На честном слове. Почему капитан Кэмпбелл вернулся в плен
Пока у нас тут полно разговоров о ефрейторе Агееве и его матери, которая подалась в логово хунты с гостинцами из любимого Мордора, расскажу-ка я историю о другом военнопленном и о другой войне...
В июле 1914 г. капитан Роберт Кэмпбелл, командовавший первым батальоном Восточносуррейского стрелкового полка, вместе со своими солдатами отправился на канал Монс-Конде на северо-западе Франции.
Неделю спустя он был серьезно ранен в ходе атаки немцев и попал в плен. Немцы отвезли его в военный госпиталь в Кельне, где вытащили с того света и поставили на ноги. Но когда он оправился от травм, Кэмпбела отправили в лагерь военнопленных в Магдебург.
Через два года до капитана через Красный Крест дошла весть, что его мать Луиза Кэмпбелл неизлечимо больна раком.
Капитан обратился к кайзеру Вильгельму II с письмом, в котором просил, чтобы ему разрешили вернуться домой попрощаться с матерью. И кайзер просьбу удовлетворил. Военнопленному (!) дали двухнедельный отпуск в обмен на обещание вернуться в лагерь. То есть под честное слово.
Едва Кэмпбелл принял это условие, его освободили. 7 декабря (дата из другой войны) 1916 г. капитан вернулся в Англию, в родительский дом в Грэйвсэнде, где провел неделю. После этого он, верный слову, вернулся в магдебургский лагерь.
Надо ли говорить, что не вернись он - ему бы ничего не было? Да и никому из его товарищей по несчастью, если уж на то пошло.
В феврале семнадцатого его мать скончалась. Примерно тогда капитан вместе с другими пленниками делал подкоп, чтобы бежать из лагеря. Это почти удалось: беглецов поймали уже под самой голландской границей - и вернули назад.
Капитана Кэмпбелла освободили лишь после окончания войны. В декабре 1918-го он вернулся в Великобританию. Он вышел в отставку в 1925-м, но вернулся на службу 14 лет спустя, возглавив наблюдательный пункт Королевских ВВС на острове Вайт, что в проливе Ла-Манш. Роберт Кэмпбел прослужил там всю войну, обеспечивая эвакуацию из Дюнкерка, высматривая бомбовозы Люфтваффе, а затем и крылатые ракеты V-1, летящие на Лондон. Он умер в июле 1966-го на 82-м году жизни.
Вы можете себе представить подобное в нынешних условиях? Можете представить джентльменское соглашение между пленным солдатом вражеской армии и своим верховным главнокомандующим? Печальнее всего, что и сам пленный ни на секунду не представляет, что такой договор возможен. И случись такая сделка, уже завтра российская пропаганда из каждого утюга (в том числе и у нас) вопила бы об идиотах-хохлах, верящих в честное слово.