Москва грозит Вашингтону океанским Чернобылем

Владимир Путин устроил информационный теракт, чтобы стать похожим на пушкинского героя
"Случайный" кадр. Скриншот ic.pics.livejournal.com

Переиграв все сколько-нибудь значимые роли - от галерного раба до альфа-стерха - Владимир Путин пристрастился к пушкинской классике. Не то чтобы раньше он этого не делал, но излюбленное самодержавное амплуа "и академик, и герой, и мореплаватель, и плотник" теперь годится исключительно для возбуждения верноподданических чувств, но никак не для выступлений на мировой сцене.  Для нее Путин стереотипно играет партию дяди Евгения Онегина. Того, который "уважать себя заставил". И коль скоро уважение в российском сознании традиционно сопряжено со страхом, то ВВП делает то единственное, что эта роль предписывает, - пугает. Причем тем больше, чем больше боится сам.

Так, в ходе совещания по вопросам ОПК он заявил, что в ответ на развитие США системы ПРО Россия "примет необходимые ответные меры по укреплению потенциала стратегических ядерных сил", создавая "ударные системы, которые в состоянии преодолевать любые системы противоракетной обороны", и даже уточнил, что ряд образцов подобных вооружений уже создан.

Не стоит воспринимать упоминание американской ПРО как указание на непосредственный повод для путинской тирады.  Успешные испытания европейской компоненты системы состоялись еще в 21 октября, и Путин прокомментировал это уже на следующий день.

Между тем стоит упомянуть, что дебаты о стратегических силах - это едва ли не единственная сфера, где Кремль всегда дает симметричный ответ. Так вот, выступая в минувшую субботу на оборонном форуме, глава Пентагона Эштон Картер заявил о необходимости новой стратегии сдерживания российской агрессии и рассказал, что США модернизируют свой ядерный потенциал и инвестируют в новые технологии. В том числе, беспилотные комплексы, бомбардировщики нового поколения, рельсотроны и лазеры.

В общем, Москва по обыкновению втянулась в очередную гонку вооружений. Впрочем, в той парадигме международных отношений, в которой обитает путинская Россия, альтернатив у нее нет: пресловутая ядерная дубинка остается единственным "легитиматором" ее амбиций и аргументом в геополитической игре.

Цели "догнать и перегнать" перед российским ВПК явно не ставятся: этому не способствуют ни катящаяся под откос экономика, ни ускоряющийся технологический коллапс. Москве уже не нужен паритет - достаточно гарантированно неприемлемого риска "для той стороны"

Нельзя сказать, что Кремль не сделал выводов из проигрыша СССР в предыдущей гонке. Цели "догнать и перегнать" перед российским ВПК явно не ставятся: этому не способствуют ни катящаяся под откос экономика, ни ускоряющийся технологический коллапс. Москве уже не нужен паритет - достаточно гарантированно неприемлемого риска "для той стороны". А потому ставка делается на проверенный временем задел, оставшийся с советских времен. Все новое оказывается недозабытым старым.

В частности, "случайно попавшая" в кадр освещавших совещание правительственных телеканалов якобы секретная инфографика об океанской многоцелевой системе "Статус-6", состоящей из оснащенной ядерным реактором торпеды с дальностью хода до 10 тыс. км и субмарины-носителя. ПРО для такого комплекса, конечно, не помеха - прекрасный ассиметричный ответ "вашингтонскому обкому". Тем более что система, как ожидается, вступит в строй в 2020 г. На том бы и закончить, но предполагаемый носитель - лодка К-139 "Белгород" - один из наиболее эпических долгостроев российского ВМФ: она была заложена еще в 1992 г. Концептуальная основа системы - вытянутая из-под сукна разработка конца 40-х - начала 50-х гг. - проект Т-15, предположительно, авторства академика Андрея Сахарова. В то время соотношение технических возможностей СССР и США было подобно нынешнему. Союз не располагал межконтинентальными авиационными средствами доставки ядерных зарядов, и компенсировать это должна была оснащенная стомегатонной боеголовкой торпеда, которая теоретически могла бы вызвать искусственное цунами, способное смыть американское побережье на сотни километров вглубь территории. В этом, пожалуй, главное отличие "Статуса-6" от прототипа - его назначение: "поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течении длительного времени". То есть, фактически речь идет о примитивной "грязной" бомбе.

Таким образом, Россия символически поставила себя вровень с террористическим интернационалом от Аль-Каиды до ИГИЛ, десятки лет стремящимся обзавестись подобной игрушкой. Более того, "непреднамеренный" показ этого "вундерваффе" в самом что ни на есть гитлеровском значении (относительно дешевое, но неотвратимое возмездие) вряд ли был чем-либо иным, нежели преднамеренным актом запугивания - то есть террористическим. Кстати, эти кадры молниеносно разошлись по западным СМИ - на что, очевидно, и рассчитывали в Кремле. Тем более что на данный момент США не имеют возможностей перехватить подобную торпеду.

Впрочем, эффект информационной бомбы оказался смазан сообщением, что в уже феврале Агентство перспективных исследовательских разработок (DARPA) Пентагона приступит к морским испытаниям ACTUV - 140-тонного дрона, корабля-охотника за субмаринами . Такие беспилотники могут вступить в строй примерно тогда же, когда и "Статус-6", и будут способны длительное время в автоматическом режимеотслеживать перемещения подлодок, что снижает и "вау-фактор" российского "вундерваффе", и его боевую ценность.

Но по российским каналам этот сюжет, очевидно, не пройдет. Так что путинский электорат будет и дальше с упоением слушать байки о радиоактивном пепле. Впрочем, здесь все как у классика: как известно, онегинский дядя занялся операциями по принуждении к уважению, когда не в шутку занемог. Если кто не в курсе, болезни он не пережил.