Мировое правительство. Российская угроза беспокоит Бильдербергский клуб меньше, чем популисты

Съезд "глобальной олигархии" получился довольно нервозным

В самом начале июня в Шантильи - но не во Франции, а в 30 милях от Белого дома, в штате Вирджиния, прошла встреча Бильдербергской группы (часто называемой "клубом"), одной из наиболее таинственных международных организаций. Впрочем, организация ли это - сказать трудно, точно также сомнителен и статус "международной", поскольку демократический смысл в этот статус точно не закладывается. Скорее речь идет о форуме транснациональной элиты, чем-то похожем на Давос, но проводившей последнюю итоговую конференцию в 70-е годы прошлого столетия.

Создана она в 1954 г., на заметку конспирологам - сразу после смерти Сталина. При этом если Давос больше похож на светский бал, то Бильдербергский клуб - на масонскую ложу, многие годы мистифицирующую растущую глобальную общественность. Мистификация осуществляется двумя способами - недопущением прессы (и даже облавами на журналистов, о чем много рассказывает в своих статьях автор "Гардиан" Чарли Секстон), а также закрытым характером приглашений. В ненависти к Бильдербергу объединяются ультраправые и ультралевые, а такое объединение, заметим, стало характерным для современного Запада.

В прошлом году встреча группы проходила в Дрездене - впервые на территории бывшего соцлагеря, что могло интерпретироваться как продвижение Запада на Восток, причем за две недели до злосчастного Брекзита, от которого не ждали сюрпризов. В общем, одно это указывает на некоторую беспочвенность отождествления Бильдербергской группы с секретным мировым правительством. Однако, стоит заметить, что ныне во главе форума стоит самый что ни на есть представитель мирового финансового истеблишмента граф Анри де Кастри, до конца прошлого года возглавлявший крупнейшую французскую страховую группу АХА. Британская левая пресса видит в этом, а также в присутствии транснациональных банкиров, манипулирующих министрами финансов стран юга Европы, - чуть ли не полукриминальную деятельность. Но, откровенно говоря, объяснить свои страхи содержательно "плебейский фланг" политического класса не способен.

Для ультраправых в любой стране все ясно - это сборища агентов мирового заговора евреев и масонов. В данном контексте понятно, почему президент Трамп не приказал разогнать этот "кагал" - вся его правая популистская ориентация тонет в известных семейных связях (хотя, заметим, несмотря на громкие заявления, посольство США так и не переехало из Тель-Авива в Иерусалим). Но судя по регламенту тайного саммита - Трампа могли бы пригласить и лично.

Любопытно, что ключевая тема нынешней встречи звучит как "Можно ли остановить глобализацию?". Понятно, что она навеяна событиями драматического 2016 г., но парадоксально, что ее обсуждают полторы сотни представителей тех самых элитных группировок, которые больше всего выиграли от глобализации и говорили об этом неустанно на всех публичных встречах подобного уровня.

Между тем вновь - не специально ли - "тусовка" в Шантильи (или Чэнтили на американский манер) прошла за неделю до британских досрочных выборов, результат которых внезапно стал непредсказуем. А возможно, даже опасен для собравшихся. Ведь старый социалист Джереми Корбин выступает, кстати говоря, за национализацию ряда отраслей промышленности и за самый мягкий вариант дистанцирования от ЕС.

Съезд "глобальной олигархии" не может не вызывать впечатления нервозного - к примеру, на фоне внезапного присоединения китайского премьера Ли Кэцяна к сожалениям европейских лидеров по поводу выхода США из Парижского соглашения по климату. Ведь в последний год КНР демонстрирует довольно резкий рывок в сфере энергосберегающих технологий, а также объявила о масштабных планах добычи газа из газогидратов. А в официальном списке приглашенных - представители Китая не заявлены. Надо ли это понимать так, что этот западный клуб воспринимает Пекин как угрозу? Откровенно беспомощным выглядит сегодня и ОПЕК - сокращение добычи оказалось лишь временной панацеей от усыхания цен на нефть. При этом в списке немало лоббистов нефтяного сектора, членов администраций Буша-младшего и бывших функционеров глобальных финансовых институтов (впрочем, функционеров и нынешних, таких как Кристин Лагард).

Ничего нового не смогли бы поведать собранию и максимально немногочисленные, но с 90-х годов время от времени принимающие участие в бильдербергских встречах "элитарии" России. Так, считается, что одно место постоянно зарезервировано за Анатолием Чубайсом, но на самом деле его приглашали лишь в 1998 и 2012 гг. Хотя бы потому, что они, кажется, никогда не представляли какой-либо российский "мэйнстрим". Единственное исключение - хозяин "Северстали" Алексей Мордашов в 2011 г., ранее прославившийся попытками приобретения, в частности "Арселора", который в итоге достался Лакшми Митталу.

