Миллиард из военторга. Как Путин может использовать Лукашенко
Кремлю нет смысла форсировать поглощение Белоруссии. Куда более вероятным представляется ее использование в роли московского прокси
Самопровозглашенный президент Белоруссии (он же губернатор Северо-западного края РФ) Александр Лукашенко, комментируя ход военных учений "Запад-2021" заявил о намерении потратить более $1 млрд на закупки российского вооружения. Тратить свой миллиард в московском военторге Минск намерен неспешно и вдумчиво, растянув шопинг до 2025 года. При этом, по словам Лукашенко, речь идет о десятках самолетов, нескольких десятках вертолетов, а также о зенитных ракетных комплексах Тор-М2. Кроме того, как сообщил Лукашенко, на недавней встрече с Путиным обсуждались и поставки ракетных комплексов С-400, для размещения их на границе с Украиной, причем, Путин уже дал поручение Шойгу проработать этот вопрос с белорусской стороной.
В этой истории примечательны два момента. Во-первых, комментарии о закупке вооружений были озвучены только Лукашенко, а Путин предпочел отмолчаться. Во-вторых, интересна сумма предполагаемых закупок: миллиард долларов – много это, или мало?
Посмотрим на цены. Российский истребитель Су-30СМ стоит на экспорт порядка $30 млн долларов за штуку. Ми-35М — около $20 млн. Стоимость экспортной версии С-400 "Триумф" доходит до $500 млн за дивизион. Впрочем, С-400, вероятно, идут отдельной строкой расходов, помимо заявленного миллиарда.
Тем не менее, даже с учетом отдельных расчетов за поставку С-400, растянутый на четыре года миллиард долларов выглядит до неприличия скромно. Единственное возможное объяснение – поставка по бросовым ценам самолетов и вертолетов б/у, снятых с консервации. Что же касается С-400, то, вероятно, речь пойдет не о продаже, а о передаче в пользование некоторого количества комплексов, из числа уже стоящих в России на боевом дежурстве. Скорее всего, их передадут с российскими экипажами, хотя формально комплексы будут белорусскими, и ответственность за их применение будет лежать на Минске.
Версия предпродажной подготовки оружейного секонд-хенда хорошо объясняет и осенний самолетопад, накрывший Россию в последний месяц. Похоже, что там стали массово снимать с консервации и облетывать для "братьев-беларусов" весь скопившийся авиационный хлам, который "батьке" отчасти продадут за бесценок, отчасти просто подарят, передав в долг, а затем этот долг списав.
Понятно, что такие подарки просто так не делаются. Вооружая белорусскую армию на украинской границе, Путин включает ее в игру, которую ведет на западном направлении. Во что же намерена сыграть Москва?
До некоторой степени планы Кремля относительно Белоруссии (название Беларусь резервируется за несуществующим независимым государством) можно просчитать, ознакомившись со статьей "Переоценка близости. Как России строить отношения с Украиной", написанной директором Московского центра Карнеги Дмитрием Трениным. Ее основные положения сводятся к двум тезисам:
- Не больно-то России и нужна интеграция с Украиной, и без нее проживем.
- Тем не менее, соседские отношения с Украиной строить надо, уповая на появление в Киеве "руководства, способного наладить прагматичные отношения с Москвой", но не ожидая этого пассивно, а, напротив, активно пользуясь тем, что "вопросы, связанные с Украиной, стали менее приоритетными для руководства стран Запада".
Внимательно вчитавшись в статью, можно разглядеть и программу действий Москвы на ближайший период времени. Это создание повода для поиска контактов и компромиссов с Украиной вне Минского формата, явно зашедшего в тупик. При этом, мысль Тренина о том, что тесная интеграция с Украиной, вплоть до ее де-юре поглощения, была бы России в любом случае экономически и политически невыгодна, и что политику в отношении Украины следует переориентировать в направлении эффективной откачки украинских ресурсов, в первую очередь, людских, логично проецируется и на Белоруссию.
В сумме с планами на российские вооружения, озвученными Лукашенко, это дает картину корректировки кремлевского курса в отношении Белоруссии.
Судя по всему, сломив сопротивление Лукашенко и превратив его в управляемую марионетку, в Москве решили отложить план поглощения Белоруссии как нецелесообразный в настоящее время. Такое поглощение неизбежно вызвало бы новую волну санкций в отношении России, и было бы крайне затратно экономически. В то же время, отрыв Лукашенко от реальности, осуществленный под закулисным управлением Кремля, дает Москве возможность создать новый очаг напряженности в Европе, к которому Россия формально не будет иметь никакого отношения.
Более того, подтолкнув Минск к конфликту малой интенсивности на украино-белорусской границе, Москва получит и немалый набор бонусов.
Такой конфликт отвлечет внимание ЕС и США от Донбасса, и, тем более, от Крыма. Он даст возможность похоронить Минск, после чего Москва попытается протолкнуть новый формат переговоров, с прямым участием представителей "Л/ДНР". Шансы на успех такой трансформации будут тем больше, чем успешнее Кремль добьется для себя роли миротворца в новом конфликте между Минском и Киевом – а шансы на это у него очень велики. На фоне явно неадекватного Лукашенко Путин будет выглядеть вполне респектабельно. К тому же, в сконструированной Москвой ситуации только Путин сможет ощутимо воздействовать на сорвавшегося с катушек и впавшего в истерику миньона. Так что Европа российское миротворчество может и поддержать.
Разумеется, для начала конфликта потребуется провокация. Но у России есть все возможности для ее организации, а подтолкнуть Лукашенко к военным авантюрам в настоящее время не составит большого труда. Все указывает на то, что минский диктатор дезориентирован, поскольку каналы, по которым он получает основную информацию о ситуации вокруг Белоруссии, полностью контролируются Кремлем. К тому же Лукашенко перестал доверять своему окружению. С учетом его психического нездоровья, насыщения белорусских спецслужб и армии российской агентурой, фактическим взятием в заложники Николая Лукашенко, а также санкционными трудностями, которые испытывает белорусская экономика, это делает Лукашенко абсолютно управляемой Москвой фигурой.
Итак, пока мы ждали российско-белорусского аншлюса, скалькированного с германо-австрийского, в Кремле подготовили пхеньянизацию режима Лукашенко, гораздо более удобную для России. Сыграв Лукашенко на обострение, а, затем, картинно сдержав его, Москва вполне может попытаться занять место регионального миротворца, вынуждая ЕС, а, следом, и Украину признать за ней этот статус.
Вместе с тем, это совершено не исключает в дальнейшем ни поглощения Белоруссии, ни совместного российско-белорусского удара по Украине. Иной вопрос, что обе эти ситуации должны созреть. Инициатива объединения двух стран должна исходить, в первую очередь, от самих белорусов, уставших от свихнувшегося "батьки". А очередная волна проблем, накрывшая США и ЕС, вкупе с провальными экономическими действиями украинской власти, вполне способна в какой-то момент создать удобное окно возможностей для российско-белорусской атаки на Украину, организованной под лозунгом "борьбы с нацистским режимом". При этом белорусам будет отведена роль героического авангарда, благо, что ни их, ни переданной им старой техники россиянам будет нисколько не жаль, а все потери и провалы будут затем списаны на ставшего уже ненужным белорусского диктатора.