• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Мировой порядок 2.0. Зачем США обладатель "Золотого мяча" во главе Либерии

Либерия могла стать и, очевидно, задумывалась как государство-пример для остальной Африки. Но что-то пошло не так
Владелец "Золотого мяча" Джордж Веа
Владелец "Золотого мяча" Джордж Веа
Реклама на dsnews.ua

В последнее время к Африканскому континенту приковано нешуточное внимание. Речь сейчас не только о событиях в Зимбабве, где 93-летнего диктатора Роберта Мугабе пока что полюбовно лишают власти. Мировые сверхдержавы активно решают проблемы региона. Примеры долго искать не придется. Участие французских солдат в операциях против экстремистов в Западной и Центральной Африке вместе с Камеруном и Нигерией. Сомали с терактами, где усилиями США и Африканского легиона полным ходом идет строительство государства, вооруженных сил и ведется борьба с исламистами Аш-Шабаб, тысяча немецких солдат в Мали и их участие в антитеррористических операциях ООН, погибшие в Нигере американские военнослужащие...

Параллельно с этим решается судьба президентского кресла в Либерии - государстве, тесно связанном с США. Еще в октябре мировые СМИ поспешили объявить победителя президентской гонки. И не кого-нибудь, а известнейшего в прошлом футболиста, обладателя "Золотого мяча" 1995 г., нынешнего сенатора графства Монтсеррадо - Джорджа Веа.

Но журналисты ошиблись и, хотя Веа действительно победил в первом туре, набрав 38% голосов, этого не хватило, чтобы избежать второго тура, который должен был состояться 7 ноября. В нем Веа противостоит вице-президент Бокай, который в первом туре набрал 29% голосов. Но второй тур отложен Верховным судом страны на неопределенный срок из-за расследования фальсификаций в первом. По соцопросам Liberia Holding Consortium в мае, июне и августе большинство было за Бокая.

История либерийских выборов интересна не только тем, что президентом африканской страны может стать звезда футбола, за спиной которой стоят люди из кровавого прошлого страны - жена экс-президента Чарльза Тейлора, который сидит за военные преступления, но и убийца бывшего президента Доу - Джонсон. Интересно также то, что, взглянув на историю Либерии, начиная с ХIХ в,. с ее двумя гражданскими войнами и последними 14 годами мира, можно многое понять относительно политики западных демократий в Африке сегодня.

Что особенного в Либерии

Держава была создана в середине XIX в. и заселена темнокожими выходцами из США. Во время колониальной экспансии и крупного дележа Африки европейскими государствами Либерия смогла сохранить независимость. В XX в. сюда хлынули крупные инвестиции американцев. Они вложились в производство каучука, строительство порта и авиабазы, а также контролировали элиту страны, которую сформировали выходцы из США, так называемые американо-либерийцы. Даже флаг Либерии схож с американским, а столица - Монровия, которая до 1824-го была Кристополисом, названа в честь тогдашнего президента США Джеймса Монро, активного сторонника "возвращения" освобожденных рабов в Африку.

Либерия могла стать и, очевидно, задумывалась как государство-пример для остальной Африки. Но что-то пошло не так.

Реклама на dsnews.ua

В 1980-м либерийского президента Уильяма Толберта (представителя тех самых американо-либерийцев) убил обычный, казалось бы, сержант Сэмюель Доу. Он изгнал из страны многих чиновников американского происхождения, казнил почти всех членов правительства. Но был тепло принят Белым домом, активно преследовал социалистов, разорвал дипломатические отношения с СССР в 1985 г. и в целом был полностью контролируем США. Позднее и Доу был убит в 1990-м , попав в плен во время первой гражданской войны. Перед казнью Доу пытали, в частности, отрезали ухо и заставили съесть. Видео допроса все еще хранится на YouTube.

Такой финал стал следствием выхода на политическую арену новых персонажей.

Чарльз Тейлор, который учился в США, активно выступал против Толберта, занял пост в администрации Доу, но позже был обвинен в хищении крупной суммы денег и укрылся в США, где попал в тюрьму. Из нее он загадочным образом сумел бежать вместе с сокамерниками, которых позже отловили. В 1989-м Тейлор с боевиками вторгся в Либерию из Кот-д'Ивуара, начав первую гражданскую войну, которая унесла 200 тыс. жизней.

Тейлор работал с ЦРУ, об этом писали американские СМИ. К нему присоединился Джонсон - сегодняшний сенатор от округа Нимба. Именно он был тем человеком, который допрашивал и казнил президента Доу. Но это убийство отнюдь не остановило войну. Она длилась еще несколько лет. Даже выборы и президентство Тейлора в 1997-м  привели лишь к трансформации конфликта.

