Молчание натовских ягнят. Когда по Румынии прилетит снова
Если бы Остап Бендер пересек границу современной Румынии, она же граница ЕС и НАТО, в наши дни, итог его встречи с румынским пограничным нарядом мог бы сильно отличаться от описанного в романе. И не в пользу румын
В ночь на 4 сентября, в ходе атаки на украинский порт Измаил на Дунае, российский "шахед" промахнулся, и взорвался на территории Румынии. Украинские пограничники сообщили румынским коллегам "смотрите, вам прилетело". Впрочем те тоже всё видели. Нашлись в Румынии и гражданские свидетели удара "шахеда".
Пострадавших не было, просто воронка на поле, но это было уже чистым везением. В следующий раз дрон вполне может влепить и по жилому дому. А, поскольку обстрелы украинских портов не прекращаются, то следующий раз не замедлит последовать. Между тем, Румыния – территория НАТО.
Кстати, о везении: 15 ноября прошлого года, в ходе российской ракетной атаки по Украине, на территории Польши, в районе села Пшеводув, произошел взрыв. Погибли два человека.
Польский кейс
Реакция на тот, уже давний, случай, была странной — чтобы не сказать "трусливой и жалкой". Сначала Associated Press, со ссылкой на представителя американской разведки написала, что две упавшие ракеты могли быть российскими. Сама формулировка была крайне двусмысленной: а какими ещё они могли быть? Польшу атаковал Марс? А если это были украинские противоракеты, залетевшие на территорию Польши, то что это меняло? Два гражданина Польши, члена НАТО и Евросоюза погибли в результате российской ракетной атаки. Такая формулировка покрыла бы все возможные случаи. Потому, что не будь российской ракетной атаки вблизи границы с Польшей, не было бы и противоракет.
Итак, Associated Press предположило, что, ракеты, убившие польских граждан, могли быть российскими — но уже через день даже это робкое предположение исчезло из сети. Его сменила ещё более политкорректная версия: "ракеты могли быть российскими или украинскими", а корреспондента Джеймса ЛаПорту, ограничившегося предположением об одних только российских ракетах, уволили за нарушение редакционных стандартов. Позднее Associated Press сообщило, ссылаясь на данные трёх источников, что ракета, упавшая в Польше была выпущена украинскими ПВО по российской ракете. Здесь следим за руками: ракета украинских ПВО, одна штука. Но сначала в информации были ракеты. Одну видим, куда делись остальные?
Допустим, даже, что наблюдатели обсчитались, и ракета была одна, и украинская. И что? Зачем понадобилась вся эта суетливая чехарда, если формулировка "в результате российской ракетной атаки" универсальна? А, если Associated Press стремится к скрупулезной точности, то ракета должна была быть не "украинской", а "немецкой", "американской" или даже "советской", выпущенной украинской ПВО. Но ведь это уже откровенный бред?
Нет, это ещё не бред. Первоначальная польская версия была круче: пресс-секретарь противопожарной службы Марцин Лебедович подтвердил, что на территории села Пшеводув произошли взрывы, но заявил, что их точные причины неизвестны. Трактор, въехав на весы зерносушилки, внезапно взорвался, и два человека погибли на месте.
Вы часто встречали внезапно взрывающиеся трактора? Это уже край? Но, нет, и это было только начало коллективного бреда.
Президент Польши Анджей Дуда заявил, что точных доказательств того, кто запустил ракету и признаков преднамеренного нападения на Польшу нет. И, окончательно переводя стрелки от России, заявил, что ракету с большой вероятностью запустила украинская ПВО.
Следующий шаг сделал премьер Польши Матеуш Моравецкий, усомнившийся в необходимости запуска процедуры НАТО по статье 4, о консультациях в случае угрозы. Это уже не лезло ни в какие ворота: как это "нет угрозы", если в результате российской ракетной атаки на территории страны-члена НАТО гибнут люди? Неважно, что удар по Польше был непреднамеренным — люди-то погибли. К тому, что на погибших украинцев на Западе всем наплевать, мы уже в курсе, но тут погибли граждане ЕС.
