Дал пас. Байден сделал Зеленскому предложение, которое трудно принять и больно отвергнуть

Ничего не будет без готовности уже администрации Зеленского взять на себя всю полноту ответственности за осуществление реформ и соглашений 

Владимир Зеленский и Джо Байден / Getty Images

Долгожданный визит президента Украины Владимира Зеленского в Вашингтон, на первый взгляд, не привел к грандиозным прорывам в отношениях с администрацией Джо Байдена. Тем не менее он заложил неплохой фундамент для их укрепления и расширения.

Несмотря н то, что визит имел статус не государственного или официального, а рабочего, совместное заявление по итогам переговоров двух президентов, опубликованное и на сайте Белого дома, и на сайте ОПУ (к слову, идентичное и без разных неподтвержденных похвал), весьма и весьма обстоятельное и сулящие отличные перспективы для украинского государства. Если, конечно, они не споткнутся о политическую несостоятельность. Но это вопрос будущего. Что же до настоящего, начнем с плохого.

Визит не стал ни сенсационным, ни прорывным и не вышел за рамки повестки дня, ставшей типичной за последние семь лет. Белый дом, как ни настаивали на Банковой, не предоставил никаких "гарантий" евроатлантической интеграции, ограничившись стандартным подтверждением поддержки соответствующих устремлений Украины, обещанием и дальше проводить совместные учения, а также указав на необходимость продолжать реформирование ВСУ и украинского ВПК.

Аналогично и с разрешением конфликта на Донбассе. Зеленский заявил журналистам, что предложил Байдену "новый формат" с активным вовлечением США, однако в заявлении говорится о том, что Штаты поддерживают "нормандский формат". Возможное участие американской стороны в нем остается за скобками.

Тем не менее нельзя не отметить, что в рамках давно очерченного коридора сотрудничества имеются и вполне конкретные договоренности, которые можно "пощупать". Если в цифрах, то: дополнительные $463 млн на проведение реформ; военной помощи — $60 млн; помощь в борьбе с пандемией Covid-19 — $67,8 млн и 2,2 млн доз вакцин; потенциальные $3 млрд от Экспортно—импортного банка США (EXIM) в будущих операциях в определенных отраслях; $45 млн на гуманитарную помощь в связи с войной на Донбассе.

Были визированы как "черновики черновиков" (вроде Стратегического оборонного рамочного соглашения, открывающего дорогу укреплению сотрудничества в сфере обороны и безопасности, и декларации об интенсификации кибердиалога с целью защиты украинского финансового сектора), так и соглашения с более четкими, осязаемыми пунктами и сроками.

К таковым можно отнести Соглашение об исследовании, разработке, испытании и оценке, которое является основой для двухстороннего военно-технического сотрудничества в сфере вооружений; меморандум о взаимопонимании в области обмена данными о спутниках и наземных датчиках; договоренность о круглосуточной связи через Национальный центр США по снижению риска ядерной опасности.

Некоторый эффект, похоже, возымели и настойчивые апелляции Киева к Будапештскому меморандуму, который был нарушен Россией, чему другие подписанты, в том числе США, не сумели воспрепятствовать.

В качестве компенсации американцы согласились пролонгировать Соглашение о предоставлении помощи Украине в ликвидации стратегического ядерного оружия и противодействии распространению оружия массового поражения от 1993 г.

Win-win

Теперь переведем все эти пункты с дипломатического на человеческий, т.е. разъясним совместное заявление и итоги встречи в целом, которые содержат ряд положительных моментов по принципу win-win.

Взять хотя бы меморандум о строительстве энергоблоков Хмельницкой АЭС, подписанный "Энергоатомом" и Westinghouse Electric.

Если меморандум оформится в контракт, американская корпорация, поставляющая топливо для украинских АЭС, сможет рассчитывать на сумму до $30 млрд за строительство пяти энергоблоков. Учитывая бедственное финансовое положение Westinghouse, которая в 2017 г. уже подавала заявление о банкротстве, сделка позволит ей стабилизироваться и вылезти из ямы.