Против Тейлора выступало соседнее государство - Сьерра-Леоне, поддерживая его противников в Либерии. Тейлор же, наоборот, был союзником Объединенного революционного фронта в Сьерра-Леоне, снабжая группировку оружием в обмен на алмазы, разжигая войну. Боевики даже создавали отряды из детей. За это Либерия попала под международное эмбарго и санкции. Также в Либерию вторглась военизированная группировка "Объединенные либерийцы за примирение и демократию", выступив против Тейлора.

Под давлением международного сообщества и поражений на "фронтах" - уйти в отставку президента призывал Джордж Буш - Тейлор бежал в Нигерию, предварительно сложив полномочия. Но в 2006 г. та выдала его международному трибуналу ООН. В 2012 г. Тейлор получил 50 лет за военные преступления и сейчас сидит в Англии, в специальной тюрьме Дарена. Мировые СМИ описывали многие зверства Тейлора - вроде того, например, как он приказывал солдатам есть части тела пленных на глазах у их товарищей. Джонсон во второй гражданской не участвовал - он бежал от Тейлора в Нигерию, вскоре после его отставки вернулся и стал сенатором округа Нимба.

После кровавых событий в Либерию ввели миротворцев ООН, в 2005-м в стране состоялись выборы, на которых победила женщина - Элен Джонсон-Серлиф. Тогда ей проиграл нынешний фаворит Джордж Веа, а она, в свою очередь, в 1997-м проиграла Тейлору. В 2011-м ее переизбрали на второй срок. В том же году Серлиф получила Нобелевскую премию мира. При ней в стране начали забывать о войне и даже заговорили об уходе миротворцев, а женщины получили больше прав.

Выборы и интерес Запада

В архивах Госдепа США можно найти интересный файл "Политика США в отношении Либерии" за 2003 г. После кровавой резни в африканской стране в Белом доме решили разобраться в тамошних проблемах. В документе говорится, что Великобритания и Франция приложили достаточно усилий для стабилизации соседних с Либерией Сьерра-Леоне и Кот-д'Ивуара - их бывших колоний. И призывают Вашингтон решить вопрос с Либерией. Это важно для США в плане отношений не только с африканскими государствами, но и с европейскими, а также для обеспечения стратегических интересов в регионе, говорится в документе. В том же году, кстати, вышла резолюция ООН 1509, и в страну ввели миротворческий контингент, позднее прошли выборы и в президентство Серлиф настал мир.

Здесь стоит сделать паузу и обратиться к одной статье издания Совета по международным отношениям Foreign Affairs - World Order 2.0 (Мировой порядок 2.0), авторства Ричарда Хаасса. "ДС" ранее уже писала про ее суть и автора, который 14 лет является директором Совета, бывшим специальным помощником Джорджа Буша-младшего, директором Совета нацбезопасности США по ближневосточным и североафриканским делам, возглавлявшим отдел политического планирования в Госдепе и т. д.

Ричард Хаасс писал о понятии суверенной ответственности, которое отличается от устаревшей доктрины "ответственного суверенитета", на которой базировался так называемый World Order 1.0. Согласно последней государства имеют право на независимость и свободу, а также отвечают за безопасность своих граждан. Система была построена на безоговорочном праве наций на самоопределение. Современный мир с его новыми глобальными вызовами, киберпреступностью, терроризмом, тесно связанными экономическими процессами, более не может существовать в такой системе. В современном мире то, что происходит внутри страны, по словам Хаасса, уже не может считаться проблемой лишь этой страны. Суверенная ответственность означает, что в этом мире существуют не только права суверенных государств, но и обязательства этих государств перед другими. А также возможность добровольного принуждения недобросовестных государств к выполнению этих обязательств. При этом она не противоречит принципу неприкосновенности границ. Правительства в их рамках могут действовать по своему усмотрению, пока такие действия не затрагивают соседние страны не только с общими границами, но и на всей планете.

В условном World Order 2.0 не может быть точек напряжения, которые бы не затрагивали отдаленные государства.

Именно поэтому в условиях существования такой системы США и мировые сверхдержавы добровольно несут ответственность за происходящее в зонах конфликта.

Если вернуться к Либерии, то в уже упомянутом файле Госдепа речь идет именно о такой ответственности. Франция направила усилия на решение проблем Кот-д'Ивуара, Великобритания прекратила войну в Сьерра-Леоне. Либерия "провисала", и именно от США ждали вмешательства для решения конфликта с целью стабильности в регионе.

Не только потому что Либерия и США исторически и экономически связаны. Штаты как минимум являются ведущим торговым партнером и импортером либерийских товаров наряду с Китаем и ЕС. Они направляют инвестиции в агробизнес (35,4% ВВП государства), энергетику, развитие инфраструктуры, строительство, производство и т. д. Поэтому они не могли не вмешаться. И это касается не только Либерии, но и других нестабильных стран региона, где работают ведущие государства мира.