Дальше всё пошло по обычной в таких случаях дорожке: размазывание и забалтывание. Президент Байден назвал маловероятным запуск ракеты из России. Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что Альянс не видит признаков готовящегося нападения России на него, а, значит, нет и угрозы, и нет повода вводить в действие четвертую статью. И никто не усомнился в этой странной логике, и не задал вопрос: а разве случайные прилеты, влекущие гибель людей, не являются угрозой, и не требуют мер по их предупреждению?
Но, хорошо – тот случай был первым. Исключительным. Хотя трусость западных лидеров была, конечно, продемонстрирована ярко. В Кремле её наверняка отследили, и сделали выводы. Но это был все же ноябрь прошлого года. Сейчас прошел почти год – а реакция ровно та же.
Румынский кейс
МИД Украины со ссылкой на Госпогранслужбу сообщил об ударах российскими БПЛА по румынскому берегу Дуная. В румынском МО в ответ заявили, что российские дроны не представляли прямой военной угрозы для Румынии, напротив, они ей только на пользу. А президент Румынии Клаус Йоханнис заявил, что на территорию его страны "не падал ни один беспилотник".
Причина заявления была очевидна: если БПЛА все-таки ударили по румынской территории, значит, есть вероятность повторения. А, если она есть, нужно принимать меры. Особенно на фоне того, что случай уже не первый, и на сакраментальное "один раз не пи…онер" эту историю не списать. Понятно, что россияне и в прошлый и в этот раз промахнулись случайно. Но опасность следующего удара, который может повлечь человеческие жертвы и серьезные разрушения, меньше от этого не становится.
Да и со "случайностью" не всё просто. Во-первых, русские не боятся промахнуться, поскольку уверены, что ничего им за это не будет. Репутация России и так в глубоком минусе, на её фоне даже КНДР и Сомали выглядят почтенно. Ну, будет дипломатический протест – и что? Мурка Захабалкова эти ноты использует как прокладки, в рамках импортозамещения. А, если так, можно промахиваться снова и снова. И даже преднамеренно, поскольку безнаказанность рождает соблазны. Можно нанести преднамеренный удар по одной из сопредельных с Украиной стран, задействованных в зерновом экспорте или в поставке вооружений, списав всё на случайность. И нерешительное поведение стран Альянса, сначала Польши, а сейчас Румынии, укрепляет Москву в уверенности, что такая выходка сойдет ей с рук.
Почему бы и нет? Россия наращивает уже не шпионскую, а прямо диверсионную деятельность в странах НАТО. И вовсе не к выборам в Польше, и не в одной только Польше. И остаётся безнаказанной.
Конечно, доказать российское участие с железной убедительностью можно только в редчайших случаях. Но существуют ситуации когда политическая целесообразность требует признать достаточность одних только косвенных улик. Кстати, Запад не так давно демонстрировал такую решимость, в делах Скрипалей и Навального. А сейчас Запад сдувается, уже второй раз. Причем, второй – это если считать одни только прилеты на территорию ЕС.
В пользу того, что вялая реакция отдельных стран НАТО, и НАТО в целом на случайные прилеты неизбежно породит прилеты уже неслучайные, говорит и то, что Москва постоянно угрожает нанести удары по логистике, через которую Украина получает помощь для противостояния российской агрессии. Правда, для таких угроз на России держат специально выдрессированных фриков, самым статусным из которых является экс-президент и глава Совбеза Дмитрий Медведев, отчего угрозы выходя вроде бы неофициальными. Хотя, вообще-то, президент Совбеза – уже не частное лицо. И государственный телеканал, предоставляя эфир для таких заявлений, от кого бы они ни исходили, и не оговаривающийся сразу же о том, что он демонстрирует их лишь как пример недопустимого поведения, придает таким заявлениям вполне официальный характер. И, вообще, как говорила мудрая Голда Меир, "если вас угрожают убить, вы должны принимать угрозы всерьёз". И реагировать всерьёз. Потому, что любая другая линия поведения будет только подталкивать угрожающего привести свои угрозы в исполнение.