Украина, в свою очередь, получит не только новые энергоблоки, но и механизм глобального изменения своей системы энергогенерации в сторону снижения доли угля и газа. Это потенциальный гешефт от Вашингтона, который в вышеупомянутом совместном заявлении дал понять, что не будет менять свою позицию относительно "Северного потока-2" и Германии.

Белый дом в очередной раз заявил, что считает СП-2 плохой сделкой, пообещал инвестиции в энергосистему Украины, но никаких четких гарантий не предоставил. Возможное соглашение Киева с Westinghouse как раз и может в перспективе стать своего рода гарантией — гарантией усиления энергобезопасности и независимости Украины от российского газа.

Еще одним win-win являются те самые $3 млрд гарантий EXIM — связанные кредиты. Простыми словами: США готовы давать Украине деньги на покупку товаров и услуг американских компаний. Здесь, по всей видимости, речь не только о товарах (включая оборонные), но и о новых технологиях, которые Киев сможет приобрести за счет кредитов EXIM. Аналогичного уровня поддержку США оказывали в свое время Японии и Южной Корее. И такой подход оказался высокоэффективным и результативным.

Фактически Америка выделяет Украине средства, которые в итоге все равно останутся в американской экономике. Но в нагрузку получает более сильного и технологически развитого союзника. Правда, эта договоренность еще должна пройти процесс утверждения в Хартии Комиссии стратегического партнерства Украины и США во время во время осеннего заседания.

Протяните руку и возьмите

Теперь перейдем к сигналам и перспективам.

Начнем с того, что Байден своим заявлением о желании посетить Киев, причем Зеленский, грубо говоря, за язык американского коллегу не дергал (как утверждает, забыл), а также общая тональность совместного заявления являются предельно четким сигналом о том, что: во-первых, президент США лично заинтересован в успешности Украины; во-вторых, сравнение Украины с Афганистаном неуместно, и американцы "уходить" из нее не будут.

Это свидетельствует о том, что администрация Байдена все же прислушалась к мнению тех представителей американского истеблишмента и аналитиков, которые призывали Вашингтон компенсировать репутационные потери от кризиса в Афганистане усилением поддержки Украины.

При этом США переходят в прагматическую плоскость, что также является позитивным сигналом. Причем столь хорошее предложение Украина получает впервые за 30 лет после восстановления независимости.

Оно, безусловно, могло бы быть лучше, учитывая ряд расплывчатых формулировок и отсутствие четких ответов на вопросы об СП-2 и евроатлантических перспективах Украины. Стремиться есть к чему — но в прошлом и ничего аналогичного не предлагалось.

Впрочем, совместное заявление определенно подкрепит российский нарратив о внешнем управлении Украиной. Его, однако, можно нивелировать конкретными достижениями по итогам соглашений.

А для этого нужен консенсус украинских элит, которым придется согласиться играть в одной команде. Ведь реализация всех вышеперечисленных меморандумов и рамочных соглашений приведет к переделу украинских рынков, и нашим олигархам придется либо принять новые правила, либо смириться с существенным ослаблением их позиций. Третий вариант — глухая оборона — приведет страну к краху.

Но никакого консенсуса не будет без готовности уже администрации Зеленского взять на себя всю полноту ответственности за осуществление реформ и соглашений.

Просто говорить о намерениях и презентовать не до конца проработанные планы по привлечению инвестиций уже нельзя. Нужно либо браться за это дело, либо готовиться к политической пенсии.

Последнего Зеленский может избежать как раз благодаря предложениям США, потому как их массив является довольно неплохим подспорьем и аргументом в пользу избрания на второй срок.

И еще один важный момент: будет Зеленский следующим президентом или нет, практическое содержание совместное заявление получит лишь при наличии преемственности внешне- и внутриполитического курса.