Зоны ответственности - это отдельный вопрос. На первый взгляд, есть несколько примеров, которые свидетельствуют о распределении таких зон по колониальному принципу. Взять ту же Зимбабве - бывшую колонию Великобритании. Пока что бескровный процесс смены власти является заслугой политики Великобритании и Южной Африки, поддержавших оппонента Мугабе, популярного у армии Мнангагву, но, призвав к мирному решению вопроса. Именно поэтому Мугабе еще жив и его могут выбросить из президентского кресла путем импичмента, а не выстрела в голову.

С другой стороны, есть пример Сомали, где в строительстве государства и войне с Аль-Шабаб принимают участие ЕС (Military training mission in Somalia), ООН с гуманитарной помощью, США с военными инструкторами, вооруженные силы Африканского союза и т. д. В этот процесс вовлечены многие государства.

Почему США устраивает Веа

Несмотря на расследование результатов первого тура выборов, в последнем отчете американского посольства говорится, что в октябре они прошли честно, словно намекая, что расследование фальсификаций пора прекратить, провести второй тур и избрать Веа.

Одним из главных соратников Джорджа Веа на выборах является жена того самого Чарльза Тейлора, сенатор округа Бонг - Джуел. Она поддерживает контакт с Чарльзом, а в октябре о разговоре Веа с Тейлором сообщили BBC. Веа признал этот факт, но так и не рассказал, о чем говорили. Кроме того, Джонсон, который пошел на выборы, набрав 8% в первом туре, сначала критиковал, а позднее поддержал Веа.

Против известного футболиста выступает власть со своим кандидатом - вице-президентом Джозефом Бокаем, ведь после двух подряд сроков Джонсон-Серлиф не может баллотироваться.

Джуел Тейлор в случае победы Веа займет пост вице-президента. В одном из репортажей BBC рассказывает о том, что в Либерии все еще сильна ностальгия по временам Тейлора. Мол, несмотря на войну, жили лучше, чем с Джонсон-Серлиф. Согласно Международному индексу счастья, который отражает благосостояние людей и состояние окружающей среды, Либерия - одна из самых несчастных в Африке - 38 место из 44 стран, а в мире по этому показателю она 148-я. В общем, хуже, конечно, есть куда - на последнем месте Центральноафриканская республика, но дорога к лучшему куда дольше.

Джордж Веа является кандидатом, который полностью устраивает либеральную публику на Западе. Образованный, самый известный либериец в мире, с политическим опытом. В западной прессе критики действительно мало, хотя на родине ему приписывали американский паспорт и даже слабый интеллект - впрочем, спортивных звезд в этом нередко подозревают.

Новому президенту достанется в управление одна из беднейших стран мира, что автоматически означает повышенную взрывоопасность ситуации. ВВП на душу населения в государстве - всего $492. Это хуже, чем у Афганистана, Сьерра-Леоне, Кот-д'Ивуара и Того, но лучше, чем у Нигера, Мозамбика и Мадагаскара. При этом в целом показатели ВВП в мирные годы растут ($2,2 млрд), как и население (более 4,6 млн), хотя он и остается одним из самых низких в мире. Согласно индексу восприятия коррупции 2016 Либерия занимает 90-е место в мире, для сравнения Украина - 131-е. А в последнем рейтинге покупательской способности Либерия 160-е (Украина 47-я) - ее соседи Сьерра-Леоне (149-е) и Кот-д'Ивуар (82-е) пока в лучшем положении.

Подкосила экономику эпидемия Эболы в 2014-2016 гг., унесшая почти 8 тыс. жизней. А также снижение цен на железную руду и каучук - 64% общего объема экспорта государства за прошлый год, который составил $169,6 млн.

При этом импорт перевалил за $1,2млрд. По данным МВФ, реальный рост ВВП в 2016 г. был отрицательным на 1,2%. Всемирный банк ожидает, что в 2017 г. рост экономики составит 2,6%

Для поддержания стабильности, кроме контингента ООН, в Либерии работает Африканский союз, членом которого она также является. При этом о выводе миротворцев из государства активно заговорили еще в прошлом году - они якобы должны окончательно покинуть страну после избрания нового президента, ведь институты армии и полиции уже сформированы.

Несмотря на то что в окружении Веа находятся люди, так или иначе связанные с кровавым прошлым Либерии, это отражает настроения общества. Связями с Тейлором Веа словно притягивает на свою сторону тоскующих по былым временам. В то же время он является примером успешного политика, который проповедует западные ценности и образ мышления. Как Либерии, так и США нужен человек, способный объединить страну и не допустить очередного кровопролития. Стоит отметить, что это полностью отвечает интересам США с точки зрения понятия суверенной ответственности, тем самым доказывая существования этой системы.

    Реклама на dsnews.ua