган могут поочередно входить страны Глобального Юга, на которые Москва имеет влияние. В то же время Германия или Япония потенциально усилят влияние в Совбезе именно трансатлантические демократии и союзников США.
Однако опять-таки позиция ФРГ – это о долговременных политических процессах. И об определенных надеждах на потенциальное изменение позиции РФ в случае смены власти. В частности, на то, что гипотетически в России к власти может прийти пусть и бесхребетная ныне, но оппозиция, которая все же тяготеет к улучшению отношений с Европой и Северной Америкой.
Во всяком случае, и что важно, все же сейчас речь не идет о существенном реформировании СБ, к чему призывает Киев. Никто из постоянных членов СБ не заинтересован в его кардинальной перестройке. Максимум – в расширении клуба избранных. Да и никому из них не требуется прецедент лишения права вето. Именно поэтому СБ ООН реформирован не будет, но есть шанс на то, что все же этот орган, являющийся реликтом баланса сил в мире после Второй мировой, будет адаптирован под новые реалии с включением в нее других мощных политических и экономических игроков, среди которых будут наши партнеры и союзники. Да и повышение статуса стран Глобального Юга поспособствует улучшению диалога и отношений с ними, а следовательно и восприятию ими нашей повестки дня.