• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Намек из Гааги. Как ЕС в Косово России помог

Американцам не дали урегулировать конфликт в Косово. Это тревожный звонок для Украины
Во время войны 1998–1999 годов Хашим Тачи был военным командиром. Фото: EPA/UPG
Во время войны 1998–1999 годов Хашим Тачи был военным командиром. Фото: EPA/UPG
Реклама на dsnews.ua

Вследствие действий гаагской спецпрокуратуры косовский президент оказался в полушаге от отставки, сорваны мирные переговоры. Такими оказались результаты публикации проекта обвинительного заключения против главы частично признанного Косова Хашима Тачи.

Во время войны Тачи был политическим руководителем Армии освобождения Косово (УЧК) - вооруженного формирования косовских албанцев. Теперь его - как и целый ряд других командиров и бойцов УЧК -  подозревают в военных преступлениях.

Обвинение еще официально не выдвинуто, но уже сформулировано Специальной прокуратурой в Гааге. Этот орган специально создан для расследований преступлений, совершенных во время войны в Косово в конце 1990-х. Косовский парламент проголосовал за его создание в 2015 году. Формально институция входит в систему правоохранительных органов Косово, но расположена в Нидерландах и финансируется Европейским Союзом. Кроме Спецпрокуратуры, по такому же принципу и с такими же задачами в Гааге работает и Специальный суд. Запуск этого специфического органа правосудия было предусмотрено обязательствами Косово в рамках процесса евроинтеграции.

Хотя обвинительное заключение, обнародованною прокуратурой в Гааге, не является официальным обвинением, его публикация привела к целой череде значимых последствий. Президент Косово уже заявил, что подаст в отставку, если обвинительный акт против него будет подтвержден, и готов участвовать в судебном процессе как рядовой гражданин. Тачи уверен, что сможет доказать свою невиновность - и основания так думать у него есть.

Как известно, знаменитый Международный трибунал по бывшей Югославии в той же Гааге за все время своей работы не смог доказать наличие состава преступления в действиях военных лидеров косовских албанцев и завершил свою деятельность, приговорив только одного бойца УЧК, который во время войны был охранником лагеря для пленных.

Во время работы Гаагского трибунала Хашим Тачи вообще не привлекался к ответственности. Другой фигурант проекта нового обвинительного заключения, экс-начальник разведки УЧК и экс-спикер косовского парламента Кадри Весели вообще ранее официально не обвиняли в военных преступлениях. Фигурант другого дела, заведенного Спецпрокуратурой в Гааге, бывший командир УЧК и бывший премьер-министр Косова Рамуш Харадинай, был оправдан в ходе процесса в МТБЮ.

Казалось бы, прошли десятилетия после войны, Гаагский трибунал по Югославии завершил свою работу, но нет. Спустя годы международное сообщество решило вернуться к вопросу поиска и наказания военных преступников среди членов УЧК.

Реклама на dsnews.ua

Надо сказать, попытки возобновить расследование военных преступлений в Косово предпринимались и ранее. Еще в январе 2011 года Парламентская ассамблея Совета Европы одобрила доклад депутата от Швейцарии Дика Марти о преступлениях УЧК во время войны и призвала "серьезно расследовать" обвинения. В отчете говорится, в частности, о печально известной торговле человеческими органами, к которой, как утверждал швейцарский политик, были причастны косовские военные лидеры. Теперь новое расследование новых гаагских прокуроров должно вплотную заняться этими материалами.

Понятно, что главной заинтересованной стороной поиска и наказания военных лидеров косовских албанцев является Сербия. Также понятно, что ее в этом активно поддерживает Россия. Однако и в Европе достаточно тех, кто выступает с таких же позиций. Согласно этой точке зрения, без наказания всех виновных в преступлениях во время войны с обеих сторон конфликта, независимо от того, кто был агрессором, прочного мира достичь невозможно. Это раз. Два - сербы и просербские силы не верят решениям Гаагского трибунала.

Обвинительный акт, подготовленный Спецпрокуратурой в Гааге против Хашима Тачи, Спецсуд должен рассмотреть до октября текущего года. И если обвинения официально будут выдвинуты, то это станет важным событием с далеко идущими последствиями не только для Косово и Балкан - но и для всей системы международного правосудия в отношении участников военных конфликтов. Украине тоже придется сделать свои выводы, и немало.

Однако это не все последствия выдвинутых специальным прокурором обвинений в отношении топ-политиков Косово.

Результатом - не отложенным, а здесь и сейчас - стал тот факт, что обнародование проекта обвинительного акта сорвало переговоры Приштины и Белграда в Белом доме, где, как предполагалось, стороны - при посредничестве специального представителя президента США Ричарда Гренелла - должны достичь прорыва в достижении договоренностей о нормализации двухсторонних отношений.

Как только о проведении встречи в Вашингтоне стало известно, в Белград примчался сначала министр иностранных дел России Сергей Лавров, потом - спецпредставитель Евросоюза по диалогу Косово и Сербии Мирослав Лайчак, который также посетил и Приштину. А затем появилось и заявление Спецпрокуратуры в Гааге, после которого сначала Тачи, а потом и нынешний премьер-министр Косово Авдулла Хоти отказались от участия в переговорах в Вашингтоне. В итоге многообещающая встреча, которая должна была состояться 27 июня, перенесена на неопределенный срок.

Нет никаких доказательств, что спецпрокурора кто-то специально надоумил обнародовать проект обвинения именно накануне переговоров в США. Однако очевидно - неожиданное выступление представителя "Гаагского правосудия" разрушило планы Дональда Трампа предстать в качестве "балканского миротворца" и сделало невозможным достижение договоренностей между Белградом и Приштиной при американском посредничестве - без участия как РФ, так и ЕС.

Украине, со своей стороны, снова необходимо сделать выводы. Главный - Брюссель и Москва не хотят видеть Вашингтон в качестве посредника в урегулировании европейских конфликтов и будут делать все, чтобы не допустить американцев за стол переговоров по Донбассу и Крыму. Хотя, в принципе, это было ясно и до нынешнего косовского прецедента, теперь эта позиция стала просто очевидной.

В случае с Косово европейцы хотят заставить Белград и Приштину помириться на условиях, выработанных в Брюсселе, а не предложенных Вашингтоном. Россияне, в свою очередь, не готовы уступать Соединенным Штатам звание международного миротворца. И не беда, что урегулирование давно буксует на месте, так как не выполняются Брюссельские соглашения между лидерами сербов и косовских албанцев, заключенные в 2013 году.

Кстати говоря, договор, подписанный представителями Белграда и Приштины в Брюсселе, очень напоминает по содержанию Минские договоренности. В обоих документах предусматривается предоставление особого статуса для отдельных районов (в украинском случае это ОРДЛО, в косовском - север, населенный преимущественно сербами). Однако Приштина отказалась реализовывать этот пункт - Конституционный суд Косово признал такую норму не соответствующей Основному закону.

Несмотря на отсутствие прогресса в сербско-косовских договоренностях, ЕС, - как и РФ - твердо намерен "додавить" Приштину. И какие-то новые идеи, которые генерируют американцы, их явно не устраивают.

Переносим этот опыт на украинскую почву и видим вполне понятные - и не особо радостные для многих украинцев - перспективы урегулирования на Донбассе.

    Реклама на dsnews.ua