По сравнению с дрезденской встречей в прошлом году - а в американском Шантильи бильдербергцы встречаются уже в четвертый раз (2002, 2008 и 2012), мир явно сдвинулся к тревожному состоянию. Неизбежно - хотя бы потому, что Генри Киссинджер входит в группу постоянных членов - будет обсуждаться степень и необходимость изоляции РФ. Одна из панелей конференции так и заявлена - "Россия в международном порядке". Но официально от России никого на этот раз нет - при этом следует знать, что бильдербергцы нередко приглашают некоторых гостей тайно, а темы берут общие, чтобы в их рамках, видимо, поговорить "по душам", что и заводит сторонников теории заговора и подогревает недоверие масс. А может быть, интересы РФ представляет как раз Генри Киссинджер? Но как совместить это с новейшими инвективами российских "горе-геополитиков" относительно того, что именно Киссинджер завлек Москву в "крымскую ловушку" (?!), вероятно, пообещав Путину мягкую реакцию Запада на аннексию полуострова?

Впрочем, на что и впрямь стоит смотреть в публикуемой части повестки встреч клуба, - так это на иерархию тематики.

Так, Китай находится на последнем месте. Возможно, потому, что как раз Пекин угрозы для глобализации не представляет, а напротив, превратился в ее самого яростного защитника.

А вот некоторые члены правительства Трампа - такие, как советник по национальной безопасности Герберт МакМастер и министр экономики Уилбур Росс, будут докладывать по самому первому вопросу - что происходит с администрацией Трампа. Для баланса, по-видимому, приглашены и представители администраций Обамы - Бреннан и Петреус. На втором месте - трансатлантические отношения, на третьем - НАТО, причем обсуждаются все аспекты оборонного союза. Здесь все ясно - Вашингтон говорит с НАТО двумя разными голосами, а от заявлений самого президента США монолит змеится трещинами. На четвертом - направление развития Европейского Союза, на пятом - судьба глобализации. Думается, элитариев, тяготеющих к протекционизму, будут переубеждать, а через них - и соответствующих публичных политиков, ведь на шестом месте стоит климатический вопрос.

На седьмом месте - вопрос рабочих мест и проблема доходов: бильдербергцы явно недовольны медленным восстановлением западной экономики, хотя это не что иное, как воплощение главной идеи "параллельной организации", а именно Римского клуба с его старинной теорией "нулевого роста". По крайней мере - в масштабах западного конгломерата.

На восьмом месте, как ни странно, - тематика поддельных новостей, что это вообще такое и что с ним делать. Все-таки не зря левая пресса обвиняет Бильдербергский клуб в ретроградстве (иронизируя над тем, что женщин среди приглашенных всего четверть, а "разнообразие" в терминологии организации означает всего лишь занятия участников). Правда, в этом году пригласили целого одного (1) гражданского активиста, бывшего советника Клинтона, афроамериканца Вернона Джордана (это, по-видимому, прогресс). По крайней мере, гибридная информационная война начала восприниматься как угроза - не прошло и 17 лет после прихода к власти Владимира Путина (или тех же методов палестинской пропаганды). Что ж, уже хорошо.

На девятом месте - вопрос о том, почему нарастает популизм. Левые, к примеру, отвечают на него таким образом, что элита просто "заелась", но, конечно, все гораздо сложнее. В обращении газеты "Гардиан" к читателям, в котором этот мощный рупор определился с поддержкой в пользу Джереми Корбина и лейбористов, содержится примечательная фраза: "Экономика тори создала новый рабочий класс - работающих бедных людей". Поразительно, как это перекликается с некоторыми моментами экономической политики украинских властей в текущую декаду, а также "удивленными" заявлениями российских финансовых властей в этом и прошлом году. При этом ни в первом, ни во втором случае никаких тори нет и на горизонте, а сами "бильдербергцы", ясное дело, обсуждают популизм в США, Великобритании, вероятно, Франции, Нидерландах, Германии и Италии, где имели и еще будут иметь место тяжелые политические сражения (а не классовые ли это войны по Марксу?).

Лишь на десятом месте - российский вопрос, но привлекает внимание, что он обходит по приоритетности вопрос ближневосточный. Раньше, следует заметить, было наоборот. Говорит ли это о том, что сирийский вопрос (кстати, среди приглашенных фигурирует турецкий либеральный писатель и журналист Мустафа Акьоль, но никак не представители арабских государств) рассматривается как близкий к разрешению? Ведь в отличие от прошлого года миграция уже не значится на повестке дня.

Регламент дискуссии завершается распространением ядерного оружия (итак, как же разрешить вопрос КНДР?) и, как было сказано, Китаем.

Можно, конечно, считать, что Бильдербергский клуб демонизируют совершенно зря, и верить в то, что это эксцентричный по уставу Давос старых аристократов, которым в наследство достались крупные банки и другие финансовые активы, и они любят поиграть в тайну, возможно, и впрямь обсуждая интимные вопросы с политиками. Журналисты и мыслители приглашаются для антуража и в тайные комнаты их не пускают. Впрочем, в Шантильи это просто отель "Мариотт", а не феодальный замок с подвалами, где проходят чувственные масонские церемонии. Так что в итоге все вольны думать о Бильдерберге все, что хотят. При этом именно в Шантильи все прошлые встречи проходили: перед интервенцией США и их союзников в Ирак; в ходе развертывания мирового финансового кризиса; и в разгар "арабской весны". Думается, 2017 г. в этом смысле ничем не менее символичен, нежели перечисленные даты встреч транснациональной элиты в получасе езды от кабинета президента США.