Может ли Антимайдан быть проевропейским?
Стояние на площади в центре Кишинева, начатое 6 сентября, вошло в период стабильных еженедельных циклов: умеренный пиар в рабочие дни перемежается с более или менее массовыми акциями в выходные. Массовость, впрочем, тоже относительна: полиция уже не решилась говорить о 100 тысячах, вышедших на площадь, и ограничилась цифрой в 15, но было их не больше 7.
Вместе с тем произошли и качественные изменения протеста. Безадресная поначалу агрессия стала уже выборочной. Сторонники "достоинства и правды" (Demnitate şi Adevăr - рум.) уже врывались в здание национального телевидения, из-за чего пришлось перенести ток-шоу с участием лидеров правящего альянса. Днем раньше на площади они напали на журналистов другого канала - Publika TV, прогнав их угрозами и хулиганскими выходками. А в воскресенье, в рядах протестующих, собравшихся в центре, произошла драка между сторонниками и противниками объединения с Румынией. То, что и те, и другие выступали против коррупции, за движение в Европу, и, само собой, за достоинство и правду, драке не помешало. Сторонников объединения оказалось меньше - и их прогнали с площади.
Здесь уместно вспомнить, чем отличались зимой 2014-го Майдан и Антимайдан. На Майдане любая пресса была неприкосновенна - даже заведомо антимайдановская. А на Антимайдане журналистов били, и, опять-таки, всех подряд, не разбирая, свой или чужой, а просто для профилактики. Вопль избиваемого российского визитера: "Топаз, дай команду, Топаз!", стал с тех пор популярным интернет-мемом.
Не всё просто и с языковыми проблемами. Два русскоязычных политика: Виктор Шелин и Федор Гелич пожаловались в соцсетях, что их не подпустили к микрофону на трибуне DA и даже не приняли их письменного обращения для зачитывания с трибуны. Была ли проблема в языке или в чем-то другом - сказать сложно, но осадочек, как говорят, остался.
Происходят и перестановки в рядах тех, кто допущен к микрофону. Причем, перестановки вполне однозначные: конструктивно настроенные уходят и на их места приходят агрессивные популисты. Ушел Оазу Нантой, всегда последовательно выступавший за межобщинный диалог. Ушел весьма умеренный Игорь Боцан. Пришел бывший национал-радикал, а ныне сторонник традиционных ценностей и друг Дугина Юрий Рошка. И бывший идеолог "пророссийских левых" в Молдове Марк Ткачук, поначалу обозвавший противостояние между протестующими и властью "битвой педофилов с зоофилами" уже пишет в соцсетях "Я-Петренко". Запись появилась после того, как экс-депутат парламента и "евроскептический левый" Григорий Петренко, несколько месяцев нарывавшийся на рукопашную с полицией, добился, наконец, желаемого, и получил-таки 30 суток ареста. После чего пророссийский Ткачук, хотя и с некоторыми оговорками, смог, наконец, сделать выбор между педо- и зоо-.
При этом, правительство совсем не против переговоров. Более того, премьер Валерий Стрелец уже отдал поручения всем министерствам срочно разработать механизм включения в состав своих коллегий гражданских активистов. Лидеров DA неоднократно звали на переговоры, но... они не идут! Под разными предлогами: то место не то, то состав переговорщиков не тот... Похоже, что лидер DA Андрей Нэстасе более всего озабочен возможной конкуренцией. И сейчас для него самое важное - оставаться единственным связующим звеном между площадью и властью.
Источники финансирования DA по-прежнему скрыты. Но едва ли митинг на площади явно (или даже неявно) сегодня финансирует Россия. Россия пока к митингу только присматривается, и ищет подходы к его организаторам. Она обязательно их найдет, и возьмет DA под свой контроль - это неизбежно. Давайте посмотрим, что реально происходит сегодня в Кишиневе.
Протест маргинализуется, из него вытесняются конструктивные элементы. За полгода своего существования DA не выработала никакой конкретной программы - ничего, кроме "все воры" и "нет коррупции" не прозвучало. Что остается в сухом осадке? Недоверие и неприязнь к любой власти. Независимо от того, что она делает и чего не делает, а просто потому, что она, власть, при должности и зарплате. Это классика жанра: протестовать, потому что у одного штанов сорок пар, и живет он в семи комнатах, а второй - по помойкам всю жизнь рыщет. На выходе такого протеста, вероятнее всего, появится ещё одна партия, рассчитанная на манипуляции с самой косной, и потому легко манипулируемой частью электората.
Очень легко предсказать и то, какой будет такая партия. Во-первых, партия необразованных маргиналов всегда будет антиевропейской. Даже если она будет при этом называться проевропейской и выступать под флагами ЕС. Потому что необразованным маргиналам нечего делать в Европе. У них нет ни квалификации, ни знания языков, ни решительности, чтобы шагнуть навстречу неизвестности или хотя бы сделать загранпаспорт. Они черпают информацию о мире из передач российского телевидения - о том, как ужасно живет "Гейропа". А лидер, как известно, остается лидером до тех пор, пока говорит то, что от него хотят услышать те, кого он якобы ведет за собой. А те, кого поведет лидер такой партии будут хотеть слышать о том, как хорошо и сыто было в СССР.
Но подобное всегда влечет подобное. И к DA потянулись политики, специализирующиеся именно на таком электорате. А поскольку таких в Молдове много, то появился соблазн отсеять конкурентов по языковому, например, признаку - как это случилось с Шелиным и Геличем, которые, в общем-то, точно такие же популисты, как и Нэстасе, просто без хорошего знания румынского языка. Впрочем, языковые вопросы тоже будут со временем отрегулированы, когда партия оформится, а место лидера защищено регистрацией, учредительным съездом, протоколом голосования и так далее...
Итак, во-первых, DA на словах проевропейский, а по сути, по ментальности - принципиально антиевропейский проект. Второе: DA - проект, рассчитанный на возбуждение конфронтации в обществе, направленный на его разъединение, а не на объединение и достижение компромисса. Более того, DA в его нынешнем виде не может существовать в конструктивной атмосфере в принципе. DA нужны враги, заговоры, вражеское окружение и прочие страсти-мордасти. Маргиналам, чтобы уважать вождя непременно надо кого-то бояться - так уж они устроены. Для конструктива нужны и другие лидеры, и другая массовка. Третье: рано или поздно DA получит российское финансирование, как союзник в сопротивлении европейской модернизации Молдовы. Потому что такие союзники России нужны.