Но вернемся к румынским реакциям. Примерно через сутки министр обороны Румынии Анхель Тилвар в комментарии телеканалу Antena 3 CNN сообщил, что обломки российского "шахеда" кажется всё-таки обнаружены, хотя это не точно. "Мы обследовали очень большую территорию, в том числе и ту, о которой велись дискуссии в публичном пространстве, и я подтверждаю, что на этой территории были найдены фрагменты, которые могут быть остатками дрона", — сказал министр, добавив, что Румынии необходимо усилить меры безопасности. Это, отчаянной смелости, заявление Тилвар сопроводил обращением к Украине: "Мы знаем о российской агрессии, мы сопереживаем народу Украины. И убедительно просим не втягивать в конфликт соседние страны, которые вам помогают. Выступаю с предложением и просьбой перенести ваши предприятия и казармы подальше от нашей общей границы, чтобы не возникало ситуаций, в которых наша территория подвергается атакам противника".
Очень странно, и глубоко неверно, что это заявление осталось без развернутого, с максимумом подробностей, официального ответа Украины, который, вероятно, должен прозвучать по линии МИД. Тилвару следует разъяснить, что, к сожалению, перенести порты на Дунае, и сам Дунай подальше от границы с Румынией не представляется возможным. Вероятно, чтобы предотвратить втягивание в конфликт, отважным соседним странам, помогающим Украине, нужно самим предпринять какие-то шаги. Например, эвакуировать собственное население из зоны, по которой возможны случайные прилеты. Речь идет всего-то о полосе, шириной примерно 50-70 км, то есть, вопрос плевый. Правда, возникает проблема: что делать, если прилет за пределами этой полосы все-таки случится? Вводить ли в действие ст.4 Устава НАТО, или, напротив, не вводить, а расширить полосу ещё километров на 30? А если прилет случится и за пределами расширенной полосы – что тогда? Может быть, этот способ нехорош, и нужно поискать какой-то другой?
В настоящее время ситуация по прилету в Румынию зависла. В среду, 6 сентября, Клаус Йоханнис, хотя и с явным нежеланием, заявил, что происхождение обломков должно быть установлено точно, и, что, если они в самом деле имеют российское происхождение, то "такая ситуация будет совершенно недопустимым и серьезным нарушением суверенитета и территориальной целостности Румынии, союзника по НАТО". Хм… А если обломки, к примеру, иранские, с элементами западного и китайского производства – тогда ничего, всё нормально? Очень интересно, какие ещё последуют реакции. Хотя, уже очевидно, что они будут вялыми, как… Ну, хорошо, оставим обсуждение политической импотенции помогающего нам Запада для другого случая.
Что теперь?
Если российское происхождение обломков подтвердится, встанет вопрос о практических действиях. Русские, правда, уже подстраховались, заявив, что обломки могли привезти из Украины и подкинуть на место находки в Румынии. Таким образом, дипломатические протесты ожидаемо будут простой формальностью. Это естественно – бандиты понимают только силу. Или, возвращаясь для наглядности, к Остапу Бендеру и его встрече с румынскими пограничниками… Впрочем, Бендер, не стал бы ни грабить, ни убивать румынский наряд, он всего лишь хотел сбежать из СССР. А вот боевики из советского Закордота, а, в дальнейшем, из других советских диверсионных структур (Закордот расформировали, но его деятельность продолжалась) регулярно убивали румынских пограничников, а, затем, проникнув на территорию Румынии, убивали всех, кого встречали на пути, ликвидируя случайных свидетелей. Так что причины для суровой встречи Остапа на румынском берегу были серьезными.
