Проверка Бандерой. Кого из украинцев поляки просят отречься от УПА

Может ли быть поляком человек, для которого УПА - героическая армия?
Фото: EPA/UPG

"Граждан Украины, которые подают заявление на право пребывания в Польше, спрашивают об их отношении к Бандере и УПА". Этот подзаголовок появился в польском издании Rzeczpospolita в четверг вечером и в одночасье сделал себе карьеру как в польском, так и в украинском Интернете. Сработал несложный механизм: польские правые обрадовались - "ну наконец-то!", а украинские патриоты возмутились, мол "наших бьют!". 

На самом деле в самой информации было много путаницы - так же, к слову, как и в польском законодательстве об иностранцах. А оно разделяет виды на жительство: есть временные, постоянные, с дополнительной защитой, для беженцев, для граждан ЕС и так далее. Процедура получения решения о выдаче вида на жительство - иная в зависимости от его типа. Так вот, цитируемый в издании документ касался случаев получения постоянного вида на жительство с правом поселения в Польше на основании польского происхождения. Процентно их не так много: среди 235 тысяч видов на жительство, которые были у иностранцев Польши в середине 2016 года, только около 50 тысяч были постоянными видами на жительства (согласно данным Управления по делам иностранцев Польши). Какой процент из этих 50 тысяч получен на основании польского происхождения - управление не уточняет. Одно очевидно - большинство граждан Украины, проживающих в Польше, таких вопросов не слышали и никогда не услышат. История касается лишь людей, которые решили получить документы в упрощенном порядке, заявляя о своей польской национальности.

Путь поляка к Польше

У людей с польским происхождением - несколько возможностей "приблизиться" к Польше. Первая, и самая распространенная - получить "карту поляка" на территории своего государства, потом на основании этого документа можно получить вид на жительство. Можно обойти этап "карты поляка" - и на основании польского происхождения попробовать получить постоянный вид на жительства в Польше. Так делают люди, которые уже находятся на территории Польши.

Специальное условие, которому должен соответствовать заявитель (кроме доказанного польского национального происхождения) - это "связь с польской культурой, в частности, поддерживание польского языка, польской традиции и обычаев". Что такое "польская культура" (в оригинале - "польскость", то есть что-то на границе культуры и духа) - закон четко не устанавливает. На странице Управления по делам иностранцев можно прочитать, что во время процедуры иностранца пригласят на собеседование, которое состоится на польском языке и может длиться около 60 минут. Цель этого собеседования - установить связь иностранца с "польскостью", для этого будут заданы типичные вопросы: начиная от того, когда в Польше празднуется Рождество и заканчивая фигурами Леха Валенсы и Иоанна Павла ІІ. Уже из этой записи следует, что вопросы истории являются важным элементом "польскости", хотя о лидере ОУН, равно как и о важной для поляков Второй мировой войне ничего не сказано.

Собеседование - процесс закрытый, потому не поддающийся исследованиям статистики. Люди, занимающиеся вопросом пребывания в Польше, сообщали мне, что об отношении к Бандере спрашивают только граждан Украины - для сравнения, претендующим на статус поляка гражданам Беларуси задают скорее вопросы об этнографии, с менее противоречивым контекстом. По крайней мере, никто не сталкивался с вопросами о том, как заявитель относиться к Лукашенко, запретившему поддерживаемый Варшавой Союз поляков Беларуси Анжелики Борыс.

Тем временем опубликованная в четверг резонансная история касается граждан Украины, пытавшихся "увильнуть" от прямого ответа о Степане Бандере и ОУН. В своем обосновании мазовецкий воевода, уполномоченный выдавать виды на жительство, указывает, что "невозможно, чтобы кто-то, кто утверждает, что чувствует себя поляком, не заинтересовался организацией, которая оставила нестираемый трагический отпечаток в истории Польши". В связи с этим, заключает чиновник, у заявителя нет чувства связи с польской нацией и её историей.

Принимая во внимание контекст, что тема Волыни 1943 года и Бандеры в Польше, да и в Украине тоже, - одна из резонансных, можно согласиться с утверждением воеводы, что сомнительным кажется отсутствие знания заявителя об этом эпизоде. К тому же, что важно подчеркнуть, большинство претендентов на постоянный вид на жительство на основании польского происхождения получает положительные решения. Скольким из них задали вопросы о Бандере, сколько ответило конъюнктурно, а сколько согласно убеждениям - вряд ли кто-то сможет оценить в ближайшем будущем.

"Tisze jedziesz - dalsze budiesz"

Больше вопросов в этой истории касается символической сферы, того, насколько правомерно проводить границу национального самосознания именно по линии польско-украинского конфликта.

Ведь, с одной стороны, польское законодательство устанавливает понятие "связи с польской традицией", которую надо доказывать путем непрозрачных, и скорее всего изменяющихся процедур. С другой - в польском обществе нет консенсуса касательно того, что такое поляк и пресловутая "польскость". Более того, польское общество сейчас как никогда разделено по этому вопросу: одна часть - это условные "народники", другая - условные европейцы, а треть общества вообще приглядывается ко всему со стороны.

Может ли быть поляком человек, для которого УПА - героическая армия? Да, и я знаю таких, как и их оппонентов. Может ли быть поляком человек, для которого герои - донецкие сепаратисты из СССР? И такие мне известны, и им удалось получить статус репатриантов в Польше. Может ли быть поляком человек, который не изъявляет желания говорить о сложном прошлом? Да, и таких людей полно в самой Польше, о них до сих пор поляки говорят языком оригинала: "tisze jedziesz - dalsze budiesz".

В конце концов, остается вопрос: польская экономическая конъюнктура сейчас растет немалым образом благодаря приезжающим на заработки гражданам Украины, тем временем в законодательство, как и в юридическую практику, все больше проникает польская узко национальная точка зрения на историю. Не испугает ли это украинских мигрантов? Польские работодатели еще в прошлом году начали высказывать опасения, что граждане Украины, вместо Польши, могут уехать в более богатую Германию или Скандинавию. Год назад это высказывалось в связи с безвизом - сейчас со стороны неправительственных организаций подобные опасения звучат в связи с попыткой инструментализации прошлого польским правительством, жертвой чего среди первых становятся украинцы.

В представленном в начале февраля Объединением украинцев в Польше рапорте "Украинское меньшинство и мигранты из Украины в Польше: анализ дискурса" читаем о возрастающих угрозах в связи с языком вражды, который все чаще проявляется в актах физической агрессии против украинцев или украинских мест памяти в Польше. Организация указывает на отсутствие реакции со стороны государственных органов в части зафиксированных случаев разжигания межнациональной вражды. "По нашему мнению, практика государственных учреждений в случае некоторых публичных выступлений или актов агрессии противоречит международным обязательствам Республики Польша в области противодействия ксенофобии и нетерпимости", - заключается в рапорте.