Хата с краю на европейский манер. В ЕС считают, что все воюют, но не с ними
Большинство европейцев считают, что США, Китай, Россия пребывают в состоянии холодной войны, но не верят в то, что это каким-то образом касается их стран
В Нью-Йорке продолжается 76-я сессия Генассамблеи ООН, 21 сентября стартовали общие дебаты, которые продлятся неделю. Участникам сессии есть что обсудить. 2021-й стал годом множества вызовов и поставил мир перед необходимостью сделать выбор, предложенный администрацией Джо Байдена — "демократия" или "автократия".
Практически в самом начале каденции он презентовал новую идеологическую концепцию, которая должна бы объединить демократические страны в противостоянии с автократическими режимами, в первую очередь китайским и российским.
Политика Байдена не осталась незамеченной в Европе. Даже на уровне обывателей.
Как раз на фоне старта прений в Генассамблее, 22 сентября, Европейский совет по международным отношениям (ECFR) опубликовал социо-политическое исследование об отношении европейцев к новой холодной войне.
Исследование базируется на опросах жителей 12 стран-членов Европейского союза: Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Дании, Испании, Италии, Нидерландов, Польше, Португалии, Франции и Швеции.
Большинство респондентов считают, что между США с одной стороны, Китаем (63% опрошенных) и Россией (59%) с другой стороны разворачивается холодная война.
Не согласны с тем, что речь идет о новой холодной войне примерно одинаковое количество опрошенных — 15% и 16% соответственно.
В общем, по крайней мере 12 стран ЕС преимущественно трезво оценивают ситуацию в контексте повестки дня США.
При этом лишь 15% респондентов полагают, что в состоянии холодной войны с Китаем находится их собственная страна, 25% — с Россией.
Занятно то, что вдвое больше — 31% — опрошенных считают, что ЕС в целом точно или вероятно конфликтует с Китаем; и 44% — с Россией.
О чем говорят результаты опросов?
Очень показательно заявление генсека ООН Антониу Гутерриша на полях Генассамблеи о том, что "холодной войны нужно избежать любой ценой", а США и Китаю следует разобраться в своих "совершенно дисфункциональных" отношениях.
Таким образом, бывший премьер Португалии не только проиллюстрировал вышеприведенное исследование ECFR, но и заодно отмежевал всю ООН от американо-китайского конфликта.
Европейцы прилагают массу усилий, чтобы избежать открытой конфронтации с Китаем и Россией. Но не столько потому что испытывают теплые чувства к этим странам, а по ряду причин.
Во-первых, Европа веками была полем боя. Лишь относительно недавно она стала менее похожей на лоскутное одеяло.
И так же недавно Европа была главным театром военных действий в двух мировых войнах.
Во-вторых, на геополитические разночтения прямое влияние оказывают такие прозаичные вещи как коррупция и Realpolitik.
И пусть Европейский союз, на первый взгляд, выступает эталоном демократических, цивилизационных ценностей, но на деле он — эрзац. Просто более качественный, нежели в других странах.
Европейские чиновники так же подвержены коррупции, как и их коллеги из латиноамериканских или постсоветских государств. Они не прочь трудоустроить родственников или советников таким образом, чтобы те получали бюджетные средства, как, например, бывший кандидат в президенты Франции Франсуа Фийон или лидер французских ультраправых Марин Ле Пен; или же лоббировать интересы крупного бизнеса, защищая строительство "Северного потока-2".
Авторитарным режимам понятна такая механика отношений. Они с удовольствием ею пользуются, поэтому у России и Китая предостаточно "адвокатов" в Евросоюзе.
Сложим 2 и 2 — вот вам и ответ на вопрос, что обусловило такие результаты соцопросов.
Пора проснуться
Европейцы готовы признать, что война возможна и даже уже идет, но к ним она не имеет никакого отношения. В общем, налицо действие принципа "моя хата скраю" на европейский манер.
Хотя, справедливости ради, он характерен не только для ЕС или Украины. В целом такой подход обусловлен человеческой природой. Мы не можем и не хотим жить в состоянии постоянного стресса, поэтому предпочитаем комфортную апатию.
С другой стороны, такое аморфное состояние сводит на нет любые перспективы.
Получается, чтобы вернуться в "реальный мир", европейцам нужен кризис. Всех этих кибератак, отравлений и убийств, взрывов складов, наплыва мигрантов было явно недостаточно, чтобы разбудить Евросоюз.
Инциденты эти происходили, возможно, и рядом, но и одновременно достаточно далеко для простого обывателя. Взломали системы Бундестага? Но не мой же компьютер и банковский счет. Мигранты раздражают? Да, но у меня есть дом, машина, работа.
Когда кризисная ситуация затронет непосредственно едва ли не каждого, тогда и можно будет взглянуть иначе на царящий в мире хаос.
Таким кризисом может стать, например, дефицит газа, спровоцированный "Газпромом" в попытках продавить позитивное для Кремля решение Европы по запуску "Северного потока-2".
Норвегия поставками своего природного газа немного стабилизировала ситуацию на европейском рынке, но дефицит в полной мере не перекрыла.
И Соединенные Штаты тоже не в силах помочь, поскольку Азия и Южная Америка, по данным аналитической компании Kpler, в страхе перед суровой зимой активно выкупают весь доступный американский сжиженный газ.
А значит, и Европа, скорее всего, столкнется с действительно холодной зимой.
Что, конечно, станет лишь краткосрочным озарением и стимулом что-то кардинально изменить в лучшую сторону. Только чтобы изменения были реализованы на 100%, кризис должен быть более продолжительным, масштабным и системным.
Постоянный стресс плохо отражается на психике, но вынуждает искать выход — к модернизированному ЕС, адаптированному к современным реалиям, вместо того, чтобы быть похожим на архаичный и застывший Совбез ООН.
Если вдруг перед Евросоюзом материализуется угроза разрушения его привычной архитектуры, что приведет и к нарушениям цепочек поставок, потере рабочих мест и многим другим негативным последствиям, которые коснутся уже каждого европейца, то тогда и произойдет выход из анабиоза.
Сейчас главным претендентом на роль такого кризиса является конфликт между США и Францией, в котором Брюссель поддержал Париж, припугнув Вашингтон отказом от любых совместных проектов.
Джо Байдену удалось достаточно эффективно раскачать ЕС. С учетом царящих в Старом Свете настроений, сомнительно, что взятый им курс на укрепление трансатлантического союза на самом деле привел бы к такому результату.
Уж слишком часто Европа зарывает голову в песок и стремится удержать некие геополитико-экономический баланс, игнорируя глобальные трансформации.
Но теперь появился шанс, что через кризис в ЕС сформируется новая Европа с измененным балансом сил.