К счастью для румын геройский Анхель Тилвар не был в то время министром обороны Румынии. И советских террористов мало-помалу научились эффективно отстреливать, так что случаев их успешного просачивания в Румынию уже к концу 1920-х стало меньше. Ровно та же ситуация была по всей западной границе СССР, который вел с сопредельными странами, отвалившимися от Российской Империи, и ставшими независимыми, террористическую войну под лозунгом "мировой революции". Сейчас эта история повторяется, разве что диверсантов заменили ракеты и дроны. Причем, как и сто лет назад, западные соседи России, даже собранные, как в пучок, в НАТО, всё ещё воображают, что, будучи паиньками, и, по возможности, не обращая внимания на пакости, мелкие, и не очень, которые им делает Москва, смогут избежать втягивания в войну с ней.
Допустим, что смогут – хотя это не точно. Но, чего, собственно, они ждут? Вечной войны в Украине? А, если не вечной, то какой её исход представляется им желательным? Кажется, на Западе до сих пор не могут понять, что им делать с Россией, и какие силы следует привлечь для этого. И в НАТО, и в США всё ещё хотят не дать России выиграть, но одновременно не хотят дать ей проиграть и позволить выиграть Украине. Перед нами новая версия "странной войны" в защиту Польши, в 1939 – все помнят, чем это кончилось для её западных союзников.
Впрочем, оставим опять-таки, тему западной, и, в особенности, европейской неготовности жестко ответить на российский вызов. Вернемся к конкретной проблеме случайных прилетов, которых неизбежно будет всё больше, если не принять меры к их пресечению. Какие именно меры? Тут всё довольно очевидно.
Понятно, что о вступлении НАТО в прямой конфликт с Россией речь не идет. Хотя, скажем прямо, превентивный удар, превращающий в мусор российскую ядерную дубину, был бы в данной ситуации самым верным решением. Но, хорошо, пусть это невозможно. На Западе нет сегодня политиков масштаба Уинстона Черчилля, который мог бы совершить такой шаг. Но НАТО вполне по силам разместить по своей границе с Украиной, в непосредственной близости от неё, системы ПВО, закрыв ими небо также и над территорией Украины, на всю дальность действия этих систем. Повод для этого очевиден: прилеты на территорию сопредельных с Украиной стран случаются всё чаще, а перехватывать московские подарки строго на границе невозможно. И, НАТО, защищая свою территорию, вынуждено закрывает небо и над частью Украины. Поскольку речь пойдет об уничтожении БПЛА и ракет, то есть, только беспилотных аппаратов, ничего, кроме возмущенных криков от Москвы не последует. Что касается ресурсов ПВО, то их сегодня для такой операции нужно не так уж много. Сегодня, пока Россия ещё не обнаглела настолько, чтобы выдавать преднамеренные прилеты за случайные, есть всего три-четыре угрожаемых участка, на которых нужно осуществить такое закрытие. Район дунайских портов Украины, протяженностью в сто километров максимум – один из них. Пяток "Гепардов", полсотни крупнокалиберных пулеметов и один комплекс Patriot закроют его с избытком. Умножаем на три, максимум на четыре – и проблема случайных прилетов по всей восточной границе НАТО решена.
При этом, речь идет о защите территории НАТО, а вовсе не Украины. Некоторая часть украинской территории оказывается в тени этого зонтика, лишь постольку-поскольку. Кроме того, и это крайне важно, Россия получит предметный урок: НАТО, в кои-то веки, проявит реальную способность защищаться от нападения на себя. В Москве наверняка будут до крайности этим изумлены.
Но, всё, как обычно, упирается в отсутствие политической воли у европейских лидеров. Никто из них не хочет оказаться виновным в возможной эскалации. Тогда, может быть, Украине следует самой поднять вопрос о защите от воздушных ударов территории стран НАТО, сопредельной с украинской? В конце концов, на них размещена крайне важная для нас инфраструктура.