• USD 41.6
  • EUR 43.8
  • GBP 52.5
Спецпроекты

Мир Трампа. Иран спешит к самоизоляции

Тегеран распродает нефть и готовится к абсолютной власти консерваторов
фото: vosizneias.com
фото: vosizneias.com
Реклама на dsnews.ua

Иранский "выход в свет" имеет все признаки завершения. И сегодня есть все шансы, что либерализация Тегерана после подписания ядерного соглашения все же не состоится. В стране продолжают усиливаться позиции консервативных кругов, и одной из главных причин этого явления выступает внешнеполитический эффект вступления в должность президента США Дональда Трампа.

Новоизбранный лидер Соединенных Штатов известен своей жесткой позицией касательно Исламской республики Иран. Он неоднократно говорил, что ядерная сделка - это подарок Барака Обамы Тегерану. И так же многократно твердил, обещал, грозил возобновлением санкционного давления на Иран.

С одной стороны, Трамп - это искусный манипулятор, на полную катушку использующий свой популизм. Или назовем его иначе - политик-сюрприз, который во время кампании говорил приятности Кремлю, а ныне его администрация полнится, к примеру, антироссийскими ястребами, и он уже рассуждает о программе по защите от кибератак извне, имея ввиду россиян и китайцев.

Поэтому не факт, что "обновленный" Вашингтон пойдет на регресс отношений с Ираном. То есть нельзя с абсолютной уверенностью заявить, что Трамп все же надавит на Совбез ООН с целью отмены договоренностей с Тегераном и, как следствие, возврата к полному пакету санкций. Хотя предпосылки, а точнее причины для такого внешнеполитического курса у республиканца все же имеются, потому как новое руководство США будет стремиться ослабить влияние Ирана в регионе и, ко всему прочему, захлопнуть перед ним двери на европейские рынки. Прежде всего углеводородов.

Это одна из причин, которые толкают Тегеран выжать максимум из доступа на внешние рынки прежде, чем удалиться в добровольную или принудительную изоляцию. Например, на днях Reuters удалось узнать, что Иран продал половину своих запасов нефти, которые хранились на танкерах в море - 13 млн баррелей купили в Китае, Индии, Южной Корее, Франции и Италии. Еще летом черным золотом (29,6 млн бочек) было заполнено 30 танкеров из 60. Сейчас их, по оценкам источников, 12-14 судов.

Тегеран форсирует события, невзирая на соглашение стран ОПЕК по сокращению добычи нефти, что повлияло на рост стоимости. Но на самом деле очевидно, что цены резко не подскочат, а тем более не вернутся к заоблачным высотам, как того хотели бы в Иране или Москве. Опять-таки из-за Трампа, который четко дал понять, что будет защищать американских нефтемагнатов и способствовать наращиванию добычи. Уже известно, что в США дали добро на строительство еще семи вышек. А, следовательно, их будет еще больше.

Такие новости ведут к падению цен. И Иран своей распродажей "морских" углеводородов еще больше снизил стоимость Brent. Конечно, в таких условиях самый разумный выбор был - максимально распродать имеющиеся углеводороды и, если повезет, продать как можно скорее остатки на новых рынках, возможно даже с внушительными скидками. Поэтому Тегеран стремится выйти на новые рынки. Источники говорят, что он ведет сейчас переговоры со странами Балтии, Центральной и Восточной Европы.

Реклама на dsnews.ua

С другой стороны, пугало Трампа уже используется аятоллой Али Хаменеи, первым лицом в государстве, для дальнейшего обрушение рейтингов иранских реформистов во главе с президентом Хасаном Рухани. Грубо говоря, продуцируется ожидание новой мировой изоляции.

Она, отметим, возможна. Причем необязательно с подачи именно Трампа, а прежде всего консерваторов, которые на самом деле вышли победителями на минувших парламентских выборах, заполучив тот же Совет экспертов вопреки преимуществу либералов. В этом году Иран ожидают президентские выборы. И реформист Рухани, активно способствовавший потеплению отношений с Западом, еще думает, идти ли на второй срок. Но его шансы тают. Во-первых, да, благодаря консерваторам. Во-вторых, после подписания ядерного соглашения сказка в Иране так и наступила. Определенный прогресс в экономике наступил, но не такой, какого ожидало уставшее от изоляции население. Объясняется это и падением цен на нефть, и повсеместным противодействием консерваторов любым прогрессивным инициативам. В общем, в иранском обществе наблюдается брожение и явное недовольство, которым и пользуются клерикалы.

Еще больше реформаторы ослабели после смерти 8 января бывшего президента-либерала, "серого кардинала" Али Акбара Хашеми Рафсанджани. Фигура очень влиятельная в Иране, что прекрасно видно на кадрах прощания в Тегеране. Проводить в последний путь одного из фундаторов Республики вышли, по некоторым оценкам, 2,5 млн человек.

Идем дальше. Одновременно с известием о кончине Рафсанджани, в Заливе (Персидском) произошла очередная стычка американцев с иранцами. Они периодически "пересекаются", что выливается в международное напряжение. Так, иранцы захватывали американских моряков, шедших из Кувейта. В воскресенье же эсминцу ВМС США, как передает ABC News, пришлось сделать три предупредительных выстрела из пулемета .50-го калибра (12,7 мм) в направлении патрульных катеров Ирана, которые двигались к нему, не реагируя на сирену, световые сигналы и не отвечали по радиосвязи.

И это происходит за 12 дней инаугурации Трампа. Ну, не подарок ли для республиканца: "Эти парни, похоже, соскучились по санкциям!". И все в выигрыше. Новый президент США со спокойной душой запускает процесс давления на Иран, а клерикалы берут курс на устранение из власти реформаторов и изоляцию. Такой вот получается винегрет из ожидания трамповской угрозы и внутриполитической грызни. А на выходе получится кардинальная перестановка сил на Ближнем Востоке и Центральной Азии. Ирану в новом будущем придется еще больше "дружить" с Кремлем и другими изгоями, и в то же время как-то реализовывать внешнеполитические амбиции. К примеру, в странах Центральной Азии, к которым повышенный интерес всегда демонстрировала Россия. При таком раскладе, кстати, намечается трение между союзниками, чьи отношения итак непросты.

И да. Еще один момент - отразится новый "статус" Ирана и на Турции. Оба государства пытаются сотрудничать в той же Сирии и в вопросах поставок энергоресурсов. Вопрос в том, захочет ли Турция даже в нынешнем виде якшаться с ультрашиитским Ираном под новым-старым прессом западных санкций?

    Реклама на dsnews.ua