Может ли Россия оставить мир без интернета
На днях телекоммуникационный оператор "Ростелеком" сообщил об аварии на подводной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) между Россией и Финляндией и возможных затруднениях с доступом к иностранным сетевым ресурсам. Официально представители "Ростелекома" объяснили возникшие сложности "сбоем программного обеспечения", однако не секрет, что Россия, когда ей это нужно по политическим причинам, перекрывает подводные интернет-коммуникации. Все помнят, как в начале 2014 г., в разгар оккупации Крыма, у украинских телекоммуникационщиков возникли проблемы с интернет-соединением и мобильной связью. Так что Россия действительно способна нарушать работу инфраструктуры интернета, в том числе для получения стратегического контроля в конкретном регионе.
Об этом прекрасно осведомлены и представители Пентагона, обвинившие недавно Россию в намерении отрезать США от глобальной интернет-сети. Командующий подводным флотом США Фредерик Регге отметил, что уж слишком много рядом с основными подводными кабелями российских кораблей и подводных лодок: их число за последнюю неделю возросло в 1,5 раза. Эту информацию подтверждают и американские разведывательные службы. А до того члены НАТО призвали усилить военно-морские силы Альянса в ответ на "дерзкие и агрессивные" действия России: у берегов Швеции (в зоне концентрации подводных коммуникаций) нашли российскую субмарину, миссию которой определить так и не удалось. Но может ли на самом деле Россия оборвать трансатлантические волоконно-оптические кабели, через которые осуществляется практически весь интернет-трафик между США и Европой?
Не секрет, что российские подводные лодки и надводные корабли-шпионы патрулируют Мировой океан в опасной близости к проложенным по морскому дну глобальным коммуникационным кабелям. Месяц назад российская подводная лодка "Янтарь" переместилась от Восточного побережья Америки к Кубе, где находится один из важнейших участков связи возле базы ВМС США в заливе Гуантанамо. Эксперты признают, что субмарины типа "Янтаря" могут легко перерезать кабель даже на большой глубине. Тем более что расположение главных подводных кабелей не является секретом: большинство из них было проложено много лет назад и до сих пор используется.
Особо высока вероятность обрыва Россией коммуникаций между Америкой и Европой в случае возникновения глобального конфликта. Все понимают, что расположенные под водой системы связи имеют принципиальное стратегическое значение, а объем ежедневной передачи данных по ним оценивается в $10 млрд. Дело в том, что до 90% информации, курсирующей между континентами, передается не через космические линии связи и спутники, а именно через систему подводных кабелей. Это связано с тем, что оптоволокно имеет несравнимо большую пропускную способность, причем в обе стороны. В случае же использования спутниковой системы прием имеет большую скорость, а вот отправка данных происходит гораздо медленнее, через сотовые сети со значительной потерей качества.
Поэтому по дну Мирового океана проложены оптоволоконные кабели. Сейчас их количество достигает 300, тогда как еще два года назад не превышало 200. Самые длинные из них идут через Атлантический и Тихий океаны. В частности, протяженность тихоокеанского кабеля Southern Cross составляет почти 30 тыс. км. В некоторых точках концентрация кабелей особенно высока: это прежде всего Суэцкий канал и Лусонский пролив между Tайванем и Филиппинскими островами. Здесь система подводных кабелей наиболее уязвима. Выход их из строя оборвет сообщение между Вашингтоном и Брюсселем, а ведь головные сервера интернета находятся в США, и большая часть информации проходит в Европу именно через Америку. Безусловно, оборвется связь между натовскими штабами, что болезненно ударит по Альянсу. Кроме того, нарушения в Глобальной сети интернет приведут к обвалу в самых разных сферах, включая финансовый рынок, банковское дело, международную торговлю.
С другой стороны, оставить мир без интернета не так уж просто. К примеру, чтобы лишить доступа к Сети один лишь Нью-Йорк, нужно перерезать 10 основных кабелей, не говоря уж о резервных: большинство подводных линий дублируют друг друга, так что если часть из них повредить, Сеть не упадет, а данные просто пойдут по более длинному пути. Хотя если знать точное расположение и основных, и резервных линий, все же их теоретически можно обрезать.
Пребывая в тревоге от растущей активности российских кораблей и субмарин на просторах Мирового океана, американские и натовские эксперты от официальных комментариев, тем не менее, воздерживаются. "Хотя все обеспокоены деятельностью российских военных в зоне коммуникационных кабелей, в связи с засекреченным характером операций наших подлодок, мы не разглашаем детали сложившейся ситуации", - поясняет представитель ВМС США в Вашингтоне Уильям Маркс. То есть Пентагон не склонен говорить ни о местах концентрации российских судов, ни о своих наблюдениях за их маневрами.
На самом деле заинтересованным сторонам уже давно пора повысить безопасность подводных коммуникаций, которым угрожают не только российские шпионы и подлодки. Хотя кабели и прокладывают на большой глубине, порой в несколько километров, они уязвимы для стихийных бедствий и техногенных катастроф, корабельных якорей, тралов рыболовецких судов. Существует также опасность того, что Мировую сеть повредят хакеры или компьютерные пираты. Поэтому представители мировой ассоциации в области техники IEEE не раз призывали США и Европу принять срочные меры по развитию технологий защиты системы кабелей: как "информационных", так и "физических". Хотя у каждого канала связи есть альтернативный маршрут, это, по сути, такой же уязвимый во всех отношениях провод, который может оборвать злобный хакер, перерезать коварный россиянин или перегрызть голодная акула.