Опять бомбить Воронеж. Как Госдума додушит российскую экономику
В рефлексировании на международные санкции, прежде всего введенные Вашингтоном против окружения президента РФ, Россия в некоторой степени напоминает Дон Кихота Ламанчского. Только персонаж, подаренный миру Сервантесом, - это добродушный, недалекий храбрец. В данной конкретной аналогии он мутирует в по-прежнему недалекого, но уже злобного питерского гопника, который в отместку Западу опять бомбит Воронеж. Санкции - это пресловутый отряд рыцарей, на деле оказавшихся ветряной мельницей, то есть российской экономикой, бизнесом, населением.
Одной из иллюстраций того, как руководство РФ идет в бой против интересов государства ради интересов своих узко корпоративных, стало рвение правительства и парламента в защите российских олигархов, попавших под санкции США, посредством избавления от необходимости платить налоги. Но есть еще несколько примеров-звеньев одной цепи, на которую Россия садит себя добровольно, не задумываясь о благополучии простых граждан.
Так, в пятницу, 20 апреля, глава российской Госдумы Вячеслав Володин обрадовал российский бизнес новой реальностью - за исполнение американских санкций на территории России отдельных лиц будут наказывать уголовной ответственностью. "В России мы должны жить по российским законам", - подкрепил значимость своей инициативы спикер Госдумы, одновременно обусловив бегство из страны бизнеса в будущем. Главное, чтобы "свои" выжили. Как говорил завхоз Вилли из "Симпсонов": "Закон есть закон. В Шотландии - это закон джунглей". В случае с Володиным просто заменим в цитате Шотландию на Россию.
И ведь предложение Володина не просто блажь, а явно заранее заготовленная и проанализированная (но вряд ли до конца) новация. В нижней палате российского парламента на самом деле занялись этим вопросом. Замглавы фракции "Единой России" Андрей Исаев сегодня сообщил, что соответствующий законопроект появится уже на весенней встрече. И с большей долей вероятности российские законодатели, если их таковыми можно считать, примут поправки в Уголовный и Административный кодексы. Да, кстати. Если уголовные дела обещают физлицам и чиновникам, то административная ответственность - это подарок Госдумы компаниям - то есть юрлицам. Их, как выразился Исаев, могут облагать "достаточно высокими штрафами". Не исключено, что крайней мерой вообще станет закрытие предприятий.
Такая карательная политика, конечно, при должной обработке скрепами найдет достаточный уровень одобрения в обществе. Поначалу. Затем последует разочарование, когда начнется массовое сворачивание бизнеса, увеличение нагрузки на экономику и еще большее затягивание поясов. И это продолжающееся движение к добровольной самоизоляции. Такая вот российская мурена получается. Только та, которая уже не выползает по ночам на охоту, да и расселины в скальных убежищах, откуда она может атаковать, "закрываются". Ведь наказание бизнеса будет иметь последствия на международном уровне, потому как нынешняя глобальная финансовая система живет по принципу: хочешь в ней присутствовать, соблюдай правила; не хочешь - адьос. Это раз. Во-вторых, сокращение финансовых возможностей отчасти может парализовать международную активность РФ либо же опять-таки негативно отразиться на внутренней ситуации.
И тут переходим к следующему звену. Замглавы МИД РФ Александр Панкин в Нью-Йорке заявил, что Москва в прошлом году потратила больше $1,2 млрд на реализацию программ развития на постсоветском пространстве, в странах Латинской Америки и Азии. Это вливание через бизнес-структуры в экономику той же Африки. Тем же занят и Китай, только его ресурсная база в разы больше, отсюда и гораздо больший выхлоп от массового инвестирования. Ну а львиная доля этой международной помощи представляет собой банальное списание долгов немногим оставшимся "друзьям". Причем в ряде случаев долги имеют советское прошлое.
Например, в сентябре прошлого года Владимир Путин после встречи с президентом Гвинеи Альфой Конде похвастал, не сказав, правда, о каком периоде идет речь, что Россия списала африканским странам больше $20 млрд долгов.
31 января 2016 г. нуждающийся хоть в каких-либо международных контактах Путин одобрил межправительственное соглашение шестилетней давности между РФ и Монголией, согласно которому этой стране Москва "прощает" $172 млн долга, т. е. 97,8%. Причем не впервые ведь. В 90-х Россия уже списывала 98% долга Монголии. А в феврале стартовали переговоры о предоставлении Улан-Батору нового кредита на развитие инфраструктуры.
По сути, легальное взяточничество на межгосударственном уровне. Таким образом по давней традиции Москва покупает лояльность, либо хотя бы нейтралитет тех или иных стран. И трудно представить, что руководство РФ сможет заставить себя отказаться от такой политики, несмотря на зияющие дыры в бюджете. Деньги на "подкуп" всегда будут изыскиваться. Это как своего рода негласный резервный фонд.
Инициатива же Володина, подхваченная в Госдуме, в данном случае вносит определенные коррективы, которые не сулят россиянам ничего хорошего. Допустим, что парламент проголосовал за закон и разрешил гробить бизнес. Тогда России придется перенаправлять денежные потоки на рынки тех самых условно и не условно лояльных стран, чья дружба де-факто оплачена вперед на некоторое время. Чтобы компенсировать дефицит товаров и услуг, ранее предоставляемых своим бизнесом. Значит, будет происходить отток средств. И значит, международная помощь, о которой рассказал подчиненный Сергея Лаврова, еще больше вырастет. Либо же второй вариант: поддерживать оставшийся свой бизнес и сворачивать эти программы "помощи", что провоцирует дальнейшую изоляцию. Денег на удержание "друзей" не будет, а на других уже и нет. Да и с этими "другими" туговато как-то.
И еще один интересный аспект, на который нельзя не обратить внимание: бизнес-то уйдет из РФ, и у него не будет проблемой найти, куда. Европа та же рядом. Причем в ЕС обиженные руководством РФ бизнесмены могут рассчитывать на определенный, скажем так, бонус.
Прежде, чем сказать, какой, отмотаем немного назад. 12 апреля журналист The Telegraph Эмброз Эванс-Притчард опубликовал материал о хищническом поведении "Газпрома" в Европе под названием "Утечка документов ЕС демонстрирует сговор и сокрытие Брюсселем злоупотреблений путинского "Газпрома". Ряд депутатов Европарламента передали сотни страниц документов из Еврокомиссии о том, как "Газпром", пользуясь монопольным положением, 10 лет втаптывал в грязь европейскую энергонезависимость, навязывая странам - членам ЕС свою политику, цены и т. п. А Брюссель был в курсе и закрывал глаза, надеясь на закулисные договоренности с Россией.
Утечка поставила на уши всю Европу. И это еще мягко сказано. Впереди долгие внутренние разборки, возможно, перезагрузка и реформирование антимонопольного органа и законодательства. Но что интересно в этой скандальной истории, оригинальное и логичное решение Еврокомиссии добиться принятия законопроекта об усилении защиты инсайдеров. То есть людей, которые, исходя из различных соображений (обостренное чувство справедливости, личная выгода, месть и т. п.), сливают информацию о нарушении законов Евросоюза. ЕК хочет защитить таких людей от "увольнения, понижения в должности и иных форм возмездия". Аргументируют они, конечно, примером с дизельным скандалом в Volkswagen и Панамаликсом, а не "Газпромом".
Но вице-президент ЕК Франс Тиммерманс прав, заявляя, что гарантии безопасности на уровне всего ЕС "повысят возможность обнаружения случаев мошенничества, коррупции, уклонения от налогов или наносимого окружающей среде ущерба". Инициатива Еврокомиссии открывает эпоху массового выведения на чистую воду нерадивых бизнесменов. И не только с европейской пропиской, но и с российской. Первый, как видим, уже пошел и без закона о защите инсайдеров - это "Газпром". А представьте, если данный нормативно-правовой акт все же будет принят. В таком случае те самые сбежавшие из РФ компании с ежегодным доходом выше 10 млн евро или численностью персонала больше 50 человек в отместку и не только смогут слить в Европе данные о противоправных действиях российского бизнеса и получить защиту и перспективы лучшего будущего. В общем, у Москвы получилась прекрасная инструкция, как, стоя с петлей на шее, самолично вышибать из-под себя табурет.